Что значит просветительская деятельность
Закон о просветительской деятельности вступил в силу
Появление законопроекта вызвало большой резонанс: во ходе бурных обсуждений против него выступали деятели науки и искусства, предприниматели и общественные деятели.
Закон ввел понятие «просветительская деятельность», а полномочия по определению порядка и формы такого рода деятельности были переданы правительству. Авторы законопроекта в пояснительной записке указали, что действующий сейчас закон «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий».
«Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации», — указано в проекте.
Закон призван оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности, говорится на сайте Государственной думы.
На портале проектов правовых актов проект положения о просветительской деятельности, выложенный для общественного обсуждения, набрал 71 голос «за» и более 25 тыс. «против».
Среди положений документа были следующие:
В Минобрнауки 14 мая сообщили, что проект постановления правительства будет доработан с учетом предложений, в том числе поступивших от представителей ИT-индустрии, сфер экологии, культуры и образования. «29 апреля 2021 года в Общественной палате прошли общественные слушания, в ходе дискуссии было принято решение, что проект постановления требует доработки», — заявили в ведомстве.
Сейчас на портале проектов правовых актов документ стоит с пометкой «отказ от продолжения разработки». На сайте правительства постановление о положении, необходимое для работы этого закона, также отсутствует.
Cреди главных претензий к закону — расплывчатость формулировок и запретительный характер. Ученые заявили, что его принятие усложнит приглашение лекторов по краткосрочным контрактам. Это также осложнит работу многих просветительских проектов, в том числе заставит остановить волонтерские инициативы. Кроме того, законопроект подразумевает возможность ввести цензуру, поскольку власти смогут запрещать практически любые проекты в этой области. Регламентация просветительской деятельности приведет к тому, что граждане не будут ею заниматься из-за завышенных требований и формальных препятствий, считают критики закона. Он, по сути, приравнивает просветительскую деятельность к педагогической, тогда как закон об образовании утверждает, что это две «принципиально разные деятельности».
Астроном, доцент МГУ Владимир Сурдин в разговоре с РБК отметил, что ученые до сих пор занимались просветительской деятельностью по своей инициативе, не согласовывая ни с кем, «так как хорошо понимали, что экспертов в той области, в которой мы работаем, лучше нас в стране нет». «Это не хвастовство, я говорю от имени тех, кто в университетах работает и знает уровень своих компетенций», — пояснил он. По мнению ученого, специалистам в какой-либо научной области не к кому идти и просить разрешение рассказывать о ней.
«Я хочу напомнить, что даже в советское время, когда серьезно были закручены все идеологические гайки и была вполне официальная цензура, все равно никто от лекторов не требовал утверждать тексты своих лекций, согласовывать их с чиновниками, — напомнил Сурдин. — Нам доверяли, потому что мы объективно были полезны государству, мы повышали интеллектуальный уровень страны». Доцент недоумевает, почему регулирование надо вводить сейчас, «когда формально страна стала демократической и формально исчезла цензура».
В феврале 2021 года петербургские деятели культуры направили президенту Владимиру Путину, премьер-министру Михаилу Мишустину и спикеру Госдумы Вячеславу Володину открытое письмо с просьбой отклонить документ. Они выразили опасение, что законопроект создаст предпосылки к цензуре, в частности потребует согласования с властями просветительских материалов до публикации, что усложнит ведение просветительской деятельности, «но никак не повлияет на деятельность запрещенных экстремистских организаций».
Представители ИТ-индустрии отметили, что под действие закона подпадает множество образовательных проектов в этой сфере и пока трудно предсказать, как он скажется на бизнесе.
Кого коснётся закон о просветительской деятельности, если его примут?
Мы разбирались с помощью юристов и поняли, что проще сказать, кого он не коснётся.
Законопроект о просветительской деятельности одобрен Советом Федерации, осталось подписать его президенту. Кому стоит волноваться, а кому — нет?
Кто помог нам разобраться:
Андрей Кузьмин, кандидат юридических наук, адвокат и старший партнёр адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнёры».
Александра Шульц, адвокат.
Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.
Из-за чего весь сыр-бор? Ну, признают какую-то деятельность просветительской — и что с того?
В том-то и дело, что не вполне ясно, чего ждать. Цель законопроекта — исключить антироссийскую пропаганду, об этом написано в пояснительной записке. В законопроекте, в частности, запрещается использовать просветительскую деятельность для разжигания всякой розни (социальной, расовой, национальной, религиозной) и для побуждения к антиконституционным действиям. Правда, такой запрет и раньше следовал из других законов.
Но кроме того в законопроекте есть вот такая туманная фраза:
«Порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством РФ».
Что конкретно будет в этом порядке, пока неизвестно. Те, кто занимается просветительской деятельностью, переживают, как бы не стало больше проверок и других формальных сложностей в работе.
Что вообще такое просветительская деятельность с точки зрения этого законопроекта?
Законопроект содержит широкую и размытую формулировку. Из неё следует четыре ключевых признака:
1. Это деятельность, которая ведётся с определённой целью (имеет направленность).
2. Такой целью (направленностью) может быть распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции.
3. В свою очередь, всё, что перечислено в пункте 2, распространяется тоже не «просто так», а с конкретными целями. Вот они:
4. Но при этом вся эта деятельность ведётся вне рамок образовательных программ.
Чтобы деятельность считалась просветительской, все четыре признака должны присутствовать одновременно.
Сложновато. Получается, всё, что делается в рамках образовательных программ, просветительством не считается. Но при этом одна из целей просветительства — удовлетворение образовательных потребностей человека. Как понимать это противоречие?
Дело в том, что человек может удовлетворять свои образовательные потребности разными способами: через получение образования или через самообразование.
В первом случае он учится в специальной образовательной организации по утверждённой программе. Образовательные программы — это признак образовательной деятельности.
А во втором случае человек самостоятельно, вне образовательных программ пользуется какими угодно источниками знаний — например, читает книги, слушает лекции и подкасты, смотрит вебинары, ходит на тренинги, мастер-классы и тематические конференции. Вот в этом случае получается, что он удовлетворяет свои образовательные потребности благодаря чьей-то просветительской деятельности.
Просветительство и образовательная деятельность очень похожи. Если закон примут с такой туманной формулировкой, то как отличить одно от другого?
По наличию образовательной программы. Это главный признак образовательной деятельности. Фактически получается, что и образование, и просветительство распространяют знания, умения, навыки, опыт и компетенции для удовлетворения образовательных потребностей и интересов человека. Но если всё это оформлено как образовательная программа, то деятельность считается образованием. А если программы нет, это с точки зрения законопроекта просветительство.
Окей, тогда что такое образовательная программа? Например, тематический план курса онлайн-лекций, вебинаров, мастер-классов и тому подобных мероприятий — это и есть образовательная программа?
Тематический план курса лекций сам по себе ещё не образовательная программа.
Образовательная программа — это содержание конкретного образования. Подробное определение можно прочитать в пункте 9 статьи 2 закона «Об образовании в РФ». А говоря простым языком, у образовательного курса обычно есть:
Всё вместе это и есть образовательная программа.
Образовательные программы бывают основными и дополнительными. И если в случае с основным образованием обычно не возникает вопросов, есть в конкретном случае образовательная программа или её нет (потому что там требования к программам очень формализованы), то с дополнительным образованием всё сложнее.
Не всегда можно уверенно сказать: вот этот курс лекций, этот вебинар, мастер-класс или тренинг точно считается программой дополнительного образования, а вот этот — точно нет. Эта грань всегда была нечёткой.
То есть не всегда можно уверенно отличить образовательную деятельность от чего-то похожего. Раньше это было важно, только чтобы разобраться, нужна ли образовательная лицензия. А в случае принятия законопроекта о просветительской деятельности добавится ещё и вопрос, распространяется ли на конкретную деятельность специальное регулирование, предусмотренное для просветительства.
Как всё запутанно! На что всё-таки можно ориентироваться, чтобы понять, есть в конкретном случае признаки образовательной деятельности (образовательной программы) или нет?
Говоря упрощённо, если образовательный процесс не спонтанный, а организованный, то программа есть.
На практике сложился подход, согласно которому образованием не считают мероприятия:
Например, результатом образовательной программы профессионального дополнительного образования должно стать получение определённой квалификации (ст. 12 закона «Об образовании в РФ»).
Давайте на простом примере: мастер-класс по приготовлению суши — это образовательная деятельность или просветительская?
Если по итогам мастер-классов по приготовлению суши слушатели сдают экзамен и получают диплом о присвоении квалификации «повар-сушист», то здесь, скорее всего, есть образовательная программа, и тогда это образовательная деятельность.
Если экзамен по итогам участия в подобном мастер-классе не предусмотрен и участникам выдаётся некий «сертификат», где лишь написано, что они участвовали в таком мероприятии, или ничего не выдаётся, то тут нет образовательной программы. Но такая деятельность может быть признана просветительской, потому что она распространяет знания, умения, опыт и компетенции для профессионального развития или для удовлетворения интересов человека.
Пока нельзя уверенно сказать, будет ли касаться регулирование тех случаев, когда просветительство не является главной целью деятельности, а идёт как бы в помощь к ней. Вот как в этом примере: основная цель организации мастер-классов — коммерческая, они могут быть вообще чисто развлекательными мероприятиями. Но поскольку на них распространяются знания, умения, опыт для удовлетворения интересов человека, есть формальный признак просветительства.
То же самое касается курсов копирайтинга, SMM, ораторского искусства, техники ведения переговоров, навыков владения Excel и так далее. Словом, любые мероприятия для развития и удовлетворения образовательных потребностей и интересов, если нет образовательной программы, могут быть признаны просветительством.
Кошмар. А может, так: если у организации или ИП есть лицензия на образовательную деятельность, значит, то, чем они занимаются, автоматически не считается просветительством?
Нет, всё не так просто. Организация, имеющая образовательную лицензию, вполне может одновременно заниматься ещё и просветительской деятельностью. Например, вуз помимо программ высшего профессионального образования может записывать тематические видеолекции для популяризации науки и выкладывать их на онлайн-платформе для просмотра всеми желающими. И это будет уже не образовательная, а просветительская деятельность вуза.
Так что нужно смотреть на содержание конкретной деятельности, на наличие образовательной программы у конкретного курса или мероприятия.
Допустим, на онлайн-платформе размещаются онлайн-уроки по школьным предметам. Темы уроков имеют отношение к основной школьной программе, но записывает и выкладывает их не школа, а коммерческая организация. Любой желающий может смотреть эти уроки, если хочет разобраться в теме. Это просветительская деятельность?
Да, это просветительская деятельность. Потому что она направлена на распространение знаний, умений, навыков для интеллектуального развития ребёнка, удовлетворения его образовательных потребностей. Когда у ребёнка возникает потребность в таких знаниях, он либо его родители обращаются к возможностям такой онлайн-платформы.
Это что же получается — в любом сомнительном случае, когда раньше можно было работать без образовательной лицензии, теперь либо получай лицензию и делай образовательную программу, либо попадаешь под регулирование просветительской деятельности?
Если будет принят закон о просветительской деятельности в том виде, в котором сейчас существует законопроект, то да, получается именно так.
Познавательные лекции по искусству или популяризации науки (очные либо онлайн), которые могут посетить и посмотреть любые желающие, — это просветительская деятельность?
Да, здесь нет никаких сомнений. Это распространение знаний для интеллектуального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, то есть просветительская деятельность.
Вебинары, круглые столы и конференции, где профессионалы делятся опытом, практикой, рассказывают про тренды в своей профессии, подпадают под понятие просветительской деятельности?
Смотря какая цель у подобных мероприятий. Если цель в распространении знаний, умений, навыков, опыта и компетенций для профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, то да — это просветительская деятельность.
Ого, получается, весь инфобизнес — начиная с бизнес-тренингов, если они не подпадают под понятие образовательной деятельности, и заканчивая вебинарами лайф-коучей — может считаться просветительской деятельностью?
Если эта деятельность соответствует четырём ключевым признакам, которые перечислены в ответе на второй вопрос, то да — она будет считаться просветительской.
Подождите, это что же: развлекательные мастер-классы, кулинарные и творческие, такие как «Рисуем картину за два часа», с точки зрения законопроекта — тоже просветительская деятельность?
Да, каким бы абсурдом это ни казалось с точки зрения здравого смысла, но такие мероприятия тоже подпадают под признаки просветительской деятельности из законопроекта. Потому что на таких мероприятиях распространяются знания, умения, навыки, опыт — для удовлетворения интересов человека. Это последствие слишком размытой формулировки.
А если кто-то проводит лекции, вебинары, мастер-классы в маркетинговых целях, это тоже просветительская деятельность? Например, фитнес-клуб выкладывает на YouTube видеоуроки с советами по тренировкам, чтобы получить новых клиентов.
Если цель мероприятия или размещения видеоуроков — маркетинг, реклама (продвижение товаров, работ, услуг), то просветительской деятельностью это считаться, по идее, не должно. Потому что знания, умения, навыки, опыт и компетенции в таком случае распространяются не для развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а в своих коммерческих целях. То есть удовлетворение образовательных потребностей и интересов людей выступает тут не целью, а инструментом для достижения другой цели.
Но будут ли контролирующие органы в случае принятия законопроекта придерживаться такой же точки зрения, пока неизвестно.
К тому же сложность в том, что доказывать цель деятельности в случае сомнений придётся тому, кто эту деятельность ведёт. Когда маркетинговые цели прописаны в документах об организации деятельности, сама деятельность сопровождается рекламой продвигаемых товаров, работ или услуг, всё понятно. В менее очевидных случаях могут быть сложности.
Компания организует тренинг для развития профессиональных навыков сотрудников, но без присвоения квалификации. Это может считаться просветительской деятельностью? Например, для менеджеров по продажам проводят тренинг по методам продаж.
Вот здесь тоже неоднозначно. В чём цель корпоративного обучения, которое организует работодатель? Профессиональное развитие сотрудников для удовлетворения их образовательных потребностей и интересов? Или профессиональное развитие сотрудников для удовлетворения потребностей самого работодателя? Видимо, смотря от кого исходит запрос на обучение.
Если запрос идёт от работодателя (он считает, что сотрудники недостаточно компетентны), то цель в том, чтобы наладить рабочие процессы. То есть работодатель удовлетворяет собственные утилитарные потребности и интересы, а не потребности и интересы сотрудников. Тогда это не просветительская деятельность.
Если же запрос исходит от сотрудников, то деятельность может быть признана просветительской.
Но всё, конечно, зависит от того, какие требования к просветительской деятельности разработает Правительство, если закон о просветительской деятельности будет принят, и как сложится практика применения закона.
А что там в этом законопроекте про приглашение иностранных лекторов и сотрудничество с иностранными организациями? Это станет сложнее?
А вот эта предлагаемая в законопроекте норма касается лишь тех, кто занимается именно образовательной деятельностью. То есть прежде всего школ, колледжей и вузов.
Если вкратце, то, согласно законопроекту, таким организациям для международного сотрудничества в сфере образования нужно будет получать специальное заключение от Минобрнауки или Минпросвещения. Сейчас такого требования нет.
Таким международным сотрудничеством в законопроекте считаются, в частности:
Это неполный перечень.
Если у вас нет статуса образовательной организации, вы по-прежнему свободно сможете пригласить иностранного специалиста провести, например, лекцию, вебинар или выступить на вашей профессиональной конференции.
Семинары, лекции и тренинги будут под контролем. Что изменит закон о просветительской деятельности
Ее могут осуществлять:
Нельзя использовать просветительскую деятельность:
Как раньше регулировалась просветительская деятельность?
— Около образовательной деятельности, которая является по умолчанию лицензируемой, есть и другая деятельность, которая не подпадает под жесткие критерии именно образовательной, но до некоторой степени схожа с ней.
Попытки регулирования в этой сфере были еще лет 10–12 назад, когда Министерство юстиции активно пыталось контролировать и «наводить порядок» среди неправительственных организаций, а больше 80% НКО так или иначе занимаются околообразовательной деятельностью. Называть ее просветительской юридически было не вполне корректно, потому что такого понятия в российском праве нет.
Единственный документ, который как-то регулировал понятие просветительской деятельности — это так называемый модельный закон «О просветительской деятельности» государств-участников СНГ, который был принят в 2002 году. Но он сам по себе ничего не регулирует, а служит образцом для стран-участниц СНГ, которые вправе разработать и принять собственные законы о просветительской деятельности.
То есть попытки контролировать такую деятельность некоммерческих организаций Минюст предпринимал еще в 2000-х годах, но тогда это дальше них не пошло. Некоторые организации получили претензии за то, что занимались образовательной деятельностью без лицензии, но после вмешательства Общественной палаты эти попытки приостановились.
Эта идея спустя 10 лет реализована в виде нового порядка, который нас ждет в отношении любых семинаров, тренингов, лекций и прочих мероприятий.
Кого затронут принятые поправки?
— Образовательные организации вправе заниматься разнообразной деятельностью, поскольку они имеют лицензию, и они в своем праве использовать разные формы деятельности. Поправки, касающиеся именно их, дополнительно регламентируют и ограничивают их деятельность, в первую очередь, связанную с контактами с иностранными специалистами.
Но введение понятия просветительской деятельности, вне всякого сомнения, будет прежде всего касаться не образовательных организаций, а довольно широкого круга лиц.
Юридически есть очень серьезный вопрос — какими рамками ограничить эту новую просветительскую деятельность. Одно дело, что замыслили авторы, а другое — как это все будет применяться на практике.
Например, у нас есть «Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации», в котором есть определение и понятие информации. То есть, когда мы общаемся — это я передаю информацию или просвещаю относительно чего-то?
Обмен информацией свободный и никакому регламентированию не подлежит, а просветительская деятельность планируется ограничиваться каким-то регламентом, который будет установлен позже.
Пока не прописано, как будет осуществляться контроль. Появятся ли новые документы?
— Закон прямо указывает, что форма и порядок будут регулироваться правительством РФ. Это значит, что нужно ожидать постановления правительства, которое утвердит какой-то уполномоченный орган по контролю. Возможно, это будет Минюст, Роскомнадзор или Рособрнадзор.
Затронет ли это онлайн-мероприятия?
— Онлайн-мероприятия в законе не упоминаются, что, в свою очередь, не означает, что на них это не будет распространяться. Все будет зависеть от того, насколько активно начнут пытаться применять и внедрять этот закон.
Если есть планы максимально всех загнать в жесткие рамки и запретить любые несогласованные семинары, то тогда интернета это тоже коснется, потому что для того, чтобы проконтролировать очный семинар, надо куда-то ехать, то для контроля вебинара нужно просто подключиться онлайн и послушать. Это проще в плане доступа, фиксации нарушений и предъявления претензий.
Потребуется ли лицензия на просветительскую деятельность?
— Нет, просветительская деятельность не будет лицензироваться.
Лицензия остается обязательной только для образовательной деятельности. О том, как будет регулироваться просветительская деятельность, будет написано в постановлении правительства, а потом в приказах соответствующего ведомства.
Но я бы не ожидал требования согласования, потому что невозможно миллионы семинаров, лекций, встреч согласовывать с властями.
Хотя какие-то попытки контроля и предоставления права чиновникам прийти на мероприятие и оценить, соблюдаются ли установленные законом нормы, ожидать можно. Но при этом пока никаких санкций за несоблюдение норм не предусмотрено.
Если за нарушение не предусмотрено наказание, то в чем смысл закона?
— Но это же не значит, что наказание за нарушение закона не введут позже. Сначала правительство разработает какие-то формы, а затем КоАП могут дополнить статьей за нарушение порядка организации и проведения просветительской деятельности.
Чего ожидать после вступления закона в силу?
— Принятие этого закона не означает, что моментально произойдут резкие перемены. Но это открывает новую тропинку, которая будет неизбежно приводить к дополнительным ограничениям, санкциям и проблемам для представителей гражданского общества.