Что значит посмотреть на себя со стороны
Борьба с самостью. Взгляд на себя со стороны
«Борьба с самостью имеет очень глубокое значение, ибо самость – камень преткновения на Пути. Не может самость отойти от себя, ибо все заполняет собою, все сознание и все мысли»
Грани Агни Йоги
Как же бороться с самостью? Как уйти от низменного эгоизма и самоуверенности? Как уйти от недовольства? Как встать на путь к себе, а не от себя?
//Из книги «Законы и знания души» (www.mysoul-kogan.com/книги/законы-и-знания-души/):
9.11.2008
Из урока дела №34:
2.05.2009
Из урока новой жизни №44:
…И силы света и силы тьмы – на службе у Бога…
. В уходящем старом времени в основном работал нижний вектор – вектор власти тьмы. Он силой заставлял неразумного, невежественного человека выполнять Божественные законы и через наказание заставлял человека отрабатывать свои грехи по Божественным законам справедливости. Современный человек не боится Бога. Он, если боится, то боится темной силы, не зная, что темная сила тоже Божественная власть.
Новая жизнь – это в основном работа верхнего вектора Божественной власти, вектора власти света, то есть осознанное выполнение Божественных законов справедливости.
Бог хочет, чтобы человек осознанно, по доброй воле, от любви к Нему, а не из страха наказания, выполнял Его законы.
Добрая воля любви – есть высшие цивилизации добровольного сотрудничества светлых и темных сил, стремящихся к единению в Создателе. //
Статья написана для блога «Как уйти от недовольства или как стать разумным эгоистом. Полезные советы и рекомендации»
Как научиться смотреть на себя со стороны, и замечать свои недостатки
Человеку свойственно ошибаться в оценке себя. Объективность в этом случае заменяется придуманным образом и не соответствует реальности.
Кто-то принижает свои достоинства и, как бы, извиняется перед миром, что он несовершенство. А кто-то, наоборот, приписывает себе ряд достоинств, которыми не обладает, и считает себя пупом вселенной.
Увидеть себя со стороны сложно, но очень полезно. Реальная оценка себя поможет жить по лучшему сценарию. В первом случае, человек научиться ценить себя и соответственно мир ответит ему тем же. А во втором – человек перестанет ждать, что к нему будут относиться как к царю и научится не требовать от мира большего. Теперь перейдем непосредственно к тому, как же увидеть себя со стороны.
Запишите свой голос
Обычно каждый поражается, впервые услышав свой голос. Ощущение что «барахлит» запись или кто-то специально исказил его. Причем все разговаривают своими голосами, и только одни вы почему-то ломаете язык и ехидно смеетесь.
Перестаньте делать селфи
Весь интернет забит несуществующими людьми. Не надо быть красивым только на аватарке. На них не женятся, в них не влюбляются и не приглашают на работу. Девочки уточки или рыбки, и все поголовно принцессы и королевы. А мальчики накачанные зайчики за рулем шикарного авто.
Фотошоп вообще творит чудеса: была толстушка, а стала длинноногая модель, была с рытвинами на лице от оспы, а стала с бархатной кожей. В результате вас пригласят на свидание по аватарке, а разойдетесь вы по-настоящему. Не делайте из себя того, кого никогда не существовало. Да, у вас есть 5 кг лишнего веса, ну и пусть. А хотите сбросить – садитесь на диету, идите в спортзал и меняйте образ жизни.
Запишите видео
Попробуйте сами (современные технологии это позволяют сделать), или попросите кого-нибудь, пусть снимет на видео фрагмент из жизни с вашим участием. Только ведите себя естественно, не наигрывайте ситуации, иначе результата не добьетесь. Потом в тихой, спокойной обстановке посмотрите этот ролик. Как правило, поначалу все будет не нравиться: животик, подбородок, жесты и противный голос. Но вы увидите, как взаимодействуете с другими людьми, как они на вас смотрят и воспринимают сказанное и сделанное вами. Сможете оценить свое реальное место, свою значимость и положение.
Проанализируйте увиденное, и сделайте правильные выводы. Поймите, почему люди так реагирует, что ждет от вас социум, и главное, за что вас любят, а за что нет.
Раздайте анкеты
Предложите друзьям заполнить анкету, которую разработаете сами. Например, с каким цветком, животным или героем книги вас ассоциируют. Пять ваших плюсов и пять минусов. Пусть они оставят пожелания и советы. Предупредите, пусть они не поют дифирамбы, а максимально честно ответят. Если вас описывают как кактус, то не нужно мнить себя чайной розой.
Важно, чтобы в анкете вы ценили прежде всего честность, только так можно приблизиться к тому, чтобы увидеть себя со стороны.
Изучайте людей
Человек, который вас раздражает, далеко не всегда противный. Чаще всего он делает то, что вы хотите делать, но не смеете. Это ваше отражение, только закрытое вами в чулане.
В первую очередь вы должны осознать, конкретная манера поведения человека дает плюсы или минусы. Если плюсы, то скопируйте его, вернее позвольте себе стать собой и поступать так же. Если минусы, то “вынесите из чулана такие умения во двор и закопайте на глубину десяти метров”. Бывает так, что такой человек вас восхищает. Ему удается быть таким, каким вы хотите быть. Тогда это идет вам на пользу
Проанализируйте, как другим удается в жизни что-то сделать, и почему вы лишаете себя такого удела. Разрешите себе стать счастливым!
Найдите свой типаж
Найдите своего героя и антигероя. На самом деле, вы будете неким средним между этими двумя персонажами. Все, что есть положительное в герое, начните использовать для себя, отрицательное – уничтожайте.
Поставьте себя на место другого
Например, общаетесь с мамой, а она вас не поминает. Представьте себя на ее месте, и проведите с собой беседу. Тут нужно все детально воссоздать, позвольте себе визуализацию мыслей. Сядьте в ее любимое кресло, возьмите в руки спицы и посмотрите на воображаемого себя с вопросом.
Заключение
В чужом глазу мы видим щепку, а в своем не может увидеть даже бревна. Часто мы подтверждены тому, что окружающих нас людей рассматриваем под лупой, а себе все прощаем. Да, человек должен себя любить, но не залюбить до чувства непонимания мира. Вот как они все могут так плохо ко мне относиться? Почему они себе это позволяют? Почему они все такие жестокие, жадные и ничтожные? Почему… Почему… Потому что вы точно такой же, просто не признаетесь себе в этом.
Вас никто не обязан любить, любовь можно только заслужить своими хорошими поступками. Хотите получать тепло от людей? Начните его излучать сами. Наряду с этим никогда не унижайте свое достоинство, иначе мир будет относиться к вам по заниженной планке.
Посмотреть на себя со стороны, значит позволить себе стать лучше, и соответственно, стать счастливым.
Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как научиться понимать окружающих и смотреть на себя со стороны?
Помните, что в любой ситуации отправная точка — это вы. Все начинается с вас. Вы можете изменить любую, пусть самую застарелую ситуацию. Всего лишь начав вести себя иначе, вы можете радикально изменить отношения с другим человеком, даже если дело кажется безнадежным. Секрет перемен в том, чтобы преодолеть собственное отчаяние и занять проактивную позицию, обрести уверенность, что перемены вам по силам.
Демонстрация сочувствия, готовности понять чужую точку зрения может оказаться мощным инструментом. Когда вы даете собеседнику почувствовать, что его слышат, вы готовите почву для того, чтобы он, в свою очередь, выслушал вас. Эмпатия полезна почти в любой застойной ситуации, и умение проявлять понимание — это навык, который стоит в себе развивать.
Смените интонацию
Иногда можно существенно повлиять на отклик собеседника, изменив даже не содержание, а всего лишь тон собственных высказываний. Высота голоса, скорость речи, ждете ли вы паузы, чтобы ответить, или перебиваете собеседника — все это имеет огромное значение. Варьируя эти параметры, вы можете кардинально менять ваши взаимоотношения.
Если обычно вы частите, постарайтесь говорить медленнее. Если имеете привычку переходить на крик, бдительно следите за собой, чтобы не сделать этого снова. Пауза в промежутке между вопросом собеседника и вашим ответом — эффективное и не до конца оцененное средство изменить неконструктивную ситуацию. Попробуйте выдерживать недолгую, но отчетливую паузу перед ответом, и вы заметите результат.
Развивайте «стереоскопическое зрение»
Каждому из нас нужно научиться смотреть на ситуацию под другим углом — не замещая новой точкой зрения нашу, но сочетая одну с другой. Мы должны видеть ситуацию под разными углами одновременно. Это не замена «неправильного» восприятия «правильным». Это обретение «стереоскопического зрения». Это вспомогательный навык для выхода из застойной ситуации. Я называю этот навык гибкостью мышления.
Расскажите историю по-другому
Существует простой способ лучше понять чужую точку зрения даже в момент конфликта — метод «Расскажите историю по-другому». Рассказать другую версию происходящего как будто легко — нужно всего лишь описать ситуацию с точки зрения другой стороны.
Но когда пытаешься это сделать, постоянно подмешиваешь собственные ремарки. Тогда как нужно научиться рассказывать другую версию даже не в нейтральном тоне, а с «обратным уклоном», то есть отдавая предпочтение чужой точке зрения. В точности так, как ее рассказал бы другой. Это не значит, что рассказанная история и есть правда. Тем не менее отказ от оценочных суждений и стремление понять другого поможет вам добиться гибкости мышления, что является предпосылкой для выхода из тупика.
Взгляните на себя со стороны
Вам приходилось когда-нибудь слышать свой голос в записи? Могу поручиться, вашей первой реакцией было: «О боже, не может быть, что я действительно так говорю». Возможно, вы даже заподозрили, что запись перепутали: «У меня ведь на самом деле не такой гнусавый голос, правда?», «Разве я так ужасно мямлю?». Это естественная реакция. Так же как в случае с голосом на автоответчике, наши представления о том, как нас воспринимают окружающие, могут сильно отличаться от того, как они на самом деле нас воспринимают.
Как правило, чем меньше нам нравится происходящее, тем хуже мы осознаем свое поведение. Взгляд на себя со стороны может оказаться неожиданным опытом. Сопротивляться здесь вполне естественно. Но если решитесь и попробуете, это не только поможет вам преодолеть застойную ситуацию, но и даст возможность узнать что-то новое о своем поведении и извлечь урок на будущее.
Притча напоследок
Мастер боевых искусств решил преподать ученикам важный урок. Он предложил им напасть на него всем одновременно и попытаться уложить его на землю. Завязалась нешуточная схватка, ученики старались изо всех сил, но учитель неизменно отражал удары, уклонялся и по-прежнему крепко стоял на ногах.
После этого учитель спросил учеников, что нового они узнали. Один из них поднял руку и сказал: «Я думаю, что открыл ваш секрет, учитель. Вы так успешно отражали наши атаки, потому что ни разу не потеряли равновесия». На это учитель ответил: «Совсем наоборот, я все время терял равновесие. Но я тут же обретал его вновь».
Точно так же читатели книги «Сила эмпатии» не овладеют магической силой, которая навсегда обезопасит их от сложных ситуаций. Но у них в руках будет средство, позволяющее погасить конфликт в зачатке или успешно выйти из него, если он все-таки обрел полную мощь.
Говоря словами Теодора Рузвельта: «Самое лучшее, что вы можете сделать, — поступить правильно. Если это невозможно, то самое лучшее — поступить неправильно. А самое худшее — вообще ничего не делать».
По материалам книги «Сила эмпатии».
Что значит посмотреть на себя со стороны
Можно ли увидеть «со стороны» свои собственные глаза, но такими, какими их видит Другой? Казалось бы, можно воспользоваться зеркалом или сделать селфи. Но те глаза, которые мы видим в зеркале или на своей фотографии, очень сильно отличаются от тех глаз, которые видят люди, которые встречают наш взгляд. Недаром очень многие не любят фотографироваться и не довольны собой в зеркале. Недаром для определения правды или обмана просят посмотреть в глаза. Мы не знаем, как выглядят наши глаза, когда мы хотим скрыть свою ложь от Другого.
Каждый человек живет в мире, в котором он не может встретить свой взгляд, который доступен другим людям. Другие люди живут в мире, где существует мой взгляд, который я никогда не увижу.
Предлагаю расширить эту метафору про глаза на наш «образ действия».
Взгляните на рис. 1.9. На нем изображены некий Объект, обозначенный буквой Т, Деятель – человечек со стрелочкой, который каким-то образом воздействует на Объект Т, и Наблюдатель – человечек без стрелочек. Под Объектом Т можно понимать и компанию, и вообще весь «внешний» по отношению к обоим персонажам мир, включающий и всех остальных людей. В нашем рассуждении это не важно.
То, что видит каждый из персонажей, т.е. их «картины внешнего по отношению к ним мира», изображены за уголком рядом с соответствующими фигурами. Деятель видит и Объект, и Наблюдателя. Наблюдатель видит и Объект, и Деятеля с его «стрелочкой». Эту самую стрелочку мы назовем «образом действия» Деятеля, поскольку образ этого действия отображается в картине мира Наблюдателя, но не отображается в картине мира Деятеля. Чтобы не путать с наблюдаемым образом действия, будем считать, что у самого Деятеля есть ненаблюдаемое извне «представление» о своем действии. Оно, это представление, находится в его «внутреннем мире», а не в его «картине внешнего по отношению к нему мира. Поэтому на картинке в уголочке рядом с Деятелем, мы не изображаем его представление о своем действии.
Я исхожу из того, что «представление» Деятеля о своем действии существенно отличается от «образа его действий», складывающихся в картине мира других людей, как вид забора вокруг дома отличается извне и снаружи: хозяева видят один вид, а прохожие – другой.
Общим и для Деятеля, и для Наблюдателя является то, что в их «картинах мира» отсутствуют они сами. Никто из них не видит со стороны самого себя.
Над ними также изображены две стрелочки, обозначающие «пространство коммуникации». О них поговорим позже.
Признаюсь, что всю свою «теорию», изложенную в книге «Время собственности», я строю на тезисе о том, что «рефлексия невозможна в одиночку», т.е. недостаточно «диалога самого с собой» и обязательно требуется коммуникация с Другим.
У этого тезиса два глубинных методологических обоснования, о которых я лишь упомяну, поскольку подробное их обсуждение не входит в цели этой книги.
Первое связано со свойством т.н. «синхронных игр», в которых невозможна «игра самого с собой», поэтому в таких играх должны быть существенно разные игроки. Примером такой игры являются «синхронные шахматы», описанные мной в начале 90-х и попавшие в Британскую энциклопедию вариантов шахмат. Отсюда следуют методики «псевдосинхронной коммуникации».
[1] Я действительно уверен в том, что «рефлексия невозможна в одиночку» и ни один человек не может видеть свой «образ действий» глазами внешнего наблюдателя. Но для практических целей можно даже ослабить это утверждение и сказать, что подавляющее большинство не может этого сделать. И мне не встречался никто, кто бы мог. Этот тезис – моя «кащеева игла». Тот, кто строго опровергнет это допущение, сможет далее поломать всю конструкцию корпоративного управления, изложенную в книге «Время Собственности».
Во-первых, следует еще определить, с какой из сторон смотреть на себя. Сторон-то множество.
Во-вторых, что значит «себя»?
Свое тело мы частично можем наблюдать в зеркало, можем записать видео и затем смотреть его. Но под словами «видеть себя» я понимаю способность видеть свой «образ действий». Образ действий – более широкое понятие, чем просто телесное поведение. Например, практики коммуникации, принятия решений, контроля имеют свои «образы действий», наблюдаемые другими людьми.
Представление о действии Деятеля обязательно и существенно отличается от образа, возникающего у Наблюдателя. Наблюдатель, который смотрит на человека, забивающего гвоздь, смотрит на машущую руку, но не видит шляпку гвоздя, а тот, кто забивает гвоздь, смотрит на шляпку гвоздя, а не на работающую руку. В моей трактовке «образ действий» человека – это своеобразная «граница» между его внутренним миром и миром внешним. Любая граница устроена так, что у нее две стороны. И эту границу сам Деятель и внешний Наблюдатель всегда будут видеть по-разному.
Любого человека, кроме себя, я отношу к элементам «внешнего для меня мира», себя же и свои «представления» о своих действиях отношу к своему «внутреннему» миру. И точно так же я признаю, что являюсь элементом «внешнего мира» для всех остальных людей. И наблюдаемый ими мой «образ действия» – для них тоже элемент внешнего по отношению к ним мира.
В-третьих, а зачем смотреть на себя со стороны?
Я исхожу из предположения, с которым можно не соглашаться, что изменить свой «образ действия» в глазах других людей можно только в том случае, когда сам отделишь его от себя и посмотришь на него как на объект изменений, на объект своей работы. Эту работу я называю «рефлексией». Без этой работы невозможно развитие деятельности человека.
1. Такая разница картин мира объясняет базовую причину конфликтов: картины мира конфликтующих сторон отличаются по базовым элементам – у каждой из них отсутствует представление о себе самой, видное «с другой стороны».
2. Следует правило: «хочешь изменить мир – начни с себя». Если человек хочет изменить «внешний мир», то он должен «начать с себя», т.е. изменить что-то в собственном «образе действий». Тогда окружающие его люди увидят нечто изменившееся во «внешнем по отношению к ним мире» и станут вести себя иначе в ответ. И это изменение их образа действий, будет сигналом для самого человека о том, что мир как-то изменился.
3. Но если хочешь изменить свой «образ действия» не вслепую, а целенаправленно, с учетом позиций окружающих тебя людей, то его надо как-то все же «увидеть со стороны». С какой из сторон? Мой ответ: сторон столько, сколько людей, взаимодействующих с человеком. Каждый человек является «зеркалом», в сознании которого другой человек при определенных условиях может увидеть свой «образ действия» и затем пробовать менять его.
4. Как увидеть свой образ действия в сознании другого? Можно ли в какой-то «медитации сам с собой» увидеть свой «образ действий» глазами других людей? Я утверждаю, что это невозможно, рефлексии в одиночку не бывает. Единственный способ увидеть себя «со стороны» – вступить в Диалог с Другим человеком, представляющим одну из множества «сторон», чтобы в ходе этого Диалога Другой поделился своим представлением о Вашем образе действия. Именно поэтому на рис. 1.9. предусмотрено место для коммуникации.
5. Зачем Другому делиться с Вами этой картиной? Я могу предложить три условия, при которых Другому имеет смысл с Вами делиться.
a. Ему это зачем-то нужно. Есть общий Интерес с Вами.
b. Ему гарантирована безопасность. Он не должен оказаться разбитым, как правдивое «волшебное зеркало» из сказки о мертвой царевне.
c. Он умеет давать обратную связь, не искажая своей картины, но с учетом Вашей картины, чтобы и Вам было понятно, что следует изменить. Это важная компетенция. Именно за нее спортивные тренеры получают большие деньги, именно этим они отличаются от сидящих на стадионе тысяч болельщиков, наблюдающих ту же картину, что и тренер.
Но третья компетенция приобретается упражнениями, а вот первые две зависят только от Вас. Только человек, запрашивающий обратную связь от Другого, должен обеспечить и взаимный Интерес, и Безопасность Диалога.
6. Какое следствие для Собственника?
Простое: в любой Компании, стремящейся к развитию, должны быть сформированы Коллегиальные органы управления, которые станут площадкой для Диалога Собственника и его Команды.
Логика очевидна: если Собственник хочет развивать свой Бизнес, то он должен делать это, предварительно развивая себя. Развитие Объекта (т.е Бизнеса) невозможно без опережающего развития Субъекта, которым в данном случае выступает Собственник. Иначе Бизнес в своем развитии просто перегонит Собственника.
Развитие себя означает изменение своего образа действий. Оно, как мы поняли, невозможно без рефлексии, которая, в свою очередь, невозможна «в одиночку», без Диалога с Другим в пространстве коммуникации.
Диалог выстраивается «по горизонтали», на «площадке», а не по «вертикали». Такой «площадкой должны стать Коллегиальные органы, независимо от размера Компании.
На этом завершу это важное методологическое отступление и перейду к обоснованию нескольких тезисов, столь же значимых для дальнейшего изложения – о том, почему Собственник – источник ключевых рисков для своего бизнеса и что из этого следует.
Посмотреть на себя со стороны
Может ли незнакомый человек предугадать наше поведение и его мотивы лучше, чем мы сами? И что мешает нам видеть себя так же отчетливо, как видят нас люди со стороны? Раскрываем некоторые тайны взаимоотношений нашего сознания и бессознательного.
Psychologies: Одно из самых удивительных обстоятельств, на которые вы указываете в книге «Мы себя не знаем», заключается в том, что другие люди могут иногда предугадать наше настроение и поведение лучше, чем мы сами. Как такое возможно?
Тимоти Д. Уилсон, социальный психолог: Иногда посторонним людям удается разглядеть сквозь туман наших объяснений то, что мы действительно чувствуем по тому или иному поводу. Например, было такое исследование: студентов, которые состояли в романтических отношениях, просили предсказать, как долго продлится их связь. О том же самом спросили их однокашников и родителей.
Потом выяснилось, что самые неточные прогнозы дали как раз те, кто состоял в отношениях. Их друзья и родители были гораздо более точны. Теперь это не кажется удивительным: известно, что если вы влюблены, вы невольно представляете будущее своей пары в самом лучшем свете.
Но есть и другие примеры, уже из личностной сферы, — когда сторонний наблюдатель пытается угадать, экстраверты мы или интроверты, насколько мы добросовестны и что влияет на наше настроение. И они определяют это если не всегда лучше, то, по меньшей мере, с той же степенью достоверности, что и мы сами.
В вашей книге есть забавный пример: агент по недвижимости внимательнейшим образом выслушивает пожелания своих клиентов по поводу характеристик дома, который они намерены купить, а потом игнорирует все сказанное и показывает им совершенно другие здания, причем с неизменно успешным результатом. Получается, что она лучше клиентов знает, что они на самом деле хотят. Какие такие сигналы, незаметные нам самим, мы подаем окружающим?
Наше бессознательное проявляется через наше поведение и управляет нашими действиями. Незнакомец может посмотреть на нас и подумать: «По-моему, это значит, что он/она чувствует сейчас то-то или то-то».
Люди формируют свое впечатление о нас, основываясь на наших неконтролируемых действиях так же, как и на осознанных поступках
В книге я привожу пример моей подруги Сьюзан, она встречалась с молодым человеком, который отвечал всем ее критериям идеального мужчины. Но мы, ее друзья, видели, что Сьюзан не любит его. Причем мы заметили это задолго до того, как она сама это поняла.
А заметить это было несложно — стоило Сьюзан заговорить о нем, у нее менялся голос — в нем не было того возбуждения, с каким она рассказывала о своем предыдущем возлюбленном. Сам парень был по уши влюблен в нее, но с ее стороны никакой искры не возникало. Мы это ясно видели, но она, возможно, предпочитала не замечать.