Что значит ознакомительный кружок
Классификация видов детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей
Классификация видов детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей
Кружок
Кружок – одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре УДОД кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому – либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.
Исторически кружок возник как самостоятельное объединение людей, а затем – как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
Во внешкольных учреждениях прошлых лет кружок был основной формой добровольного объединения детей. В системе современного дополнительного образования кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей.
Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы, на котором дети имеют возможность попробовать свои силы, проверить правильность выбора направления деятельности. Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести « стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, нов большей степени – от личных качеств педагога – руководителя.
Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно – практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т. е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.
Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятии – диалога равных партнеров.
Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.
Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.
Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Студия
Первый смысл слова « студия » таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.
Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов.
Студия обычно создается в художественно – эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т. п.) с целью развития художественных и иных творческих способностей учащихся, выявления ранней одаренности детей, ее поддержки и развития. Это может быть театр – студия, киностудия, музыкально – хореографическая или музыкально – фольклорная студия, студия моды и др. Такие студии часто становятся самостоятельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения), орган по оценке качества творческих достижений (художественный совет). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, музыкального и др.).
В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. При разных вариантах «авторства» программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько необходимых для творческой деятельности дисциплин. Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.
Среди педагогических задач объединения – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т. п.). Специфика обучения в студии заключается в сочетании:
учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (показ спектаклей, оформление выставок, выпуск рукописных и печатных изданий, реализация изделий) задач
индивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий.
Студию отличает четкая ступенчатость по уровню подготовленности: младшие, старшие. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа детей под руководством педагога и с его помощью. Во главе студии стоит мастер, который на высоком уровне может продемонстрировать свою работу. Помимо обучения в студии проводится большая общественно – полезная работа, учебные занятия сочетаются с творческой практикой. Деятельность студии отличает высокое качество творческого « продукта» детей. В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет). С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия ансамбль и театр.
Ансамбль
Театр
Театр – творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существуют фольклорные театры, театры моды, эстрадные театры песни и др. Обычно в театре существует разделение ролей, труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива. Успеху способствует единое стремление всего коллектива добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.
Оркестр
Оркестр – группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр.
Класс
Класс в системе дополнительного образования – это группа учащихся, обычно одного возраста, занимающихся под руководством педагога по одной образовательной программе, или учебный коллектив изучающих определенный предмет. Например, класс вокала, рояля, скрипки, живописи, композиции и др.
Школа
Школа – это узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное образование, сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения составляет один, два и более лет. Учащиеся школы объединяются в учебные группы (классы). Школу отличает помимо обязательной образовательной программы и учебного плана устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги, обязательная система оценивания успешности обучения. В школе возможна выдача итогового документа, подтверждающего полученное дополнительное образование.
Для школ характерны следующие отличительные признаки:
наличие концепции, представленной в Уставе, Положении и образовательной программе
решение комплексных и разноуровневых педагогических целей и задач
приоритетность системно организованного обучения (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения) при многообразии направлений деятельности
наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов
четко обозначенные условия набора и обучения
наличие сертификата или итогового документа об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство и пр.)
организация и осуществление образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом
наличие прошедших экспертизу и лицензирование образовательной программы и учебного плана, устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги.
В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать:
приоритет педагогических задач (школы профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.)
степень выраженности профиля деятельности (профильные школы, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля)
ориентация на особенности развития детей (школы для одаренных детей, детей – инвалидов)
В практике учреждений дополнительного образования детей наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания, школа юного инспектора дорожного движения).
Мастерская
Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описании помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой – либо продукции или выполнением услуг. Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу – производство» учеников, последователей.
В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:
принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства (мастерская хореографии и др.)
приоритет целей обучения и предметно – практических задач
ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий
демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали и др.)
Мастерская – это объединение детей, важной особенностью которого является не только наличие широкого спектра изучаемых дисциплин, но и ориентация на создание под руководством педагогов предметов декоративно – прикладного творчества. В основе образовательного процесса – изготовление чего – либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита – если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений.
Лаборатория
Лаборатория – детское объединение преимущественно для коллективов технического профиля. Существенным признаком здесь является наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей.
Проектирование – ведущий метод. Продуктом деятельности является создание ребенком под руководством педагога новых и усовершенствованных моделей. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа. Здесь воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории – развитие умственных и изобретательских способностей детей и подростков. В ее состав входят преимущественно старшие подростки и старшеклассники. Педагог – направляющий, помощник, координатор исследования.
Секция
Секция – объединение детей, в работе которого обязательно присутствует и обучение, в результате чего ребятам прививаются определенные умения и навыки, и участие в соревнованиях, где эти умения и навыки проверяются.
Салон
Салон – объединение детей, в основе которого широко развернутое на социум общение детей и подростков: встречи с гостями, обсуждение различных вопросов, демонстрация и распродажа своих работ.
Клуб
Клуб – это объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентации. Оно приемлемо для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности (клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристический клуб и др.).
Кроме того, клуб решает задачи:
удовлетворения разнообразных образовательных, культурных потребностей и интересов личности
расширения кругозора по широкому кругу проблем
предоставления неограниченных возможностей самореализации и самоутверждения личности в творческом процессе
В основе организации клубных объединений лежит интерес. Дети и подростки объединяются для совместной деятельности в сводное время. Клубы образуются в различных условиях, имеют различные цели и задачи, объединяют различные группы и слои общества, могут иметь и различное название. Анализ и учет интересов, потребностей, возрастных особенностей детей и молодежи – это главное, что должно определять выбор направлений деятельности клуба.
Главные принципы организации деятельности клуба
Добровольность членства
Самоуправление
Единство цели
Совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой)
Сочетание различных видов деятельности (обучение, воспитание, развитие)
Совместная деятельность (познавательная, творческая, практически – преобразующая, рекреационная)
Отсутствие взаимного давления
Особый дух сотворчества и содружества и доброжелательная атмосфера
Личностный комфорт
Ориентированность на перспективу
Широкие возможности для выбора единомышленников
В клубе занимаются обучающиеся разного возраста и пола, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах). В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе и т. д.), по интересам (творческие группы, творческие объединения и др.)
Количественный состав клуба может изменяться. В состав клуба могут приниматься коллективные члены (классы, творческие коллективы и др.), почетные члены (ветераны войны и труда, бывшие воспитанники клуба и др.)
Работой клуба руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов клуба и действующий на основе Устава или Положения о клубе. В учреждении дополнительного образования детей обычно руководит работой клуба педагог, он же – председатель Совета клуба. Клуб – самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. При клубе может действовать Совет друзей клуба, в состав которого могут входить ветераны войны и труда, бывшие воспитанники и др.
Деятельность клуба осуществляется на основе одного из разработанных документов: Устава клуба, Положения, Программы деятельности.
Документ утверждается общим собранием членов и отражает: цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности членов клуба, материально – техническую базу.
Клуб считается созданным с момента регистрации Устава (или утверждения Положения), который является основным документом, регулирующим его деятельность.
В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием членов клуба. С целью организации и проведения совместного досуга проводятся клубные дни – тематические вечера, игровые и конкурсные программы и др. Деятельность клуба сочетает и индивидуальные занятия, и работу в кружках, секциях, клубных командах, и общественно – полезные дела, организацию массовых праздников, походов, выставок, отчетных концертов, конференций. Планирование деятельности помогает целенаправленно решать задачи воспитания, обучения и развития детского коллектива, добиваться эффективности в организации клубной деятельности.
Планирование работы клуба – длительный и сложный процесс. Степень успеха в планировании зависит от верно выбранных целей, которые должны быть реальными, четко сформулированными и принятыми всеми членами коллектива.
Процесс планирования состоит из следующих этапов:
1 этап – анализ деятельности за прошедший период, который включает: выявление проблем (что не удовлетворяет в результатах деятельности?), выявление причин появления проблем, определение направления преобразований.
2 этап – постановка целей и задач на новый учебный год. Цель – образ желаемого результата, который можно достичь к определенному времени.
Цель должна обладать свойствами:
Полнотой содержания
Контролируемостью ожидаемого результата
Временной определенностью
Реальностью
Цель раскладывается на конкретные задачи – конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.
3 этап – определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.
4 этап – рассмотрение проекта плана, определение сроков исполнения и ответственных.
5 этап – утверждение плана на педагогическом или методическом совете.
Продуманная и целенаправленная организационная деятельность и общение в клубе (усилиями педагога, коллектива, учреждения и др.) как в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы и т. д.
Перспективной становится деятельность тех клубных объединений, где по каждому конкретному направлению соединяются самые разнообразные формы работы, учитываются и целесообразно используются возможности образовательных, культурно – просветительских, спортивных и др. учреждений.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба – быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.
Клуб имеет свои традиции и отличительные символы, атрибуты (название, песня, эмблема, значок, девиз, форма и др.). Работа клуба отражается в дневнике, летописи дел. Клуб может иметь свой печатный орган – информационный бюллетень, газету.
Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах и др.
Типология клубов еще полностью не разработана, но уже сегодня их можно классифицировать:
по масштабу деятельности: многопрофильные и однопрофильные. Клубы могут иметь одно направление работы: общественно – политическое, художественное, техническое, туристско-краеведческое, спортивное и др., могут объединять туристов, краеведов, киноведов, цветоводов и т. п. или быть многопрофильными, организующими одновременно несколько направлений деятельности детей, подростков, молодежи
по преобладающему виду деятельности: учебные, дискуссионные, творческие.
1) Учебные – лектории, клубы интересных встреч, т. е. инициатива организации, подготовки мероприятий принадлежит штатному аппарату или инициативной группе, предполагается зрительская активность.
2) Дискуссионные (бурные обсуждения, обмен информацией: молодежные клубы, дискотеки, клубы коллекционеров и др.)
3) Творческие (деятельностные)- активная индивидуальная, групповая, коллективная деятельность участников: агитбригада, передвижной музей и т. п. по степени организованности: официальные, неофициальные.
В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, здоровья, традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т. д.
Дополнительная образовательная программа Кружок «Знайка»
Людмила Слободяник
Дополнительная образовательная программа Кружок «Знайка»
униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 8 «Тополёк»
Города Клинцы Брянской области.
Педсовет № 1 от 04.09. 2012г.
Председатель педсовета: Агеенко М. Н.
Срок реализации программы: 1 год.
Содержание дополнительной образовательной
программы:
1. Пояснительная записка …. 1-9 стр.
2. Учебно-тематический план…10-14 стр.
3. Содержание программы…. 15-20 стр.
4. Материальное обеспечение программы…. 21 стр.
5. Календарно-тематический план…. 22-39 стр.
6. Список литературы…. 40 стр.
Актуальность работы кружка:
В современных обучающих программах начальной школы большое значение придаётся логической составляющей. Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. В средней группе активно используются знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию, что обозначать можно не только словами, но и графически. Поэтому лучше, чтобы процесс развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно.
Основная цель программы:
Создание условий для формирования интеллектуальной активности.
Задачи программы:
способствовать расширению кругозора.
развивать мотивацию к познанию и творчеству.
формировать логическое и творческое мышление, речь дошкольников.
обучать младших школьников работе с различными источниками информации.
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Разделы программы:
Языковые логические задачи с использованием иллюстративного материала.
Прямой и переносный смысл речевых оборотов.
Математические логические задачи загадки.
Геометрические задачи и головоломки.
Кроссворды, ребусы, лабиринты, тренинги.
Логические задачи на применение общих знаний.
Отличительные особенности программы :
В содержании курса программыинтегрированы задания из различных областей знаний: (Области Познание, Художественное творчество, ФЭМП, ФЦКМ) Особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы : 4-5 лет средней группы детского сада.
Сроки реализации образовательной программы : один учебный год.
Программа рассчитана на 36 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для интеллектуального развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Этапы программы: ознакомительный – 1 год обучения для дошкольников(4-5лет);
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по формированию элементарных логических представлений и понятий.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам.
В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной,но не развлекательной атмосферы занятий: игротренинги, физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию усталости и напряжения, развивают мелкую моторику.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных заданий, положительная оценка от имени приходящих героев дошкольникам имеют значимость для них самих и для общества.
Формы реализации программы:
Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы и приёмы реализации программы:
Для качественного развития логического мышления предусмотрено:
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие элементарных логических представлений представлены в программе в их содержательном единстве.
Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, выставки, праздники, а также групповые, комбинированные, парные, чисто практические занятия.
К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока и в конце года.
В начале каждого занятия в кружке несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины, когда педагог вместе с обучающимися выполняет логические задания, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в формировании в формировании наглядно – образного логического мышления.
Применяются такие методы:
Анализ и синтез предметов.
Работа с раздаточным материалом.
Работа с рабочими тетрадями.
В работе использовались следующие приемы:
В качестве исходных детям предлагались слова: хороший, плохой (общеоценочная лексика); приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный и т. п. (частнооценочная лексика,с которой они должны были составить словосочетания: хороший день, плохой человек, вкусный обед, скучный фильм, добрая фея и т. п.
а) составление словосочетаний с синонимически близкими словами.
б) составление словосочетаний со словами противоположного значения игра “Скажи наоборот”.
в) составление словосочетаний (образование от имен прилагательных сравнительной и превосходной степени): суп вкусный, торт еще вкуснее, мороженое – самое вкусное.
а)Составить предложение с заданным словом: (хороший) – За окном хороший денек.
б) распространить предложение с помощью синонимов.
Вчера по телевизору смотрели интересную (увлекательную, занимательную) передачу.
г) дополнитьпредложение словом с противоположным значением: Буратино веселый, а Пьеро…
Использование этих заданий обеспечивало детям максимальное поле доступной языковой деятельности.
а) составление небольших рассказов, используя слова-антонимы, слова-синонимы;
б) составление рассказов по серии сюжетных картин, предложенных из детских журналов периодической печати.
в) составление рассказов по картине и иллюстрации из журналов.
Реализация указанных упражнений происходит в игровой форме. Значительное место уделяется использованию внешних опор и наглядно-иллюстрированному материалу.
Выполнение описанных выше упражнений способствует:
уточнению семантического значения эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок;
правильному и точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях;
использованию лексики в самостоятельных связных высказываниях детей.
Это выражается в более точном определении ситуаций, происходящих событий и более полной оценке детьми характеров героев, их поступков. Игра и игровое общение в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.
По содержанию и,методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-конкурсы,
Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.
Кружок первого года обучения формируется из учащихся 4-5лет.
Это дети дошкольного возраста средней группе детского сада. Форма работы – групповая. Можно использовать групповые и звеньевые занятия, работа в парах, исходя из количества учащихся, поставленных задач, места проведения занятий и их продолжительности логического задания.
Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу года дети должны знать и уметь:
Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам. Относиться к ним с чувством юмора.
Выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию.
Знать особенности логических и математических задач, решать их.
Уметь решать и составлять рисуночные ребусы; ребусы, содержащие предлоги и числа,
Разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.
Уметь решать и составлять кроссворды.
Проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления. (Словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные).
Обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета.
Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи.
Сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению.
Учебно-тематический план первого года обучения.
п\п Тема Количество часов
теоретические практические всего
3. Обобщение предметов по признаку формы. 1 1 1
4. Обобщение предметов по признаку назначения. 1 1 2
13. Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач.
14. Обучение решению и составлению «магических» квадратов.
15. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего».
16. Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.
17. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.
18. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.
19. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением. 1 1 2
20. Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.
23. Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.
24. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.
25. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.
26. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон с родителями.
Содержание программы.
Цели и задачи работы кружка. Рассказ о том, чем дети будут заниматься на занятиях в кружке, правилами поведения. Выставка детских журналов «Смекалочка», «Игралочка», «Учимся играя» за2012 год, детских книг по логике, рабочих тетрадей.
Логические упражнения «Назови одним словом», «Что мы имеем только по два», «У кого две ноги?», «Что бывает только одно?».
Материал: картинки с изображением (глаз, зуб, рука, нога, ухо, нос, язык, с изображением животных, насекомых, человека.
1.2. Обобщение предметов по признаку формы.
Логические упражнения «Какие из этих предметов имеют треугольную (круглую, прямоугольную, квадратную) форму?», И/у «Дорисуй круг.», И/у «Дорисуй овал…», И/у «Дорисуй прямоугольник…», И/у «Дорисуй квадрат…».
Материал: картинки с изображением геометрических форм, изображением животных, насекомых, человека.
1.3. Обобщение предметов по признаку формы.
Логические упражнения «Чем похожи, чем отличаются предметы?». И/у «Что похоже на данную фигуру?»
Материал: картинки с изображением геометрических форм, предметные карточки.
1.4. Обобщение предметов по признаку формы.
Логические упражнения «Какие геометрические фигуры использовал художник в этих рисунках?». Моделирование предметов из геометрических фигур по замыслу детей.
Материал: картинки с изображением геометрических форм, предметные карточки, набор геометрических фигур.
1.5. Обобщение предметов по признаку назначения.
Логические упражнения «Чем отличаются отличаются предметы друг от друга? Для чего они предназначены?». И/у «Что лишнее?».
Материал: картинки с изображением щёток, предметные карточки.
1.6. Обобщение предметов по признаку назначения.
Логические упражнения «Что общего между этими предметами?». И/у «Что лишнее?».
1.7. Обобщение предметов по признаку назначения.
Логические упражнения «Чем похожи и чем отличаются предметы?». И/у «Что лишнее?».
Материал:картинки: часы и весы, свеча и лампочка, гитара и пианино; предметные карточки.
1.8. Обобщение предметов по признаку назначения.
Логические упражнения «Какая это посуда: чайная, кухонная или столовая? Почему?». И/у «Что лишнее?». Дидактическая игра «Собери разбившийся чайник».
Материал: картинки с изображением различной посуды.
1.9. Обобщение предметов по признаку цвета.
Логические упражнения «Что бывает зелёного цвета (красного, жёлтого, голубого?», «Назови предметы зелёного цвета, изображённые на картинке». И/у «Что лишнее?», «Найди пару».
Материал: Предметные картинки
1.10. Обобщение предметов по признаку цвета.
Логические упражнения «Подбери предметы схожие по цвету», «Что бывает зелёного цвета (красного, жёлтого, голубого?». Логические упражнения «Подбери предметы схожие по цвету». И/у «Что лишнее?». Дидактическая игра «Соедини в комплекты». И/у «Что лишнее?». Дидактическая игра «Цветное лото».
Материал: Предметные картинки, лото.
Материал: предметные картинки из игры «Три предмета».
2.2. Сравнение предметов по форме и цвету.
Логические упражнения «Чья тень?», «Соедини каждый предмет с его тенью», «На кого составлен фоторобат», «Соедини каждого ребёнка с его отражением в кривом зеркале», «Найди двух близнецов». «Найди пять отличий».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.3. Сравнение предметов по форме и цвету.
Логические упражнения «Найди похожую вазу», «Подбери нужное окошко», «Соедини одинаковые фигуры», «Найди одинаковые предметы», «Найди одинаковые по форме флажки».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.4. Сравнение предметов по форме и цвету.
Логические упражнения «Подбери к варежкам их половинки», «Какая ленточка не похожа на остальные», «Помоги юному детективу определить кто оставил след», «Какой оттиск оставит эта печать», «Подбери правильный осколок к вазе», «Помоги шофёру подобрать недостающее колесо к машине».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.5. Сравнение предметов по размеру и массе.
Логические упражнения «В каком аквариуме рыбке просторнее плавать?», «Что тяжелее, что легче?», «Какие из этих предметов мягкие (металлические, деревянные)», «Расставь полоски в убывающем порядке по длине».Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.6. Сравнение предметов по размеру и массе.
Логические упражнения «Расставь полоски в возрастающем порядке по ширине», «Кто толще: большая ветка или тонкое бревно?», «Кто длиннее: короткая змея или длинный червяк?», «Кто больше: маленький медведь или большой жук?».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.7. Сравнение предметов по скорости движения.
Логические упражнения «Кто быстрее движется?», «Расставь картинки в порядке ускорения движения», «Кто быстрее доберётся до лепестков цветка: бабочка или червяк?», «Кто больше соберёт мёда: пчела или жук?», «Кто лучше летает: курица или лебедь?», «Кто быстрее двигается: ёжик или гусеница?».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.8. Сравнение предметов по расположению.
Логические упражнения «Подбери парные картинки», «Подбери парные карточки».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.9. Сравнение предметов по назначению.
Логические упражнения «Найди предметы образующие пару», «Подбери товарищей», «Соедини головы зверей с их туловищами».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
3.1. Решение и составление задач – шуток.
Логические упражнения «Вставь пропущенное слово (числительное)», «Ответь на вопрос в конце стихотворения», «Закончи стихотворение», «Найди ошибку в стихах».
Материал: Предметные картинки, иллюстрации по теме.
3.2. Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач.
Логические упражнения «Какой предмет на рисунке встречается пять раз?», «Преобразование фигур», «Сколько геометрических фигур ты видишь на каждом рисунке?».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
3.3 Обучение решению и составлению «магических» квадратов.
Логические упражнения «Составление предметов по образцу», «Составление предметов по контуру», «Придумывание собственных образцов».
Материал: Предметные картинки, образец, иллюстрации по теме, ребусы.
3.4. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего».
Логические упражнения «Перебежки», «Разложи вещи по местам», «Что сначала, что потом?», «Превращение», «Что кому подойдёт?», «Кто спрятался?», «Найди где спрятано».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.
3.5. Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.
Логические упражнения «Закончи рассуждения», «Задания – рассуждение», «Части каких животных совместились на этих рисунках?», «Что странного в этих людях?», «Где кто отдыхал?», «Когда это бывает?», «Что напутал художник?»
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
3.6. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.
Логические упражнения «Как ты понимаешь эти высказывания?».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, иллюстрированные логические задачи.
3.7. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.
Логические упражнения «Объясни значение», «Что это означает?», «Как ты это понимаешь?».
Материал: Иллюстрации по теме пословицы.
3.8. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.
Логические упражнения «Найди дорогу». Показать различные лабиринты.
Материал: Иллюстрации по теме, лабиринты.
3.9. Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.
Логические упражнения «Решение кроссвордов», «Составление кроссвордов».
Материал: Предметные картинки, иллюстрации по теме, журнал с кроссвордами.
3.10. Решение загадок и логических задач о сказочных героях.
Логические упражнения «Узнай сказку», «Что перепутал художник?», «Что сначала, что потом?»,
Материал: Предметные картинки, лото «Узнай сказку», иллюстрации по теме, загадки о сказочных героях.
3.11. Обучение разгадыванию шарад.
Материал: Предметные картинки, иллюстрации по теме.
3.12. Обучение разгадыванию и составлению загадок.
Материал: Предметные картинки, иллюстрации по теме.
3.13. Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.
3.14. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.
Логические упражнения «Решение ребусов», «Составление ребусов».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.
3.15. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.
Логические упражнения «Вставь пропущенное слово»,
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.
3.16. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон с родителями.
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.
Материальное обеспечение программы.
1.Дидактические игры: «Неразлучные друзья», «Что сначала, что потом?», «Шиворот – навыворот», «Логическое лото», «Лото», «Вспомним сказку», «Логические игры дошкольникам».
2. Дидактические игры,изготовленные своими руками: «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Определение совокупности предметов по заданному числу», «Магический квадрат», «Логические игры и упражнения», «Лабиринты по различным темам», «Головоломки», «Найди пару (с цифрами)», «Ребусы», «Филфорды», «Кроссворды», «Тренинги».
3.Демонстрационный материал: иллюстрации из книг Г. П. Шалаевой «Больщая книга логических игр», «Увлекательные картинки – загадки»; «Учимся математике, играя», «Занимательная логика» Е. И. Соколовой.
4. Подписные издания «Смешарики», «Учимся, играя», «Непоседа», «Смекалочка».
6. Цветные карандаши, фломастеры, простые графические карандаши, ножницы,
Календарно – тематическое планирование кружка
«Знайка».
№ Месяц Неделя Тема Содержание
Ь 1 Книги – загадки. Вводное занятие
2 2 Мир вокруг нас. Обобщение.
3 3 На что похоже? Обобщение предметов по признаку формы.
4 4 Какой формы? Обобщение предметов по признаку формы.
1 Неразлучные друзья. Обобщение предметов по признаку назначения.
6 2 Кому что нужно? Обобщение предметов по признаку назначения.
7 3 Какого цвета лето? Обобщение предметов по признаку цвета.
8 4 Будь внимательным. Сравнение (вводное).
1 Что общего? Сравнение предметов по форме и цвету.
10 2 Самый лёгкий. Сравнение предметов по размеру и массе.
11 3 Кто быстрее? Сравнение предметов по скорости движения.
12 4 Найди пару. Сравнение предметов по расположению.
1 Неразлучные друзья. Сравнение предметов по назначению.
14 2 Увлекательная математика. Анализ и синтез. Решение и составление задач – шуток.
15 3 Игры со счётными палочками. Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач.
16 4 Волшебный квадрат. Обучение решению и составлению «магических» квадратов.
1 Магический квадрат. Обучение решению и составлению «магических» квадратов.
18 2 Что лишнее и почему? Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего».
19 3 Умные цепочки. Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.
20 4 Шиворот – навыворот. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.
1 Противоположности. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.
22 2 Пословица недаром молвится. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.
23 3 Крылатые слова. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.
24 4 Путешествие на луну. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.
1 Поможем Знайке. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.
26 2 Скатерть – самобранка. Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.
27 3 Прогулка в лесу. Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.
28 4 Путешествие в сказку. Решение загадок и логических задач о сказочных героях.
1 Карусель загадок. Обучение разгадыванию и составлению загадок.
30 2 Что бы это значило? Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.
31 3 Что бы это значило? Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.
32 4 Прятки с предлогами. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.
1 Загадки – шарады. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.
34 2 Что скрывает сорока? Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.
35 3 Что увидел следопыт? Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.
36 4 Турнир головоломок. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон.
1. Г. П. Шалаева «Больщая книга логических игр».Москва АСТ. 2011г
2. Свердлова Г. А. «Увлекательная математика». Брянск 1998г.
3. Соколова Е. И. «Занимательная логика». Москва. ОАО «Молодая гвардия».2005г.
4. Виноградова Н. Ф. «Увлекательные картинки – загадки». Москва «Вентана – Граф». 2009г.
6. Периодические издания «Роспечать» за 2011-2012годы «Смешарики», «Учимся, играя», «Смекалочка», «Непоседа».
Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.