Что значит несчастливым подать покров

Властителям и судиям. Державин Г.Р. Анализ оды

Что значит несчастливым подать покров. Смотреть фото Что значит несчастливым подать покров. Смотреть картинку Что значит несчастливым подать покров. Картинка про Что значит несчастливым подать покров. Фото Что значит несчастливым подать покров

Тема оды: несправедливость, бездействие царей, взывание к Богу о справедливости. Образы: лирический герой – неспокойный, переживающий человек, борющийся за справедливость.

История создания. Стихотворение было написано в 1780 году, но не было допущено к публикации цензурой, в 1788 году напечатано в журнале «Зеркало», в 1795 году Державин включает произведение в рукописный сборник, подаренный Екатерине I, после чего встречает во дворце крайнюю холодность.

Строфа – четверостишие, всего строф 7. Тематически можно разделить стих на 3 части. Первые 3 строфы – напоминание царям об их обязанностях перед народом; 4 строфа – горестный итог этим увещеваниям: представители власти и закона не оправдали надежд, оказались слепы и глухи к мольбам народа («Не внемлют! видят – и не знают!

Покрыты мздою очеса…»); 5-7 строфы – требование наказания виновных, указание на то, что все люди смертны и предстанут пред Божьим судом, но Божий суд представляется далёким, и автор в 7-й строфе умоляет Бога покарать виновных при жизни: («Приди, суди, карай лукавых»). Произведение отличается краткостью, лаконичностью. Ода и сатира сливаются в нём воедино.

По интонации стихотворение страстно, взволнованно, оно изобилует риторическими вопросами и восклицаниями («Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?», «И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, Боже! Боже правых!») – для передачи эмоционального состояния героя. Написано 4-хстопным ямбом.
Что значит несчастливым подать покров. Смотреть фото Что значит несчастливым подать покров. Смотреть картинку Что значит несчастливым подать покров. Картинка про Что значит несчастливым подать покров. Фото Что значит несчастливым подать покров

Прослушайте стихотворение Державина “Властителям и судиям”

Властителям и судиям

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
1780

Что значит несчастливым подать покров. Смотреть фото Что значит несчастливым подать покров. Смотреть картинку Что значит несчастливым подать покров. Картинка про Что значит несчастливым подать покров. Фото Что значит несчастливым подать покров

Анализ оды Г.Р.Державина «Властителям и судиям»

Жизнь настоящего поэта, его творчество неотделимы от судьбы Родины. Система государственной власти в России, установившаяся в конце ХYIII – начале ХIХ века и отличавшаяся абсолютной монархией, полным равнодушием к судьбе народа, нашла отражение в творчестве многих поэтов того времени.

Известный поэт Г.Р.Державин тоже не мог остаться в стороне от проблем власти и монархии. В своем стихотворении «Властителям и судиям» он и пытается пробудить в правителях совесть, заставить их исполнять свои обязанности, как подобает.

Уже первые строки стихотворения как будто кричат, что дальше так жить нельзя, даже всевышний не может больше смотреть на правление нынешних властителей:
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их…

Люди, которые, по мнению автора, равны земным богам, давно забыли свой долг. Вместо помощи сиротам, вдовам и всем несчастным они «взирают на лица сильных», и вся их деятельность направлена на защиту «сильных».

Родную землю «потрясают злодействы», а государственные чиновники не видят этого, власть слепа к участи простого народа. Царит произвол чиновников, не соблюдаются законы:

Не внемлют! Видят – не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодейства землю сотрясают,
Неправда зыблет небеса.

Державин собрал в своем стихотворении все пороки государственной власти. Словами, полными отчаяния и разочарования, обращается он к ним:

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.

Такую монархию автор считает настоящей трагедией русского народа. Всем ясно, что стоящие у власти люди совсем не похожи на богов ни своей жизнью, ни своими поступками.
В заключительных строках стихотворения Державин уже не взывает к чести и совести «властителей и судией», он больше не верит в исправление пороков власти. Единственный путь к спасению России – справедливый божий суд:

Воскресни, Боже! Боже правых!
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Что значит несчастливым подать покров. Смотреть фото Что значит несчастливым подать покров. Смотреть картинку Что значит несчастливым подать покров. Картинка про Что значит несчастливым подать покров. Фото Что значит несчастливым подать покров

Анализ стихотворения “Властителям и судиям” Державина Г.Р.

Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал еще за несколько лет до его публикации. Он отдал стихотворение в «Санкт-Петербургский Вестник». Но издатели, испугавшись’ вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения. Он сумел добиться его публикации. Более того, он снял прежнее название — «Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием «Властителям и судиям».

Основные темы и идеи

Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:

Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:

Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:

Не внемлют! Видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основная идея и главная мысль державинской оды:

И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. Об этом поэт стремится предупредить императрицу, в добродетельность которой он продолжал верить. Иначе на смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

Более того, в державинской оде лексика и многие образы действительно напоминают нам библейскую поэзию: во сонме их; покрыты мздою очеса; их молению внемли и др, Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, обращений: «доколь вам будет щадить неправедных и злых?»; «Цари! Я мнил, вы боги властны…»; «Воскресни Боже! Боже правый!». Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг есть: сохранять законы…», «Ваш долг: спасать от бед невинных…»; «Не внемлют! Видят — и не знают!»

Все это придает стихотворению ораторское звучание, которое помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, безусловно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.

Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционный смысл, он был по своим политическим убеждениям монархистом, ко столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическая прокламация. Автор «Фелицы», восхваляющей «добродетели» императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судиям» предстал в совершенно ноеом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но и для современного нам с вами читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общенародных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными и в наши дни.
Что значит несчастливым подать покров. Смотреть фото Что значит несчастливым подать покров. Смотреть картинку Что значит несчастливым подать покров. Картинка про Что значит несчастливым подать покров. Фото Что значит несчастливым подать покров

Источник

Сравнительный анализ

Что значит несчастливым подать покров. Смотреть фото Что значит несчастливым подать покров. Смотреть картинку Что значит несчастливым подать покров. Картинка про Что значит несчастливым подать покров. Фото Что значит несчастливым подать покров

МАОУ лицей №8 г. Томска

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Г. Р. ДЕРЖАВИНА «ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ» И

81 БИБЛЕЙСКОГО ПСАЛМА

Выполнила: Бадалова Алия,

учитель русского языка и литературы

Цель исследования: провести сопоставительный лингвистический анализ двух произведений с целью истолкования художественных текстов, постижения замыслов авторов.

Актуальность работы: огромный интерес представляет знакомство с Библией и её изучение, приобщение к великому духовному наследию, а также рассмотрение и поныне актуальной проблемы взаимодействия власти и простого народа.

Данное исследование привлекает внимания к личности – мэтра русской поэзии и его известному произведению. Державин, отличавшийся честностью, свободой взглядов, ненавидевший несправедливость и взяточничество, создал поистине пламенный призыв к властителям, к которому не мешало бы прислушаться и современным судьям и власть держащим. А сравнение державинской оды с библейским текстом ещё более усиливает актуальность звучания данной проблемы.

Жанр литературного переложения псалмов занимал в Эпоху просвещения одно из ведущих мест в поэзии. Отдавая дань тенденциям, Державин переложил более 26 псалмов. Псалмы – древние религиозные и светские гимны и песни, по преданию сочинённые библейским царём Давидом. По преданию сын пастуха, искусно игравший на арфе. Благодаря смелости и силе, победил богатыря Голиафа и был принят на воинскую службу. Вскоре стал военноначальником. Позже был провозглашён царём и правил около 40 лет. Известен как создатель псалмов.

Собрание ста пятидесяти псалмов под названием «Псалтырь» вошло в Библию. Отдельные псалмы становились порой революционными гимнами. Так, например, 81й с резкими нападками на «земных богов» (злых царей и вельмож) стал в 18 веке антимонархической песней якобинцев. Этот псалом послужил основой и для державинского стихотворения.

Что же привнёс нового Державин в канонический текст псалма, как переосмыслил известное произведение?

Автор стихотворения воспользовался возвышенной лексикой псалма: «сонм», что означает собрание, множество, «исторгать» значит изгонять вон, выбрасывать, «разуметь», «падёте», но ещё больше привнёс новой: «рёк», «взирать», «оковы», «внемлют», «покрыты мздою очеса», неправда «зыблет» небеса в отличие от псалма, где «все основания земли колеблются»

Использование Державиным архаизмов и слов церковной лексики («очеса», «мнил», «внемли») способствует выражению высокого гражданского пафоса стихотворения. Возможно, сохраняя устаревшую лексику, Державин подчёркивал всю глубину и насущность проблемы власти, идущей из далёкого прошлого. Отмечая эту особенность поэзии Державина, писал: «Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов… это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина»

Сравнительная характеристика строк произведений

1.Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд.

2.Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприя­тие нечестивым?

3.Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказы­вайте справедливость.

4.Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечес­тивых.

5.Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.

6.Я сказал: вы — боги, и сыны

Всевышнего — все вы.

7.Но вы умрете, как человеки, и

падете, как всякий из князей.

8.Восстань, Боже, суди землю;

ибо ты наследуешь все народы.

Восстал всевышний Бог, да судит

Земных богов во сонме их

Доколе, рёк, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! Видят – и не знают!

Покрыты мздою очеса.

Как ваш последний раб умрёт!

Приди, суди, карай лукавых

И будь един царём земли!

В отличие от псалма, где автор обращается к небесным богам,

стихотворение Державина в первых же строках содержит обращение к

земным властителям, возомнившими себя земными богами. Это цари.

Державин ещё больше усиливает назначение земных богов – судей, говорит об их высокой роли. Сохранение законов, спасение невинных, защита бессильных от сильных, помощь сиротам и вдовам – это их долг. Обращение к властителям скорее носит характер наказа, страстного и гневного призыва, недаром дважды повторяются в стихотворении слова: «Ваш долг…», тогда как в псалме это всего лишь просьба, пожелание: «Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказы­вайте справедливость».В стихотворении это долг властителей.

Особый интерес представляет сравнение 9й строки псалма:

«Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечес­тивых» со

ак ваш последний раб умрёт! ва для всех и поступать в соответствии с законом. йствия. ных людей, а оковы бедных, то есть несвострочкой стихотворения Державина:

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

«Нечестивыми» у верующих считаются грешные, порочные люди, но поэт, говоря об избавлении от зла, называет этим самым злом не наущения злых и грешных людей, а оковы бедных, то есть несвободу, отсутствие воли. Неслучайно Державину при дворе напоминали о том, что «во время революции во Франции сей псалом был пет на улицах Парижа для подкрепления народного возмущения против Людовика XVI» На что Державин с необыкновенной смелостью отвечает, что не могут быть вредны «стихи, защищающие справедливость на нашей грешной земле»

Державин не просто утверждает, что сильные мира сего не соответствуют своему назначению, а гневно восклицает, обличая и осуждая.

В псалме «Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются» в одном предложении. Державин намеренно разделяет слова, «рубит сгоряча», усиливая их значение, ставит восклицательные знаки: «Не внемлют! Видят – и не знают!» С гневом и горестью, близкой к отчаянию, восклицает он в адрес реально существующих властителей.

Если в псалме боги «не знают, не разумеют, во тьме ходят», то у Державина властителям всё известно, они видят все несправедливости и зло, и не только видят, но и сами творят, но очи их покрыты «мздою», то есть попросту они не хотят замечать беззакония и предпринимать какие-то действия. Устаревшее слово «мзда» означает награду, плату. По сути, поэт обвиняет судей и властителей во взяточничестве или мздоимстве, которое и не позволяет им поступать в соответствии с законом, предоставляющем равные права для всех: и бедных, и богатых.

Далее можно насчитать три восклицательных предложения и три обращения.

И вы подобно так падёте,

Как с древ увядший лист падёт!

И вы подобно так умрёте,

Как ваш последний раб умрёт!

Приди, суди, карай лукавых

И будь един царём земли!

Если в каноническом тексте спокойное звучание псалма, то в стихотворении это чувственный призыв, а в конце безоговорочное осуждение, предречение гибели.

За строками стихотворения прослеживается прочувствованная позиция автора, недоверие и разочарование.

Державин расширяет смысл псалма, конкретизирует, прикладывая к действительности. Философский мотив о сущности власти, звучащий в первоисточнике, получает новое звучание о неминуемой каре за нарушение нравственного закона.

В стихотворении прослеживается и совершенно новая мысль о том, что властители земные ничем не отличаются от рабов. Державин проводит мысль о сходстве человеческих судеб, несмотря на социальное неравенство. По мысли Державина, между царём и последним рабом необходимо установить равенство – равенство людей, сознательно выполняющих свой общественно-моральный долг во имя общественной пользы.

В последней строфе поэт призывает единого бога земли к решительным действиям, не зря в ней употреблено 6 глаголов повелительного наклонения: «воскресни», «внемли», «приди», «суди», «карай», «будь» (в псалме только 2 глагола). Для поэта Бог – высшая инстанция, на которую можно уповать в борьбе с земным злом. Неслучайно позже к этому последнему средству будет взывать и в стихотворении «Смерть поэта»: «Но есть и божий суд…он ждёт, он не доступен звону злата»

Так, следуя строчкам псалма, не меняя ничего композиционно, поэт наполняет их новым смыслом, придаёт торжественное звучание, соединяя чувство и разум, справедливое возмущение со стихийным демократическим призывом.

Таким образом, переложение Державиным 81 псалма – явление неслучайное. В этой гневной оде (так сам Державин определил жанр своего стихотворения) отразились взгляды поэта на задачи власти и выражена глубокая неудовлетворённость ею в современной Державину России. Он выступил с суровой и беспощадной критикой правительствующего сената, бичуя «земных богов, творящих на земле лихоимство и насилие». Естественно современники относили к адресатам и придворных вельмож, и государственных чиновников, и даже императрицу. Обращение к властям носит двойственный характер: с одной стороны, это обличение, с другой стороны, наставление, каким должен быть государственный деятель. Последний момент значительно усилен по сравнению с содержанием псалма, так как Державин твёрдо верил в просвещённый абсолютизм и считал своим долгом наставлять властителей.

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг — спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров,

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Таково действительное положение дел в российском государстве, далекое от идеальных представлений о государственных людях и их долге по отношению к стране и народу. Они погрязли во взятках, грабеже, злодеяниях. Таким образом, стихотворение возникло не из чтения Библии, но из созерцания России.

Стихотворение Державина произвело эффект взорвавшейся бомбы. Сам поэт вспоминает, как были восприняты его стихи на фоне событий французской революции 1789 года, как испугались гнева императрицы придворные. Его избегали, боялись с ним случайно встретиться, не только что разговаривать. Екатерина II признала стихи Державина яко­бинскими. Некоторое время даже велось следствие, пока дело не закончилось оправданием. Однако к печати стихи разрешены не были.

Стихотворение «Властителям и судьям» оказало влияние на русское об­щество, протянулось тонкой связующей нитью к поэзии декабристов. сказал о Державине:

Он выше всех на свете благ

Общественное благо ставил.

И в пламенных своих стихах

Одну лишь добродетель славил.

Невозможно не отметить актуальность поднятой Державиным в стихотворении проблемы. Наверное, этот страстный призыв к соблюдению законности и прав граждан можно отнести и к нынешним властителям

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – Барнаул, 2002

Источник

Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина

Любая творческая личность абсолютно, всегда старается добиться намеченных высот, заполучить уважение и любовь других людей и так далее. В общем, такие люди в любое время своей жизни стараются быть в центре событий.

Многие поэты во все времена восхваляли и показывали свою любовь, или же ненависть ко всему их окружающему, к родине, к природе, к другим людям, к власти, к положению страны и так далее. Не стал исключением и Гавриил Державин, который так же в своих произведениях показывал свое отношение ко всему окружающему его.

Одним из знаменитых произведений автора является стихотворение «Властителям и судьям». Это стихотворение как нельзя лучше показывает положение власти в стране в момент его написания. Более того, оно так же показывает то, что спорить с властью в те времена было не просто бесполезно, но и опасно для своей жизни и судьбы.

С самых первых строк произведения можно понять, что дальше так жить просто не возможно и нужно что-то менять. Единственной проблемой становится то, что люди просто не знают, что именно менять.

Анализируя данное стихотворение, справедливо будет сказать, что Державин хотел раскрыть и показать людям все пороки, которыми обладает власть.

Многие критики и специалисты в области литературы уверены, что данное произведение характеризует Гавриила Державина как человек, который обладает новаторскими взглядами на жизнь и мир в целом.

Что касается литературных приемов, то автор сполна наделил ими свое произведение, чтобы передать все свои чувства, а так же чувства людей, которые зависят от власти.

Но, несмотря на всё вышесказанное нужно отметить, что данный поэт все же не выступал против императрицы, так как был близким человеком для неё, его скорее смущало то, что творит власть на местах, за спиной императрицы.

В заключении хотелось бы сказать, что, к сожалению люди, очень сильно меняются после того, как у них появляется определенная власть в этом мире. Однако стоит отметить, нужно прекрасно понимать так или иначе каждому, без исключения, придется отвечать за каждый свой поступок и действие. Поэтому нужно во все времена, несмотря на положение оставаться в первую очередь человеком.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.
История создания – Гавриил Романович написал свое произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.

Композиция – стихотворение представляет собой цельный рассказ, не разделяющийся на определенные части, тема развивается последовательно.

Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, облеченных властью.

Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.

Стихотворный размер – ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.

Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет”.

Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина Г.Р.

Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой». Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал еще за несколько лет до его публикации. Он отдал стихотворение в «Санкт-Петербургский Вестник». Но издатели, испугавшись’ вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения. Он сумел добиться его публикации. Более того, он снял прежнее название — «Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием «Властителям и судиям».

Основные темы и идеи.

Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:

Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?

Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;

Ваш долг есть: охранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.

Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
Не внемлют! Видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.
Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основная идея и главная мысль державинской оды:

И вы подобно так падете. Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!

Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. Об этом поэт стремится предупредить императрицу, в добродетельность которой он продолжал верить. Иначе на смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

Все это придает стихотворению ораторское звучание, которое помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, безусловно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.

Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционный смысл, он был по своим политическим убеждениям монархистом, ко столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическая прокламация. Автор «Фелицы», восхваляющей «добродетели» императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судиям» предстал в совершенно ноеом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но и для современного нам с вами читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общенародных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными и в наши дни.

История создания

Стихотворение является больным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1780 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *