Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный

Нужен анализ стихотворения «Памятник» Пушкин1. Что значит «нерукотворный памятник»?2.Как вы понимаете строчки «к нему

Ответ или решение 1

Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть картинку Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Картинка про Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный

1. «Нерукотворный» — созданный без помощи рук: выражение «нерукотворный памятник» в контексте стихотворения — это произведения поэта, которые, словно памятник, увековечат его имя.

2. Выражение «к нему не зарастёт народная тропа» означает, что в будущем люди будут читать произведения поэта.

3. А.С. Пушкин сравнивает свой «нерукотворный памятник» (то есть своё творчество) с «рукотворной» Александрийской колонной («столпом»), являющейся символом могущества императорской власти, для того, чтобы показать, что литература важнее для народа, чем достижения самодержавия.

4. Эти строки означают, что умрёт только тело поэта, а душа будет жить в его произведениях, которые сохранят память о нём для потомков.

5. Поэт буден славен до тех пор, пока на земле «жив будет хоть один пиит» (то есть поэт).

6. Творчество поэта будет известно всей стране.

7. Поэта и его творчество будут знать такие народы, как финны, тунгусы, калмыки, и конечно, русские.

8. Этими строками поэт подчёркивает, насколько для людей важно его творчество.

9. Заслуга поэта в том, что его творчество пробуждает в людях «чувства добрые», «восславляет Свободу» и «милость к падшим призывает».

Источник

Анализ стихотворения «Памятник»

— Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт?

“. Что первым я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге. // И истину царям с улыбкой говорить”.

— О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).

Словарная работа.

а) Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского.

г) тунгус – народность Восточной Сибири.

д) муза – богиня поэзии, вдохновение.

— Начинается стихотворение со слов “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Что значит “нерукотворный”?

— Какие ассоциации возникают при слове “нерукотворный”?

Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку.

— Какое ещё значение несет эпитет “нерукотворный”?

— Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом?

Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

— Где будет жить душа поэта после смерти?

• Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина (“доколь Славянов род вселена будет чтить”).

— К кому обращена поэзия Пушкина?

“…доколь в подлунном мире…” – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.

— Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина?

Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия.

— Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика?

Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.

— Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ?

Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.

— Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? “… истину царям с улыбкой говорить”.

— В чем Пушкин видит предназначение поэта?

Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.

— Каково назначение поэзии?

Помогать человеку стать человеком с большой буквы.

• Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа

— “Веленью Божию, о муза будь послушна”. Как вы понимаете значение этих слов?

Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.

— Каким должен быть поэт?

Отважным – “обиды не страшась”; бескорыстным – “не требуя венца”; равнодушным к похвале и клевете – “хвалу и клевету приемли равнодушно”,

— Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?”

Работа со средствами художественной выразительности.

• Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?

— Какую роль играют эти тропы в стихотворении?

• Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающие поэта.

Итог.

Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа.

— Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли?

• За два месяца до смерти Пушкин создаёт стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», где сформулировано кредо поэта, подведены итоги жизни и обретена гармония:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть картинку Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Картинка про Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть картинку Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Картинка про Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный

Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть картинку Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Картинка про Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный

Источник

Открытый урок по русской литературе языку на тему: А. С. Пушкина «Памятник»

МКОУ СОШ №3 г. Кизилюрт РД

Открытый урок по русской литературе языку

на тему: А. С. Пушкина «Памятник»

Провела: учитель русского языка и литературы Исрапилова Таибат Гусейновна

А. С. Пушкина «Памятник» в IX классе.

Тема урока: «А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. »»: анализ стихотворения».

Эпиграф к уроку: «У нас все от Пушкина» (Ф. М. Достоевский).

Вид урока : урок изучения нового материала.

Тип урока : комбинированный.

Цели и задачи урока:

1) познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», с личностью поэта;

2) развивать умения анализа художественного текста, а также сравнительно-сопоставительного анализа;

3) формировать умения работы с литературоведческими понятиями ( эпитет, антитеза, олицетворение );

4) формировать навыки комментированного и выразительного чтения художественного произведения;

5) расширить культурный кругозор, словарный запас учащихся и формировать их эстетический вкус.

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);

4) развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся.

1) воспитывать чувство прекрасного;

2) воспитывать любовь к слову, уважение к поэтическому дару;

3) воспитывать интерес к предмету.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод комментированного и выразительного чтения.

Оформление и оборудование урока: тексты стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и Г. Р. Державина «Памятник»; портреты авторов; фото Александрийского столпа; на доске записан эпиграф.

На прошлом уроке мы говорили Державине, который хоть и прожил в XIX веке 16 лет, всем духом поэзии принадлежал к веку XVIII. Но явился человек, который не просто продолжил традиции, но перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства. О ком идет речь?

Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, еще недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе.

II . Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема? (читает наизусть учащийся).

III . Анализ стихотворения (у каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений Г. Р. Державина и А. С. Пушкина).

– Какие аналогии у вас возникли при прочтении?

(Аналогия с державинским стихотворением «Памятник»).

– Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт?

(«. Что первым я дерзнул в забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы возгласить, / В сердечной простоте беседовать о Боге. / И истину царям с улыбкой говорить»).

– О чем стихотворение А. С. Пушкина? Каков сюжет?

(Сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).

– Рассмотрим непонятные для вас слова, которые встретились в тексте стихотворения.

Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского (демонстрируется фотография).

Всяк сущий – существующий.

Тунгус – народность Восточной Сибири.

Муза – богиня поэзии, вдохновение.

– Начинается стихотворение со слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Что значит «нерукотворный»? Какие ассоциации возникают при слове «нерукотворный»?

(Икона «Спас нерукотворный»).

– Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. Какое еще значение несет эпитет «нерукотворный»?

– Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом?

(Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно).

– Где будет жить душа поэта после смерти?

– Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина («доколь Славянов род вселена будет чтить»). К кому обращена поэзия Пушкина?

(«…доколь в подлунном мире…» – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству).

– Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина?

(Пока «жив будет хоть один пиит», пока людям будет нужна поэзия).

– Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика?

(Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами, поэтому поэзия всегда будет актуальной).

– Почему Пушкин употребил старинное название «Русь», а не Россия, «язык», а не народ?

(Россия – определенное государство с границами, понятие «Русь» значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт).

– Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин?

(«… истину царям с улыбкой говорить»).

– В чем Пушкин видит предназначение поэта?

(Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству).

– Каково назначение поэзии?

(Помогать человеку стать человеком с большой буквы).

– Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.

– «Веленью Божию, о муза будь послушна». Как вы понимаете значение этих слов?

(Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то).

– Каким должен быть поэт?

(Отважным – «обиды не страшась»; бескорыстным – «не требуя венца»; равнодушным к похвале и клевете – «хвалу и клевету приемли равнодушно»).

– Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: «В чем предназначение поэта?».

(Эпитеты: «нерукотворный» – это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет «непокорный» – тоже христианское понятие. Возникает противопоставление, антитеза. «Душа переживет» – олицетворение, «чувства добрые» – «жестокий век» – эпитеты и антитеза).

– Какую роль играют эти тропы в стихотворении?

(Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта).

Домашнее задание : сравните стихотворения А. С. Пушкина и Г. Р. Державина. Выучите стихотворение А. С. Пушкина наизусть.

Источник

Спас Нерукотворный

Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть картинку Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Картинка про Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный

Происхождение иконы Спас Нерукотворный

Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.

Спас Нерукотворный: значение

Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.

Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.

С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.

Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.

Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.

Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть картинку Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Картинка про Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный

Молитвы образу Спас Нерукотворный

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

В чем помогает икона Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный считается одним из первых изображений Спасителя. Перед иконой молятся:

Спас Нерукотворный: иконография

Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть картинку Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Картинка про Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный

Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть картинку Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Картинка про Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный

Источник

Чтение и анализ стихотворения Послания «Кривцову» (1817)

I. Размышление над темой.

Учитель. Что такое философия? Что изучает эта наука? Какие вопросы мы называем философскими?

Вечные философские вопросы

1) о смысле человеческой жизни

3) о назначении поэта и поэзии

4) о смерти и бессмертии

5) о вере и безверии

6) о красоте и уродстве

7) о взаимоотношениях человека и природы и др.

У.:Какие из этих вопросов рассматривал А.С.Пушкин в своей лирике?

Как менялось представление Пушкина о смысле жизни, о главных жизненных ценностях на разных этапах жизни и творчества поэта?

Нет полноценной личности без глубины самосознания. Каждый человек стремится осмыслить окружающий мир, постичь, как и во имя чего живут и умирают люди. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности — центральные вопросы русской литературы. “Проклятыми вопросами” назвал их Федор Михайлович Достоевский, один из глубочайших философов нашей литературы. Проклятыми — ибо не найти на них однозначного, ясного ответа, ибо всегда они мучили и будут мучить людей. И это — залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа — в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.

Творчество Пушкина чарует, наверное, прежде всего гармонией, тем, что поэт удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и блистательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека. По сути, пушкинское творчество — отражение духовного пути Человека; со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом — и их преодолением, с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.

II. Анализ стихотворений по группам (предварительная домашняя работа)

Творческий отчёт 1-й группы

Позиция молодости
1) Чтение и анализ стихотворения «Пирующие студенты» (1814)

• Юность не может не узнать себя в восхитительном эпикурействе ранней пушкинской лирики: жить надо сегодняшним днём, стремясь возможно более полно исчерпать все радости, которые он нам несёт, ибо кто знает, что нам несёт завтра. Упоительное ощущение своей молодости, силы, здоровья и желание сполна насладиться ими торжествуют в каждой строчке стихотворения 1814 года “Пирующие студенты”:

Друзья! досужный час настал;

Все тихо, все в покое;

Скорее скатерть и бокал!

Шипи, шампанское, в стекле.

Друзья! почто же с Кантом

Сенека, Тацит на стаде,

Фольянт над фолиантом?

Под стол холодных мудрецов,

Под стол ученых дураков!

Без них мы пить умеем.

Из всех философов пирующие студенты выбирают Эпикура, бросившего в века девиз: “Живи сегодняшним днем!”

Чтение и анализ стихотворения Послания «Кривцову» (1817)

• Жизнь ценна, лишь пока мы молоды, пока гибки наши тела, пока души полны огня и желаний. Ставится знак равенства между юностью и жизнью.

Не пугай нас, милый друг,

Гроба близким новосельем:

Право, нам таким бездельем

Пусть остылой жизни чашу

Тянет медленно другой;

Мы ж утратим юность нашу

Вместе с жизнью дорогой.

Так ставится знак равенства между юностью и жизнью.

Подведение итогов юношеского восприятия мира.

Эволюция жизненной позиции лирического героя

• Наслаждение жизнью в беспечных пирушках

в гармонии с миром,

3) Чтение и анализ стихотворения «Мне вас не жаль, года весны моей» (1820)

В 1820 г. Пушкин подводит итоговую черту, по-новому осмыслит минувшую пору ранней юности – и простится с ней.

Попробуем проанализировать стихотворение. С чем расстается без сожаления лирический герой и о чем он все же жалеет? “Не жаль”, казалось бы, всех примет юности: “мечты, любви напрасной” и “таинства ночей”, “неверные друзья”, “венки пиров”, “изменницы младые”. Все, что составляло смысл жизни до сих пор — веселье, любовь, пиры, — утратило в его глазах свою ценность, оставлено без сожаления.

Но где же вы, минуты умиленья,

Младых надежд, сердечной тишины?

Где прежний жар и слезы вдохновенья.

Придите вновь, года моей весны!

Жаль не времени, потраченного бездумно, но самого бездумья, уже невозможного. Такова цена опыта.

Творческий отчёт 2-й группы

«Взросление». Творческий перелом. Духовный кризис.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Творческий отчёт 3-й группы

1) Чтение и анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» 1829г.

• В стихотворении отражено некое приближение к гармонии, пониманию высшего замысла. Жизнь представляется бесконечной в движении по кольцу – от безумной, не осознающей себя юности через муки поисков смысла жизни – к смерти, к «гробовому входу», вокруг которого уже шумит новая молодость. Вечная жизнь – в этой смене поколений, истина – в осознании:

Тебе я место уступаю:

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Болдинская осень (1830)

1830 г. – это прежде всего Болдинская осень.
2) Чтение и анализ стихотворения «Бесы»

У.: Что такое элегия?

Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) — жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Евгения Баратынского).

1. Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части?

2. Какие черты реализма отражены в «Элегии»?

3. Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний?

4. Почему желание «мыслить и страдать» является жизненным стимулом для лирического «я»?

5. Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени?

• В «Элегии» Пушкин создаёт свою «формулу жизни»:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Жизнь – труд, работа, бесконечная работа мысли и духа. Только тогда возможны минуты истинного счастья:

Словарная работа.

а) Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского.

г) тунгус – народность Восточной Сибири.

д) муза – богиня поэзии, вдохновение.

— Начинается стихотворение со слов “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Что значит “нерукотворный”?

— Какие ассоциации возникают при слове “нерукотворный”?

Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку.

— Какое ещё значение несет эпитет “нерукотворный”?

— Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом?

Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

— Где будет жить душа поэта после смерти?

• Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина (“доколь Славянов род вселена будет чтить”).

— К кому обращена поэзия Пушкина?

“…доколь в подлунном мире…” – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.

— Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина?

Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия.

— Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика?

Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.

— Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ?

Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.

— Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? “… истину царям с улыбкой говорить”.

— В чем Пушкин видит предназначение поэта?

Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.

— Каково назначение поэзии?

Помогать человеку стать человеком с большой буквы.

• Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа

— “Веленью Божию, о муза будь послушна”. Как вы понимаете значение этих слов?

Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.

— Каким должен быть поэт?

Отважным – “обиды не страшась”; бескорыстным – “не требуя венца”; равнодушным к похвале и клевете – “хвалу и клевету приемли равнодушно”,

— Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?”

Итог.

Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа.

— Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли?

• За два месяца до смерти Пушкин создаёт стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», где сформулировано кредо поэта, подведены итоги жизни и обретена гармония:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

Жив будет хоть один пиит.

I. Размышление над темой.

Учитель. Что такое философия? Что изучает эта наука? Какие вопросы мы называем философскими?

Вечные философские вопросы

1) о смысле человеческой жизни

3) о назначении поэта и поэзии

4) о смерти и бессмертии

5) о вере и безверии

6) о красоте и уродстве

7) о взаимоотношениях человека и природы и др.

У.:Какие из этих вопросов рассматривал А.С.Пушкин в своей лирике?

Как менялось представление Пушкина о смысле жизни, о главных жизненных ценностях на разных этапах жизни и творчества поэта?

Нет полноценной личности без глубины самосознания. Каждый человек стремится осмыслить окружающий мир, постичь, как и во имя чего живут и умирают люди. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности — центральные вопросы русской литературы. “Проклятыми вопросами” назвал их Федор Михайлович Достоевский, один из глубочайших философов нашей литературы. Проклятыми — ибо не найти на них однозначного, ясного ответа, ибо всегда они мучили и будут мучить людей. И это — залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа — в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.

Творчество Пушкина чарует, наверное, прежде всего гармонией, тем, что поэт удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и блистательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека. По сути, пушкинское творчество — отражение духовного пути Человека; со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом — и их преодолением, с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.

II. Анализ стихотворений по группам (предварительная домашняя работа)

Творческий отчёт 1-й группы

Позиция молодости
1) Чтение и анализ стихотворения «Пирующие студенты» (1814)

• Юность не может не узнать себя в восхитительном эпикурействе ранней пушкинской лирики: жить надо сегодняшним днём, стремясь возможно более полно исчерпать все радости, которые он нам несёт, ибо кто знает, что нам несёт завтра. Упоительное ощущение своей молодости, силы, здоровья и желание сполна насладиться ими торжествуют в каждой строчке стихотворения 1814 года “Пирующие студенты”:

Друзья! досужный час настал;

Все тихо, все в покое;

Скорее скатерть и бокал!

Шипи, шампанское, в стекле.

Друзья! почто же с Кантом

Сенека, Тацит на стаде,

Фольянт над фолиантом?

Под стол холодных мудрецов,

Под стол ученых дураков!

Без них мы пить умеем.

Из всех философов пирующие студенты выбирают Эпикура, бросившего в века девиз: “Живи сегодняшним днем!”

Чтение и анализ стихотворения Послания «Кривцову» (1817)

• Жизнь ценна, лишь пока мы молоды, пока гибки наши тела, пока души полны огня и желаний. Ставится знак равенства между юностью и жизнью.

Не пугай нас, милый друг,

Гроба близким новосельем:

Право, нам таким бездельем

Пусть остылой жизни чашу

Тянет медленно другой;

Мы ж утратим юность нашу

Вместе с жизнью дорогой.

Так ставится знак равенства между юностью и жизнью.

Подведение итогов юношеского восприятия мира.

Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть картинку Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Картинка про Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть картинку Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Картинка про Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть картинку Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Картинка про Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный

Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Смотреть картинку Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Картинка про Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный. Фото Что значит нерукотворный какие ассоциации возникают при слове нерукотворный

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *