Что значит нераспространенное предложение 2 класс русский язык
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 16. Что такое распространённое и нераспространённое предложения?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Какие предложения называются распространёнными и нераспространёнными.
2) Как отличить распространённое предложение от нераспространённого.
Распространённое предложение – это такое предложение, в котором, помимо главных членов, есть второстепенные.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Что значит «распространить»? Обратимся к словарю.
Распространить – значит увеличить, сделать более обширным.
А что значит «распространённое предложение»? Увеличенное, более обширное.
Значит, для того, чтобы распространить предложение нужно его увеличить.
В предложении говорится о берёзе. Что? Берёза. Это подлежащее.
Что делает берёза? Растёт. Это сказуемое.
Вы знаете, что второстепенные предложения могут распространять главные и другие члены предложения.
Значит, распространять предложение мы будем второстепенными членами.
Чтобы понять, какая береза растёт, задаём вопрос от подлежащего.
Берёза какая? Высокая.
Растёт высокая берёза.
Распространяем предложение дальше. Задаём вопрос от сказуемого.
Растёт где? Возле дома.
Возле дома растёт высокая берёза.
Дома какого? Дачного.
Возле дачного дома растёт высокая берёза
Второстепенные члены помогли нам уточнить сведения, которые дали главные члены. Следовательно, благодаря второстепенным членам, мы РАСПРОСТРАНИЛИ предложение!
Такое предложение теперь можно назвать распространённым.
Второй вид называется НЕРАСПРОСТРАНЁННЫЕ предложения
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Распространённое и нераспространённое предложение.
Распределите предложения на две группы: распространённые и нераспространённые.
Подсказка: распространённые предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения.
На поляне стояла молоденькая ёлочка. Ребята повесили на лесную красавицу ягоды рябины.
Ёлочка радовалась. Прибежали зайцы.
Задание. Зимний день.
Подсказка: пользуйтесь словами для справок.
Стоит зимний день. Падает пушистый снег. Ребята выбежали на улицу. Они катались на коньках. Все радуются зиме!
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» («всё» — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные»
Что такое нераспространенное предложение. Как его распространить? Примеры
Нераспространенные предложения. Примеры
Стало дождливо и пасмурно.
Посетитель оказался нетерпелив.
В нераспространенном предложении может быть только подлежащее или только сказуемое.
Красота!
Зима.
Люблю гулять.
Смотри!
Распространенные предложения. Примеры
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. (А.С. Пушкин)
Зимняя, ясная ночь наступила. (Н.В. Гоголь)
В начале 1806-го года Николай Ростов вернулся в отпуск. (Л.Н. Толстой)
Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. (Ф.М. Достоевский)
Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. (А.П. Платонов)
Как составить нераспространенное предложение
Чтобы составить нераспространенное предложение, нужно взять подлежащее и добавить к нему сказуемое.
Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что? Может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным, причастием. Например: Мама вернулась. Мы гуляли. Подошел толстый.
Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой?
Сказуемое может быть простым глагольным: Я родился в Москве.
Может быть составным глагольным: Мой друг бросил читать книгу.
Также бывает составное именное сказуемое: он оказался студентом.
Итак, нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого:
Птицы поют.
Кто/что? Птицы. Что делают? Поют.
Звенит ручей.
Кто/что? Ручей. Что делает? Звенит.
Кто/что? Он. Каков он? Был немолод.
Как распространить нераспространенное предложение
Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Обстоятельство обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?
Таким образом, распространить предложение можно, добавив определение, обстоятельство или дополнение.
Распространите нераспространенное предложение. Разбор задания
Нераспространенное предложение: Птицы поют.
Распространенное предложение: Птицы весело поют в лесу.
Поют как? Весело. Поют где? В лесу.
Нераспространенное предложение: Звенит ручей.
Распространенное предложение: Под окном звенит весенний ручей.
Звенит где? Под окном. Ручей какой? Весенний.
Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах
Предложение, в котором есть определение, дополнение или обстоятельство.
Чтобы о чем-то сказать, достаточно упомянуть предмет (подлежащее) и назвать его действие (сказуемое). Например: «Летят птицы». Но для полного выражения мысли этого недостаточно.
Чтобы сказать все, что мы хотим, мы «распространяем» предложение. И делаем это с помощью второстепенных членов. К ним относятся определение (например, перелетные птицы), обстоятельство (летят на юг) и дополнение (летят рядом с облаками). Если есть хотя бы один из них, то предложение сразу становится распространенным.
Как отличить распространенное предложение от нераспространенного
В нераспространенном будет только грамматическая основа – то есть только подлежащее и сказуемое. Вот несколько примеров:
А вот распространенные предложения, смотрите:
Чем распространенное предложение отличается от осложненного
Распространенное предложение не обязательно должно быть осложненным. Пример: «Я пишу простым карандашом в тетради». Распространенность налицо, потому что мы видим тут и косвенное дополнение «карандашом», и согласованное определение «простым» и обстоятельство места «в тетради». Но оно ничем не осложнено.
Предложение осложняется пятью осложнителями:
Вам надо запомнить вот эти пять осложнителей и научиться «видеть» их в предложении.
Чаще всего осложненное предложение – это такое, внутри которого есть знаки. Но бывает осложнение и без знаков, например, когда причастный оборот стоит перед определяемым словом: «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» – знаков нет, а осложнение есть.
Чем распространенное предложение отличается от сложного
Если вы не знаете, чем они отличаются, сразу делаем вывод: вы не видите границы простых предложений в составе сложного, не умеете выделять грамматическую основу.
Сложное предложение – это такое, в котором всегда две или более грамматических основ: «Я читаю книгу, а мама отдыхает». Когда вы делаете разбор такого предложения, вам надо сначала сказать, что оно сложное и включает в себя два простых: «Я читаю книгу», «Мама отдыхает»». А потом уже по отдельности характеризовать каждое:
Сложное предложение вообще нельзя характеризовать с точки зрения распространенности и нераспространенности. Так характеризуются только простые предложения. Поэтому вы сначала «вынимаете» простые из сложного, а потом уже смотрите, распространены они или нет.
Могут ли распространенные предложения быть неполными
Да. Например, предложение «Очень классный» – оно сейчас вам кажется непонятным, потому что мы выдернули его из контекста. А контекст был такой:
– Как вам фильм?
– Очень классный!
Восстанавливаем: «Фильм очень классный». Подлежащее тут «фильм», сказуемое «[есть] классный» (составное именное), второстепенный член – обстоятельство меры и степени: классный (в какой степени?) очень.
Предложение «Очень классный» неполное, потому что в нем опущенное подлежащее, но распространенное, потому что есть второстепенный член.
Может ли распространенное предложение быть односоставным
Да. Поэтому я в начале статьи и приводил вам в пример односоставные предложения: «Ночь», в котором одно-единственное слово и оно является подлежащим, и «Темнеет», в котором тоже только одно слово, являющееся сказуемым.
Если в этих предложениях будут второстепенные члены, то они станут распространенными: «Быстро темнеет» – появилось обстоятельство «быстро», «Звездная ночь» – появилось определение «звездная».
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на нашу рассылку. Когда подпишетесь, вам на почту придет письмо, там надо будет нажать на кнопку «Подтвердить». Всем подписчикам мы высылаем ссылки на новые статьи в рубрике Образование – вы точно ничего не пропустите.
В каждой статье я рекомендую читателям курсы по русскому языку. Они дешевле, чем репетитор, а результаты часто дают более качественные, ребенок системно осваивает материал.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, сумел ли я объяснить вам сегодняшнюю тему. Разобрались ли вы с тем, что такое распространенные предложения и как отличать распространенность от других характеристик?
Можете смело критиковать текст. Я всегда читаю комментарии читателей и учитываю замечания.
Конспект урока русского языка по теме «Что такое распространённые и нераспространённые предложения.
Конспект урока русского языка
в технологии деятельностного метода
Предмет: русский язык
УМК «Школа России». Русский язык 1 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Тема урока: Что такое распространенные и нераспространенные предложения?
Цель: познакомить с понятием распространенные и нераспространенные предложения
1.Актуализировать занятия о предложениях;
2.Научить различать распространенные и нераспространенные предложения;
3.Развивать орфографическую зоркость, умение делать выводы, обогащать словарный запас.
4.Воспитвыать ответственное отношение к результатам своего труда, трудолюбие и аккуратность.
1. Уметь определять виды предложений
2. Знать, чем отличаются распространенные и нераспространенные предложения.
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы
Содержание учебного материала
(самоопределение ) к учебной деятельности
—Какой у нас урок? (урок русского языка)
-Чем мы занимаемся на уроках русского языка? (пишем, делаем выводы, открываем новые знания)
-А зачем нам надо учиться? (быть умными, продолжить учебу, узнать новое)
-Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Письмо с комментированием
Положительный настрой на урок.
Актуализация знаний и пробное учебное действие
— Ребята, предлагаю поработать по карточке.
Наступает утро промчался резвый ветерок слабо зашумели деревья блеснуло солнце запели птицы
-Можно ли сказать, что перед нами текст? (нет)
-Почему? (нет границ предложений)
-Что нужно сделать для того, чтобы это был текст? (Расставить знаки препинания)
-Расставьте знаки препинания?
-Вспомним правило написания предложений. Как будем записывать начало предложения? (с заглавной буквы)
-А какие знаки ставим в конце предложения? (точка, восклицательный, вопросительный знаки)
— Обозначьте в тексте границы предложений. Прочитайте что у вас получилось.
-В предложениях выделите грамматическую основу.
— Чем первое предложение отличается от второго? (первое- только подлежащее и сказуемое, во втором – есть еще другие слова, второстепенные члены предложения)
-На полях, в тетради, поставьте знак вопроса.
Индивидуальная работа на карточке «Работа с текстом». Выделяют границы предложения.
Четко формулирует задания.
Выявление места и причины затруднения
— Как вы думайте, о чем пойдет речь на уроке?
-Чему мы будем учиться?
(узнаем, как называют предложения, где есть главные и второстепенные члены)
Высказывают мнения о чем пойдет речь на уроке.
Построение проекта выхода из затруднения
-Запишем предложения на доске и в тетради.
Наступает утро. Промчался резвый ветерок.
-В данных предложениях подчеркните грамматическую основу.
— Ребята, а какой бывает ветерок? (резвый, быстрый, сильный…)
— Я думаю, что вы заметили, что во втором предложении есть еще и второстепенный член предложения.
-Как вы думаете, как называются предложения с второстепенными членами? (распространенные)
-Ученые договорились, что предложения в которых есть второстепенные члены предложения будем называть распространенным, а предложения где есть только главные члены будут называться нераспространенные.
-Давайте закрепим свои знания прочитав правило в учебнике на стр.35.
-Ребята, мы с вами на полях поставили знак вопроса, а сейчас мы сможем ответить на этот вопрос
Запись с комментированием.
Выделяют грамматическую основу.
Знакомятся с правилом.
Работа с учебником.
Четко формулирует задания для ребят.
Реализация построенного проекта
-Продолжим работу по карточкам
-Выпиши распространенные предложения, подчеркни грамматическую основу.
Кошка кормит котенка. Мышка пищит в норке. Книга лежит. Лисица охотится. На окне лежит шарф. Ольга пишет.
-Проверка по эталону.
Кошка кормит котенка. Мышка пищит в норке. На окне лежит шарф.
-Поднимите руку у кого все верно. Молодцы!
— Кто допустил ошибки? Не расстраивайтесь, нам есть еще нам чем работать
Проверка по эталону.
Корректирует ответы ребят.
По рядам : 1 ряд – называет подлежащее, 2 ряд- сказуемое, 3 – второстепенные члены предложения. ( можно перекидывать мячик)
Активная деятельность обучающихся учителя
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Работа с учебником. Стр.35, упр.40
-Прочитайте, что у вас получилось?
-Какие предложения составили.
Проговаривают составленные предложения.
Доказывают почему они распространенные.
Обращает внимание на правило.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу.
Проверка по эталону
-Поаплодируйте себе, если вы справились с заданием.
Выполняют самостоятельную работу на индивидуальных карточках.
Похвала со стороны учителя.
Включение в систему знаний и повторение
— Предлагаю поработать в паре
— Составь и запиши предложения. Подчеркни главные члены предложения:
1. В, рыжий, живёт, лесу, бельчонок. 2. Норке, тихо, мышка, пищит, в. 3. Быстро, задачу, Коля, решил. 4. Над, думала, Света, долго, задачей .
— Какая часть работы вызвала затруднение?
— Что необходимо знать, чтобы уметь находить распространение и нераспространенные приложения?
Дают оценку своим действиям.
Корректирует ответы ребят. Поддерживает их.
Рефлексия учебной деятельности
-Что понравилось в уроке больше всего?
-Если вам все было понятно на уроке, поставьте на полях «+»
-Если остались сомнения по теме, которую мы изучили –«?»