Что значит назови меня своим именем
От книги к фильму: «Зови меня своим именем»
Имя американского писателя Андре Асимана, родившегося в Александрии, стало известно в 1995 году благодаря успеху автобиографического романа «Из Египта». Асимана сравнили с Габриэлем Гарсией Маркесом и Антоном Чеховым. Второй крупный успех ждал писателя 12 лет спустя, когда вышла книга «Зови меня своим именем». В ней Асиман деликатно подошёл к неоднозначной теме любовной связи между двумя молодыми мужчинами, 17-летним Элио Перлманом и 24-летним Оливером, за что удостоился литературной премии «Лямбда», отмечающей лучшие литературные произведения ЛГБТ-тематики.
В газете The Washington Post об этом произведении написали так: «Если вы когда-нибудь были одержимы любовью – силой намного большей, чем вы сами, которая тянет вас к объекту вашего желания, – вы прочувствуете все тонкости великолепного романа Андре Асимана», а в The New Yorker прозвучала фраза, что эта книга показывает, насколько пронзительно можно писать о страсти. Это действительно так – слог Асимана настолько красив и проникновенен, что иногда кажется невероятным, как человек вообще может так сильно и глубоко любить кого-то. Повествование, идущее от лица Элио, построено в форме горячего, лихорадочного внутреннего монолога. Асиман превосходно описывает состояние человека, который с головой погружён в водоворот чувств и старается совладать с желаниями, одновременно стремясь поддаться им, и, конечно же, найти себя.
Андре Асиман
Особенно удачна выбранная эпоха. 80-е годы ХХ века – время, оторванное от мобильных телефонов и социальных сетей. Время, когда между людьми существовала совершенно иная коммуникация, не столь упрощённая, как и сам современный человек, который сегодня, увы, мало к кому привязан. Возможно, это лишь штамп в духе «раньше и трава была зеленее», но в этом обмене записками, просовываемыми под дверь, робких полунамёках, которыми один человек стремится донести до другого свои мысли, есть что-то исключительно трогательное, нежное и ностальгическое.
В самой попытке описания Асиманом всепоглощающей страсти можно обнаружить лёгкие мостики к «Смерти в Венеции» Томаса Манна, поскольку страсть как затмевающее разум, изнуряющее и сводящее с ума ощущение – движущая сила обоих героев. Конечно же, сравнение это более чем приблизительное, поскольку там, где у Манна была глубокая экзистенциальная философия и тоска по тленности красоты, у Асимана – скорее физиология и чувственность. И ещё неконтролируемое влечение к тому, в ком находишь не просто родственную душу, а скорее даже полное отражение себя, в результате чего невозможно сопротивляться импульсу, жажде прикоснуться, слиться воедино.
Роман «Зови меня своим именем» не лишён некоторых недостатков: местами он может показаться затянутым, а второстепенные персонажи не все представляются нужными. Но главная шероховатость – наличие пошлых деталей. Разумеется, в подобной истории сексуальные отношения и интимные переживания играют важную роль, но определённые реплики и описания слишком вульгарны для романтической драмы, написанной по большей части поэтическим языком.
Но общее впечатление эти скабрезности испортить не в состоянии. Эта история о воспитании чувств, изнуряющей страсти и мощнейшей привязанности, когда она причиняет почти физические муки, покоряет пронзительным слогом, представляющим собой от первой и до последней страницы одно сплошное пылкое, болезненное и искреннее признание в любви.
Хотя Андре Асиман недоумевал, зачем экранизировать его книгу, которая и так предельно иллюстративна и эмоциональна, это кинематографистов не остановило. На место постановщика киноверсии рассматривались Габриэле Муччино («В погоне за счастьем») и Сэм Тейлор-Джонсон («Пятьдесят оттенков серого»), но взялся за неё в итоге киновед по образованию, итальянский режиссёр Лука Гуаданьино.
Сценарием же занялся живой классик Джеймс Айвори (также претендовавший в своё время на кресло режиссёра), известный изящными и требовательными к воссозданию эпох и тонкостей человеческих взаимоотношений работами в духе «Комнаты с видом» и «На исходе дня». Айвори не только взял из романа Асимана лучшее, но и убрал всю пошлость, сведя к минимуму акценты на сексуальных контактах. Даже знаменитая сцена с персиком, представляющая собой важнейший переломный момент в отношениях Элио и Оливера, была изображена предельно аккуратно и тактично.
Вообще, «деликатность» и «изящество» – лучшие слова, которые характеризуют кино в целом. Режиссёрская чувственность Гуаданьино и аристократическая сдержанность Айвори произвели удивительный эффект: уже в первой половине ловишь себя на мысли, что перестаёшь замечать пол главных героев. Из-за этого фильм получился не рядовой конъюнктурной ЛГБТ-драмой, которые штампуют пачками, а прежде всего тонкой и трогательной историей о первой любви – в духе «Лета 42-го» Роберта Маллигана. «Зови меня своим именем» – сказание об эмоциях молодости, поиске общего языка, понимании, драме взросления и переживаниях первых сильных чувств, знакомых каждому.
Авторы картины как раз работали с «узнаванием» как основным интерактивным элементом общения со зрителем, его эмоциями и ассоциациями. Они словно пытались сказать – мол, вы же прекрасно помните, как билось сердце, когда вы ловили взглядом того, о ком думали день и ночь, как прерывалось дыхание, когда этот человек просто касался вас, и понимаете, что это значит – войти в его/её опустевшую комнату. Как верно выразилась Елена Смолина из GQ, «это кино, похожее на прикосновение – такое, когда даже с закрытыми глазами узнаёшь, чья рука легла тебе на плечо».
Как постановщик, Гуаданьино будто наблюдает за действием со стороны, стараясь не вмешиваться, и расставляет акценты только в наиболее важных случаях. Внимание его сосредоточено лишь на нюансах – словах, жестах, случайных прикосновениях, выражениях лиц, в которых за пару секунд можно прочесть всё (редкое использование крупных планов отнюдь не случайно – всего в двух моментах полностью раскрывается образ Оливера). И эти мгновения, словно маленькие кирпичики, формируют нечто сильное, важное и притом неосязаемое.
Именно этому фильму название одной из предыдущих работ режиссёра, «Я – это любовь», подходит как никакому другому. Авторы «Имени» пытались уловить всё светлое и прекрасное что может произойти между двумя людьми, отчего чувство влюблённости, душевного тепла и доброты в фильме разлито повсюду – от окружающего пейзажа до персонажей.
Неслучайно из истории напрочь убраны мотивы общественного осуждения, непонимания со стороны родных и прочие драматические линии, типичные для картин на подобную тему. Этим способом создатели не просто воспроизвели на экране рай для двоих, где никто не мешает и не препятствует проявлению романтических отношений. Это закономерное развитие событий, когда с детства тебя окружают только мудрые люди, вроде родителей Элио, воспитавших своего сына в любви, и сострадательной девушки Марсии, которая готова поддержать друга в его горе, пускай для этого ей придётся принести в жертву собственные чувства.
Лука Гуаданьино изначально хотел, чтобы главные роли исполнили Арми Хаммер, один из самых красивых актёров современного Голливуда, и малоизвестный пока Тимоти Шаламе. Хотя оба гетеросексуалы, на пробах они справились блестяще. Репетиция была лишь одна: актёры вместе с режиссером пришли на задний двор виллы и открыли сценарий на первой попавшейся странице. Это была сцена, в которой Элио и Оливер лежали на траве и обнимались. Когда Хаммер и Шаламе принялись изображать любовные ласки, Гуаданьино попросил их делать это чуточку эмоциональнее. Когда же актёры остановились, они обнаружили что постановщик просто ушёл, оставив их одних.
На съёмках Арми и Тимоти крепко сдружились и впоследствии иронично отзывались о том, что сыграли влюблённых. На кинофестивале в Палм-Спрингс Шаламе сказал: «Арми – один из моих лучших друзей. Серьёзно, он мне почти как брат и я благодарен ему за советы и дружбу. Иметь такого талантливого наставника – бесценный опыт. И особая благодарность жене Арми, Элизабет, которая помогла этому фильму случиться, а также позволила мне обжиматься с её мужем на протяжении двух месяцев».
Между Хаммером и Шаламе на экране такая химия, какую не всегда увидишь в обычных любовных драмах. У них фантастическая пластика тела, за которой видна предельная искренность, естественность ответных реакций – и никаких скованности и напряжения. Веришь каждому взгляду, слову и действию, ощущаешь, что влечение этих людей основано прежде всего на том, что они – олицетворение вторых половинок, частей единого целого, одинаковых вплоть до пола.
Отсюда и проистекал сниженный акцент на интимных контактах – влечение героев, по сути, носило характер, требующий совершенно иного отношения друг к другу. Это был и страх ранить неловким поступком, словом или поспешным развитием событий, и трепетная нежность первого поцелуя, как и непреодолимое желание хотя бы просто дотронуться или побыть лишний раз рядом, и осознание неизбежной трагедии расставания. Ведь именно эти мгновения, а не постельные утехи, запоминаются влюблённому человеку на всю жизнь.
Как и в случае с романом, трудно представить, чтобы история в фильме разворачивалась где-то в другом месте и времени. Снимали в итальянском городке Крема, где проживал сам Гуаданьино. Улицы Крема наполнены атмосферой старой Италии и одновременно лишённой вычурности простотой, что оказалось идеальным фоном.
Передать эту красоту, оттеняющую чувства героев и выступающую эдакой призмой, через которую видит мир влюблённый подросток, должен был оператор Сэйомбху Мукдипром. По наводке Гуаданьино, он задействовал всего один объектив. «Я хотел добиться ощущения человеческого взгляда, ощущения простоты, но при этом сделать так, чтобы окружение и пейзаж дышали. Лишь один объектив для всего: для начальных титров, для основной части производства, для финального кадра – я хотел быть как можно прямее, чтобы между камерой и актёрами не было дополнительных технологий», – рассказал режиссёр.
В самом деле, картинка не просто визуализировала язык Асимана, она осязаема по-настоящему. На режиссёрскую манеру передачи томного настроения не последнее влияние оказал «Бассейн» (1969) Жака Дере. Неслучайно ещё в 2015 году Гуаданьино снял его вольный ремейк под названием «Большой всплеск». Удивительная атмосфера лета с его зноем, палящим солнцем, плодовыми деревьями, полями и прочими буколическими прелестями словно перетекает с экрана, и даже не верится, что многие сцены создавались при помощи мощных осветительных приборов – во время съёмок Италию накрыли дожди и солнечных дней оказалось не так уж и много, из-за чего пришлось отказаться от исключительно естественного освещения.
Помимо сочных визуальных решений, Мукдипром уделил много внимания и технике построения большинства сцен, содержащих важные смысловые нагрузки. Одной из наиболее эффектных и ювелирно поставленных мизансцен стал эпизод робкого первого признания Элио Оливеру в своих чувствах. Он был полностью снят одним дублем без монтажных склеек.
«Самым важным мне казалось передать поток эмоций, их превращение – напряжение Элио перед признанием, тревога после, недоверие Оливера… – рассказал оператор. – Монтаж в этой сцене, отдельные планы каждого из актёров не дали бы эмоциям перетекать, отзываться друг в друге. Мне казалось принципиальным передать единство эмоционального поля, которым стала площадь вокруг памятника. Рельсы создавали и ещё одну возможность – обманчивой удалённости: уходящий на другую сторону площади Оливер в кадре не удаляется от Элио, они всё равно рядом, а когда он возвращается, и они сближаются снова, это знак зрителю: они теперь вместе. Движение внутри одного плана становится значимее слов – что бы ни говорилось, зритель увидит: на самом деле они вместе».
Другая ключевая, финальная, сцена как раз была снята с использованием пламени как единственного источника света, усиленного отражателями. Мукдипром рассказал, что ни в коем случае не хотел мешать Тимоти Шаламе, лицо которого за пару минут претерпевает значимые изменения – от глубокой боли разбитого сердца до злости и обиды. Особенно эмоциональным и щемящим получился последний, незабываемый взгляд в камеру, когда в его глазах отражается огонь, и зритель видит, что Элио уже никогда не будет прежним. Во время съёмок в ухо Шаламе вставили наушник, через который он слушал песню, что играла на финальных титрах, «Visions of Gideon» Суфьяна Стивенса. По словам актёра, эта композиция помогала лучше всего прочувствовать состояние Элио на тот момент.
Пускай фильм не ждала судьба блокбастеров с рекордными сборами, его мировая касса составила свыше 40 миллионов долларов (при бюджете почти 5). Критики остались в восторге, назвав «Зови меня своим именем» одним из лучших фильмов года и настоящим шедевром. Сценарий Джеймса Айвори удостоился премий «Оскар» и BAFTA, а Тимоти Шаламе, ставший самым молодым номинантом «Оскара» в категории «лучшая мужская роль» с 1939 года, и Сэйомбху Мукдипром были награждены премией «Независимый дух» за лучшие мужскую роль и операторскую работу соответственно.
Сам Андре Асиман остался доволен картиной и признался, что финал оказался даже пронзительнее и драматичнее, чем в книге. А всё из-за того, что создатели не стали показывать встречи героев спустя пятнадцать и двадцать лет. Гуаданьино, правда, недавно заявил о планах на трилогию, подобно истории Джесси и Селин, рассказанной Ричардом Линклейтером в картинах «Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью». Сейчас это решение кажется надуманным желанием угодить зрителю, поскольку в фильме поставлена логическая точка, а продолжения могут его обесценить. С другой стороны, испортить подобное кино трудно, и кто знает, вдруг у Гуаданьино сотоварищи вновь выйдет что-то невероятное.
«Зови меня своим именем»: когда честность важнее рамок
В наше время сложно представить себе «Оскар» без фильмов о меньшинствах. Лучшим фильмом в прошлый раз стал «Лунный свет», будто специально снятый, чтобы получить награду. На нынешней церемонии в фаворитах — «Форма воды». Давайте уж честно, новый фильм Гильермо дель Торо — в первую очередь о «не таких, как все», а вовсе не об истории девушки, полюбившей монстра.
Но есть в списке номинантов фильм, который показывает эту проблему открыто, без каких-либо метафор — ставит вопрос ребром и даёт чёткий ответ. Поговорим о самом неудобном фильме последних лет — «Зови меня своим именем». Он не просто о гомосексуальности, но о социальных нормах, сформулированных и навязанных обществом. И о том, как легко и просто они нарушаются во имя чего-то большего. Без условностей и лжи.
Далее пойдут спойлеры!
Дело происходит в раю. Итальянская глубинка, старая вилла, солнце, тёплая вода, прогулки на велосипедах — это будто совершенно другая реальность, в которой не действуют правила внешнего мира. Здесь можно просто попросить воды у первого встречного, и тебе тут же принесут полный стакан.
Обитатели рая беззаботны: они читают вечерами романы вслух, пьют вино, загорают, устраивают званые вечера, ходят купаться. Прекрасная идиллия, попадая в которую человек забывает обо всём и остаётся наедине с собой. Созерцание.
Кино рассказывает историю обычного семнадцатилетнего парня Элио, который ищет себя и своё место в этом мире. Он много читает, играет на гитаре и фортепиано, пишет музыку. В рай Элио приезжает летом и на Рождество — побыть с родителями и отдохнуть. Естественность.
Родители — люди искусства. Мать переводит старые романы, отец занимается археологией, изучает древность, которой там в достатке — всё-таки Италия занимает первое место по количеству объектов всемирного культурного наследия
Помогать отцу Элио приезжает молодой учёный Оливер, в которого сразу же влюбляется половина девушек в деревне. Но это не ещё одна история о змее-искусителе в раю, всё несколько сложнее. Оливер не собирается соблазнять Элио, а лишь даёт ему непрозрачные намёки: всё-таки любовь между взрослым мужчиной и подростком — табу во внешнем мире, откуда он прибыл.
Но в раю нет никаких рамок. Здесь нет разницы между гомосексуальностью и гетеросексуальностью — каким бы человеком ни был Элио, его обязательно поймут и примут. И даже девушка, с которой он некоторое время встречался, не даст ему пощёчину, когда их мимолётные отношения закончатся. Честность.
Может ли семнадцатилетний парень принимать решения самостоятельно? Внешний мир считает, что нет. Однако же родители Элио понимают чувства своего сына и, наоборот, поддерживают его отношения с Оливером. Все прекрасно знают, что ничем хорошим эта история не закончится, но всё равно идут на поводу у своих чувств.
Финал у «Зови меня своим именем» трагичный, как и у многих фильмов, посвящённых гомосексуальным отношениям. Может показаться даже, что гомосексуал в любом случае обречён на одиночество, как один из героев в «Форме воды», но мораль у фильма всё-таки иная.
Всё меняет финальный монолог отца Элио. Он говорит, что заставлять себя ничего не чувствовать — на самом деле ничего не чувствовать. Говорит, что не нужно убивать печаль и боль, что если заставлять себя не чувствовать — со временем ты просто закончишься. Он всецело принимает своего сына и поддерживает его, не видит ничего предосудительного не просто в гомосексуальности, но и в любви взрослого человека и подростка. Пожалуй, он — идеальный отец. Никаких условностей.
«Зови меня своим именем» не о гомосексуальности, такой вопрос здесь даже не стоит. Он о чувствах, которые не нужно прятать. И без разницы, к кому у тебя эти чувства — к мужчине или женщине, к взрослому человеку или к сверстнику. Нужно быть честным как с другими, так и с самим собой. Проблема лишь в том, что для этого нужно жить в раю, как Элио. Внешний мир не поймёт.
Созерцание, естественность, честность, никаких условностей — вот слагаемые успеха «Зови меня своим именем».
Правда в том, что навязывание не поможет человечеству избавиться от предрассудков и стать лучше. Нет смысла возмущаться отсутствию темнокожих в Kingdom Come или делать одного из героев фильма «обязательным геем». Это ничем не лучше нетерпимости, это не помогает — чем больше ты навязываешь, тем сильнее отпор и раздражение.
Лучшее решение проблемы в данном случае — убрать проблему. Когда в дело вступают обычные человеческие чувства, плевать на цвет кожи и ориентацию. Нужно просто рассказывать истории про людей, а не про образ, сотканный обществом.
Всё о кино
11.5K поста 40.7K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
каждый оценивает искусство по мере своей ограниченности. поэтому для многих форма воды фильм про «дрочащую бабу и пидаров», а этот просто про «пидаров». и никакие рецензии не помогут, их невозможно переубедить
Отличный пост. И фильм отличный.
Прекрасный фильм! Такой нежный, чувственный, ни грамма пошлости. Фильм про настоящую любовь
Это отклонения, вызванные комплексами из детства. Ни с того ни с сего человек не станет чувствовать влечение ни к другому мужчине, ни, тем более, к ребенку или собаке.
А те кто пропагандирует подобное лишь поощряют эти отклонения.
Онлайн-кинотеатрам могут запретить показ фильмов и сериалов с любыми нетрадиционными сексуальными отношениями
«Ведомости» ознакомились с перечнем предложений по изменению в действующем законодательстве, который обсуждался на заседании Общественного совета при ведомстве. На слайде с эмблемой Роскомнадзора представлен ряд ограничений, касающихся демонстрации контента с «нетрадиционными сексуальными отношениями и сексуальными девиациями».
В российском прокате уже сейчас вырезают сцены гомосексуального секса, сказала она. «Например, фильм про Элтона Джона вышел с полным купированием сцен поцелуев и ласк между героями, чему Элтон Джон, кстати, очень возмущался», – отметила Айриянц. Под действие новых ограничений могут подпадать такие фильмы, как «50 оттенков серого», сериалы «Миллиарды», «Happy End».
Действующее законодательство допускает показ такого контента (кроме педофилии), но под маркировкой 18+. «Это пока лишь предложения», – подчеркнул один из участников заседания. То, что презентация с таким слайдом была представлена на этом заседании представителем Роскомнадзора, «Ведомостям» подтвердил источник на медиарынке, знающий это от присутствовавшего на совещании другого члена совета.
Одна из инициатив предлагает дополнить закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», внеся изменения в статьи 10.5 и 10.6 этого закона. Эти статьи регламентируют обязанности владельцев онлайн-видеосервисов и соцсетей. Их предлагается дополнить «запретом на распространение материалов, пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения и сексуальные девиации». Такие материалы предлагается включить в перечень оснований для включения в реестр запрещенной информации, страницы с которой интернет-провайдеры и операторы связи обязаны блокировать по требованию Роскомнадзора.
Изменения предлагается внести в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», добавив в него запрет на демонстрацию или описание таких отношений. Действующие формулировки закона запрещают распространение среди детей именно «пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения» информации.
Еще одно предложение касается изменения в статью закона о СМИ о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Ее предлагается снабдить теми же запретами, что и статью о обязанностях онлайн-кинотеатров.
Санкции за подобные нарушения предлагается установить «по аналогии с действующей нормой в КоАП», статьей 6.21 о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, – она подразумевает штрафы для компаний на сумму до 1 млн руб. или приостановление деятельности до 90 суток.
«Мне об этом ничего не известно», – сообщил «Ведомостям» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ на вопрос, знает ли он о разработке каких-либо законодательных норм после выступления Путина.
В пресс-службе Роскомнадзора также не ответили на запрос «Ведомостей», действительно ли эти предложения обсуждались на заседании Общественного совета при ведомстве.
10 ноября в Общественной палате должно пройти заседание о законодательном регулировании деятельности онлайн-кинотеатров, отмечается в анонсе, полученном «Ведомостями». В палате отмечают обеспокоенность граждан распространением деструктивного контента на онлайн-платформах, а также активное обсуждение этого вопроса в обществе и органах власти. «С предложениями о регулировании деятельности онлайн-кинотеатров выступит в ходе заседания общественного совета Роскомнадзора руководитель ведомства Андрей Липов», – отмечается в анонсе мероприятия.
Реакция и мнения экспертов
«На сегодняшний день нам не известно о появлении каких-либо законопроектов по изменению действующего законодательства в этой части», – сообщил «Ведомостям» Виктор Чеканов, генеральный директор «Megogo Россия». Он подчеркнул, что в России уже действует статья 6.21 КоАП, которая запрещает пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей. «А что касается взрослых людей и выбора, что им смотреть, то озвученное новое предложение выглядит чрезмерным. И да, если такая спорная инициатива будет принята, то зрители лишатся великих работ мировых режиссеров – от Лукино Висконти до Гаса Ван Сента», – резюмировал он. «Пока нет четкого юридического определения того, что считать пропагандой, применение этой нормы может и будет носить просто запретительный характер», – отметил топ-менеджер другого онлайн-кинотеатра.
Представители других опрошенных «Ведомостями» видеосервисов и соцсетей – Ivi, «Яндекса» (управляет сервисом «Кинопоиск»), Okko, Netflix, а также «В контакте», «Одноклассников», Google и TikTok не стали комментировать возможные изменения в законодательстве. В Meta (управляет Facebook и Instagram) не ответили на запрос.
Действующее законодательство уже предполагает понятный перечень правил работы легальных онлайн-кинотеатров. Тот контент, который потенциально может нанести вред детскому развитию, кинотеатры должны прятать под маркировку 18+, напомнил глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Если же какой-то кинотеатр нарушает эти правила, закон предусматривает различные меры воздействия, включая штрафы и вплоть до блокировки, отметил он.
«Закручивать гайки для легальных интернет-видеосервисов бессмысленно, потому что нарушения происходят явно не на их платформах. А отсутствие четких критериев отнесения информации к «пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и девиации» вносит существенную неопределенность и может создать очень плохую правоприменительную практику», – отметил он, комментируя предложения о новом регулировании для онлайн-кинотеатров. В России широко функционируют пиратские сервисы, «которые в принципе действуют за пределами правового поля», напоминает Бырдин.
На размытость формулировок в предложениях Роскомнадзора обращает внимание и Александра Орехович, член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России. «Практически эти нормы направлены на запрет пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации не только среди несовершеннолетних, но и в принципе на распространение соответствующей информации независимо от возрастной принадлежности группы распространения», – считает Орехович. «В соответствии с этими предложениями показ «Лолиты» Эдриана Лайна будет запрещен в принципе – как среди аудитории до 18 лет, так и любой другой», – добавила она.
Несмотря на то что подобные правила есть в законодательстве других стран, в данном случае предлагается «абсолютно резиновая норма для толкования, дающая возможность в зависимости от определенных обстоятельств злоупотреблять при ее применении и в нее вписывать практически любые виды отношений», резюмировала адвокат, партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Екатерина Тягай.
Суд смягчил наказание напавшему на двух геев в Москве
Мосгорсуд в среду смягчил с 9 лет до 8 лет и 9 месяцев наказание Антону Бережному, который напал с ножом на Курском вокзале на двух мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации, убив одного из них. Об этом ТАСС сообщили в суде.
Приговор вступил в силу.
Это было второе рассмотрение дела. В сентябре 2020 года Мосгорсуд отменил оправдательный приговор присяжных Бережному.
В ночь на 29 июня 2019 года перед входом в здание Курского вокзала Бережной напал с ножом на Романа Едалова и Евгения Ефимова. Едалов погиб от ножевого ранения, Ефимов получил легкое ранение. Бережного обвинили в убийстве и побоях, в суде он признал свое участие в происшествии, но сообщил, что не планировал убийство.
На телеканал «Муз-ТВ» составили протокол о гей-пропаганде
На телеканал «Муз-ТВ» составлен протокол по статье о гей-пропаганде. Карточка дела размещена на сайте Басманного суда.
Протокол составили по ч. 2 ст. 6.21 КоАП РФ (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних). Судебное заседание назначено на 17 ноября.
«Муз-ТВ» может грозить приостановка вещания на срок 90 дней или штраф в размере 1 млн рублей.
Напомним, в июне известный тиктокер Даня Милохин пришёл на «Премию Муз-ТВ» наполовину в мужском, наполовину женском наряде, блогер Игорь Синяк – в женском платье, а блогер Дава (Давид Манукян) с певцом Филиппом Кирковоым в свадебных фраках вышли на красную дорожку в окружении мужчин-моделей.
Роскомнадзор заявил, что организует проверку трансляции на предмет пропаганды гомосексуализма.
Музыкальный продюсер артистки LOBODA (Светлана Лобода) Нателла Крапивина прокомментировала результаты «Премии Муз-ТВ», заявив, что российский шоу-бизнес начинает всё больше напоминать «цирк уродов», за исключением нескольких артистов, сохранивших внутреннюю культуру и уважение к профессии.
CTC Kids, «Карусель» и «О!» проверят на факт скрытой пропаганды ЛГБТ
Телевизионные детские каналы CTC Kids, Cartoon Network, «О!» и «Карусель» проверят на факт скрытой пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. С таким требованием в прокуратуру обратилось общественное движение «Ветераны России».
В распоряжении редакции «Ридуса» оказалось письмо 16-летнего подростка из Якутска по имени Константин. Он перечислил конкретные мультфильмы, которые, по его мнению, нарушают закон и демонстрируют ЛГБТ-сцены.
«Несколько лет на телевизионном канале CTC Kids идёт американский анимационный сериал „Семейка Крудс. Начало“ (англ. Dawn of the Croods). В нём ЛГБТ-сцены появляются довольно часто: поцелуй двух мужских персонажей Вал и Лу (серия „Это конец“) или появление двух безымянных отцов с дочкой (серия „История Мунка“). Возьмём другой мультсериал, идущий на канале CTC Kids, „Тролли. Праздник продолжается“ (англ. Trolls: The Beat Goes On!), где есть персонаж Алмаз. По сценарию он гомосексуалист, в некоторых сериях он влюбляется в мальчиков-троллей, и к тому же он ещё и нудист, часто ходит с голыми ягодицами. К примеру, ещё один мультсериал на этом детском телевизионном канале „Детки с улицы Харви“. Тут всем заправляют ушлые девчонки Одри, Лотта и Дот. Главная героиня Дот, будучи ярой феминисткой, часто любит говорить, что „мальчики — большая ошибка Вселенной“. Сами же мальчики представлены либо в виде красивых эгоистов, либо „вонючими уродами“»,
Председатель общественного движения «Ветераны России» Ильдар Резяпов заявил «Ридусу», что подобный контент погружает общество в состояние оргии.
Гомосексуализм легитимизирует любые другие формы полового растления и погружает общество в состояние оргии. Огромная опасность гомосексуализма — его инстинктивная ненависть к „биологическому родительству“, а также к детям, детству, деторождению.
Как можно ждать от содомита, что он позаботится о чужих ему людях, если в угоду своим удовольствиям он пожертвовал даже собственными нерожденными детьми? Мы чаще видим в стране яркие попытки превращения толерантности во вседозволенность. В итоге то, что ещё сейчас нам кажется невероятным, лет через десять может стать непререкаемой нормой.
На днях уполномоченная по правам ребёнка в Республике Татарстан Ирина Волынец заявила, что готовит обращение в прокуратуру и Роскомнадзор с просьбой проверить телешоу «Игра» на ТНТ на нарушение закона о запрете пропаганды ЛГБТ. Депутаты Михаил Романов и Анатолий Выборный её поддержали.
Продолжаем пробивать донышко
Из World of Warcraft уберут отсылку к персонажу Джима Керри из «Эйса Вентуры» — фильм считают гомофобным.
В обновлении 9.1.5 для World of Warcraft: Shadowlands разработчики переименуют NPC Айса Вентурона, который был отсылкой к персонажу Джима Керри из фильма «Эйс Вентура: Розыск домашних животных». Blizzard посчитала наличие подобного героя в игре оскорбительным по отношению к представителям ЛГБТ.
Гном Айс Вентурон получит имя Пик Шустрикс. Вместе с тем будут изменены названия соответствующих артефактов, которые также были отсылками к фильму. Упоминания Айса Вентурона будут удалены и из Hearthstone.
Эти изменения связаны с тем, что западная пресса отнесла фильм «Эйс Вентура: Розыск домашних животных» к гомофобным и трансфобным лентам. В картине высмеивается мужской персонаж, который выдавал себя за женщину.
И собственно тот самый момент из фильма (по тайм-коду: тык):
Материнский совет
В Венгрии приравняли видео с ЛГБТ к фильмам ужасов в возрастных рейтингах
В соответствии с венгерским законодательством, направленным на борьбу с пропагандой ЛГБТ, возрастная маркировка для кинопродукции со сценами однополой любви будет такой же, как и для фильмов ужасов. Об этом сообщил новостной портал Euractiv.
«Защита несовершеннолетних не означает, что определенные вопросы являются табуированными. Скорее новое законодательство оценивает весь контекст с учетом интеллектуального и эмоционального возраста несовершеннолетних», — сообщили в Национальном управлении медиа и информационных коммуникаций.
Таким образом, по заявлению властей, кинокартине Педро Альмодовара «Все о моей матери» будет присвоена маркировка «18+», как например, фильму «Экзорцист».
Ранее сообщалось, что в Венгрии запретили продавать книги про ЛГБТ в открытой упаковке.
Именно
То ли дело единоросы в Госдуме. У них полно свободного времени!
Le Figaro (Франция): столкнувшись с резким ростом числа трансгендеров, Швеция начинает сомневаться
Чтобы рассказать о произошедшем с дочерью, Аса достает фотоальбом, для которого она каждый месяц делала ее снимки, начиная с 14 лет. «В этот момент Йоханна начала очень кротко стричь волосы и перевязывать грудь, чтобы та выглядела более плоской», — начинает она. Фотографии следуют одна за другой: улыбка исчезает, лицо становится осунувшимся. «Она заболела. Анорексия. В больнице я заметила, что она подписана на страницы трансгендеров в социальных сетях. Она заявила мне, что у нее гендерная дисфория, и что она терпеть не может свое тело… Она решила стать Каспером, мальчиком».
На следующих снимках ее лицо становится более жестким, она выглядит более мужественной. Но затем, в 19 лет, Йоханна вновь предстает девушкой с загадочным блеском в глазах. «Это путешествие продлилось два долгих года, — рассказывает растроганная Аса. — Моя дочь сменила пол и личность, но затем проявила огромную отвагу и признала ошибку. Я очень горжусь ей».
Похожее «путешествие», как говорит Аса, прошли многие шведские подростки. Страна первой в мире признала в 1972 году гендерную дисфорию (острое чувство несоответствия биологического пола гендерной идентичности) и создала условия для официальной регистрации смены пола. Кроме того, Швеция первой предоставила медицинские услуги для помощи трансгендерам в осуществлении мечты: стать мужчинами тем, кто родились женщинами, и наоборот.
Все процедуры проводятся в государственных клиниках с 16-летнего возраста: блокираторы полового созревания для самых юных, инъекции тестостерона или эстрогена, операция на груди, помощь в смене тембра голоса, эпиляция, пересадка волос для бороды и т.д. С 18 лет администрация дает разрешение на операции на гениталиях: пенис формируется из клитора или кожи, а вагина — путем выворачивания пениса или из фрагмента кишки.
В таких условиях принятое в марте 2021 года решение престижной больницы при Каролинском институте (Стокгольм) вызвало недоумение. Отныне ставшее первопроходцем в лечении дисфории учреждение не принимает несовершеннолетних для гормональной терапии: исключение может быть сделано лишь в рамках клинического исследования. Этот шаг опирается на принцип предосторожности и компиляцию исследований, которые указывают на отсутствие доказательств эффективности таких необратимых процедур для улучшения благополучия пациентов. Кроме того, использование гормонов может способствовать возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, некоторых видов рака, остеопороза и тромбоза. 100 молодых людей, которые уже начали проходить курс и, следовательно, не подпадают под изменение политики, должны будут подписать документ о том, что были уведомлены о существующих рисках.
Решение до глубины души поразило шведских трансгендеров и представляющие их ассоциации. В занимающейся подростками группе RFSL Ungdomar назвали случившееся «шагом назад». «Многие семьи в отчаянии, поскольку они видят страдания своих детей и знают, что те не получат лечение», — добавляет глава Transammans Анн-Кристин Рут.
Как бы то ни было, Швеция — не единственная страна, где пошли на такой пересмотр. В Великобритании юная Кира Белл — она прошла через операцию на груди и гормональную терапию — выиграла в 2020 году судебную тяжбу с лондонской клиникой, которая, по мнению потерпевшей, слишком поспешно дала добро на операцию (сама Кира сейчас жалеет о ней). Теперь для смены пола в возрасте 16-18 лет там требуется постановление суда, а до него процедура невозможна в принципе. В июне 2020 года Финляндия также сменила существующие рекомендации в пользу психотерапии.
Слишком частый диагноз
Дело в том, что врачи встревожены резким ростом числа случаев. Еще не так давно гендерная дисфория была редчайшим расстройством и выявлялась у мизерного числа людей в раннем детстве, но сегодня она превращается в массовую патологию среди подростков. «В 2001 году такой диагноз был поставлен всего 12 лицам младше 25 лет, а в 2018 году их было уже 1 859, — рассказывает детский психиатр Свен Роман, который проводит консультации по всей Швеции. — Это затрагивает всех подростков. Особенно девушек от 13 до 17 лет, которые хотят стать мальчиками: с 2008 по 2018 год прирост числа случаев в этой категории составил 1 500%. Сегодня в Швеции девочки получают тестостерон чаще, чем мальчики!»
Тот же самый вывод делают и в хирургических организациях. По словам профессора Микаэля Ландена, который защитил научную работу о транссексуализме, с 1972 по 1992 год запрос на смену пола подавали в среднем по 12 человек в год… Сегодня их число перевалило за 2 000.
«Мы стали более заметными, и это подводит большее число людей к тому, чтобы задуматься о своей идентичности», — объясняет такой прирост ничуть не смущенный им Йеран Ростам. Тем не менее Свен Роман называет совершенно иную причину: диагноз ставят слишком часто. «У всех подростков возникают трудности с идентичностью и поиском себя, но это не означает, что у них дисфория, — уверен он. — Их проблема чаще всего исчезает в начале взрослой жизни с возможностью стать гомосексуалистом».
Существует и другой тревожный момент: юные пациенты нередко страдают от других психиатрических расстройств, таких как аутизм, депрессия и тревога. Они могут объяснить ощущение гендерной дисфории, и с ними можно справляться без гормонов и хирургического вмешательства. Тем не менее пациенты зачастую твердо уверены в себе, отвергают подобное предложение и отказываются проходить полную проверку их психологического состояния.
Зрелый возраст
Для Йоханны и других подростков гендерная дисфория становится простым и быстрым ответом на настоящую тревогу. Кроме того, они впервые слышат такой диагноз не в кабинете врача, а в социальных сетях. «Я взахлеб смотрела видео блогеров-трансгендеров, которые очень популярны в Швеции, — вспоминает Йоханна. — По их мнению, если ты зашел на их канал, это уже признак того, что ты — транс. Я видела, что они очень рады смене пола, и хотела быть, как они».
В RFSL Ungdomar все же утверждают, что случаи вроде произошедшего с Йоханной не должны бросать тень на сотни трансов, чья жизнь стала счастливее после операции. Ассоциация поддерживала представленный в 2018 году законопроект о снижении возраста процедур по смене пола до 12 лет, а хирургического вмешательства — до 15 лет, к тому же без необходимости согласия родителей. «Больше всего меня раздражает, что молодежь считают неспособной самостоятельно принять решение или познать себя», — говорит Йеран Ростам.
Свен Роман в свою очередь подчеркивает, что лобная доля мозга, которая отвечает за намерения человека и оценку рисков, завершает развитие лишь к 25 годам: «Только в этом возрасте человек достаточно зрел для того, чтобы принять настолько серьезное решение, как смена пола. Кстати говоря, шведское законодательство допускает стерилизацию только в этом возрасте, не раньше».
Пересмотр и запреты
Зашло ли все слишком далеко? Страх показаться недостаточно инклюзивным или, что еще хуже, трансфобом затмил у некоторых в головах научный анализ и необходимость с осторожностью отнестись к будущему молодежи. «Сегодня в Швеции запрещено ставить под сомнение чью-либо идентичность», — делает вывод Йоханна. Свен Роман в свою очередь осуждает узкость взглядов некоторых специалистов: «Их интересует лишь одна патология вроде биполярного расстройства или гендерной дисфории, и они списывают на нее все наблюдаемые симптомы. Но это может быть крайне опасным для пациентов». Шведское соцобеспечение было вынуждено отреагировать на решение Каролинского института (примеру начали следовать другие клиники) и дало себе срок до конца года на составление нового протокола.