Что такое аварийная ситуация сдо ржд
Транспортное происшествие на железнодорожном транспорте
Транспортное происшествие — событие на железнодорожном транспорте, возникшее при движении поездов или выполнении маневровой работы вследствие опасных отказов технических средств, ошибок локомотивных бригад и железнодорожного персонала служб обеспечения и управления движением, недопустимых внешних воздействий, повлёкшее повреждение или разрушение подвижного состава и вызванные этим повреждением (разрушением) другие последствия (ущерб для жизни и здоровья людей из числа пассажиров, железнодорожного персонала или посторонних лиц; повреждение или разрушение железнодорожных путей и сооружений на них, средств связи, сигнализации или вычислительной техники, повреждение или утрата перевозимого груза; дезорганизация движения; экологический или иной ущерб).
Классификация
К транспортным происшествиям относятся столкновение подвижного состава и сход подвижного состава. В зависимости от степени повреждения подвижного состава транспортные происшествия при движении поездов разделяются на:
К крушениям поездов относятся транспортные происшествия, в результате которых разрушена (разбита до степени исключения из инвентаря) хотя бы одна единица подвижного состава. К авариям относятся транспортные происшествия, в результате которых хотя бы одна единица подвижного состава получила повреждения в объёме капитального ремонта. К аварийным случаям относятся транспортные происшествия не имеющие последствий, характерных для аварий и крушений, но вызвавшие повреждение хотя бы одной единицы подвижного состава в объёме текущего ремонта.
Транспортные происшествия при маневровой работе независимо от степени повреждения подвижного состава классифицируют как брак в работе. Если в результате транспортного происшествия при движении поездов или маневровой работе погиб или получил ранение хотя бы один человек из числа пассажиров, железнодорожного персонала или посторонних лиц, то транспортное происшествие соответственно рассматривают как крушение поезда (авария, аварийный случай, брак в работе) с пострадавшими.
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Транспортное происшествие на железнодорожном транспорте» в других словарях:
Транспортное происшествие на железнодорожном транспорте — транспортное происшествие событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;. … … Официальная терминология
Аварийная ситуация на железнодорожном транспорте — Аварийная ситуация состояние железнодорожной транспортной системы при движении поездов и маневровой работе, характеризующееся отклонением от состояния нормального функционирования. При этом либо происходит инцидент или транспортное происшествие,… … Википедия
Сход с рельсов — поезда EC 107 (Прага Варшава) в Праге 17 февраля 2007. Крупным планом показана колёсная пара. Видны поврежденные колесами шпалы … Википедия
система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Безопасность дорожного движения — Безопасность дорожного движения комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения. По российскому законодательству безопасность дорожного движения состояние данного процесса, отражающее… … Википедия
Экстренное торможение — Экстренное торможение торможение, применяемое для остановки транспортного средства (автомобиль, поезд) при критических ситуациях, связанных с дефицитом времени и расстояния. Оно реализует самое интенсивное замедление с учетом тормозных… … Википедия
Крушение поезда — на парижской станции Монпарнас в 1895 году Крушение пое … Википедия
Определение порядка действий в аварийных и нестандартных ситуациях
разработка материала практичесеого занятия по теме.
Просмотр содержимого документа
«Определение порядка действий в аварийных и нестандартных ситуациях»
Определение порядка действий в аварийных и нестандартных
Цель: закрепить знания по порядку действия в аварийных и нестандартных ситуациях на железнодорожном транспорте.
Оборудование: инструкционная карта практического занятия, ПОЛОЖЕНИЕ об организации служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных; с нарушением правил безопасности движении и эксплуатации железнодорожного транспорта
событий на инфраструктуре ОАО «РЖД» http://base.garant.ru/70878628/.
Краткие теоретические сведения http://sudact.ru/law/prikaz-mintransa-rf-ot-21122010-n-286
Нестандартная ситуация — непредвиденные изменения условий в работе, которые имеют определенные последствия и делают невозможным полностью или частично выполнение принятых обязательств.
Аварийная ситуация — условия, отличные от условий нормальной перевозки которые могут привести или провели к столкновению грузовых поездов с другими грузовыми поездами или железнодорожным подвижным составом; сходу железнодорожного подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта.
Порядок действия в случае обнаружения в поезде колес идущих юзом или колес, которые издают сильные удары из-за ползунов. В случае обнаружения дежурным по станции, или любым другим работником железной дороги в поезде неисправности, требующей остановки поезда (колеса, идущие юзом или колеса, которые издают сильные удары из-за ползунов), они обязаны принять меры к остановке поезда. После проследования поезда, имевшего в своем составе колесную пару с ползуном (выбоиной) размером более 2 мм, пропуск поездов, осуществляются осмотр рельсов и стрелочных переводов на участках прохода такой колесной пары. При обнаружении поврежденных ползуном рельсов и стрелочных переводов порядок следования поездов впредь до их замены устанавливается работником, проверяющим железнодорожный путь, по должности не ниже бригадира пути.
Порядок действий поездного диспетчера и дежурного по станции в случае, когда поезд, следующий на станцию, потерял управление тормозами или при уходе вагонов со станции на перегон. ДСП, получив сообщение о следовании поезда, потерявшего управление тормозами, обязан в зависимости от поездной обстановки и при наличии свободного пути на станции незамедлительно приготовить маршрут приема поезда на свободный путь и по согласованию с ДНЦ принять одно из следующих решений:
организовать всеми возможными средствами остановку поезда (установка тормозных башмаков, использование локомотива);
в случае невозможности остановки поезда обеспечить его пропуск наследующий свободный перегон;
направить поезд в улавливающий, предохранительный тупик или на другие железнодорожные пути, на которых возможна вероятность остановки поезда или снижения степени последующих тяжелых последствий;
в случае отсутствия свободных путей, улавливающих, предохранительных тупиков и подъездных железнодорожных путей, а также невозможности остановки поезда с помощью тормозных башмаков или локомотива, направить поезд на один из железнодорожных путей, занятых подвижным составом, в котором нет вагонов с людьми, загруженных ВМ и другими опасными грузами, при этом используя все виды связи, информировать работников, находящихся на территории станции и, особенно, в зоне надвигающейся опасности, связанной с приемом неуправляемого поезда.
Порядок действий при возникновении пожара в поезде. При обнаружении пожара в локомотиве или в составе поезда при следовании по перегону машинист должен:
остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов). Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров;
подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный и два коротких сигнала); сообщить о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей железнодорожной станции для вызова пожарных подразделений.
До получения приказа энергодиспетчера о снятии напряжения в контактной сети и ее заземления работниками ЭЧ запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до их заземления (до снятия напряжения в контактной сети тушение горящих объектов разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м).
Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.
Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 8 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстояние менее 2 м.
Организация работ по тушению пожара в поезде до прибытия пожарных подразделений осуществляется:
на железнодорожной станции — начальником станции, его заместителем, а в их отсутствие дежурным по станции;
на перегоне — локомотивной бригадой совместно с поездной бригадой; во всех остальных случаях — локомотивной бригадой.
Порядок действий в случае получения сообщения о минировании поезда или совершения террористического акта в поезде. При получении устного сообщения о минировании поезда локомотивная бригада должна:
запомнить внешние признаки заявителя, а также сведения о месте взрыва или заложения взрывного устройства, времени его срабатывания, полученную информацию немедленно передать поездному диспетчеру, дежурному по ближайшей станции;
при следовании с грузовым поездом, по согласованию с ДНЦ и ДСП ближайшей станции принять меры к снижению скорости до 40 км/ч и следовать до станции, указанной ДНЦ;
при следовании с пассажирским поездом сообщить об этом начальнику поезда, а при невозможности вызова начальника поезда по радиосвязи, остановить поезд и передать полученную информацию проводнику первого вагона;
далее следовать до станции, указанной ДНЦ, со скоростью не более 25 км/ч;
по прибытии на станцию остановить поезд в месте, указанном дежурным по станции, и далее руководствоваться его указаниями;
при необходимости принять участие в эвакуации пассажиров.
Классификация случаев нарушения безопасности движения поездов:
столкновения и сходы железнодорожного подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, или повреждены локомотивы, или вагоны до степени исключения их из инвентаря либо поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта, или нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более человек);
происшествия, связанные с несанкционированным движением по железнодорожным путям общего пользования и (или) железнодорожным путям необщего пользования автотракторной техники;
происшествия на железнодорожных переездах;
происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов.
прием поезда на занятый путь;
отправление поезда на занятый перегон;
развал груза в пути следования;
излом оси, осевой шейки или колеса;
излом боковины или надрессорной балки тележки вагона;
обрыв хребтовой балки подвижного состава;
ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью;
неограждение сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ;
затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры или подвижного состава, связанные с несоблюдением условий безопасности движения, вызвавших полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из путей на перегоне на один час и более;
прием или отправление поезда по неготовому маршруту;
перевод стрелки (под поездом, маневровым составом или локомотивом);
отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за технических неисправностей;
неисправность вагона пригородного поезда (электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсового автобуса), результатом которой явилась его отцепка в пути следования;
неисправность железнодорожного подвижного состава, результатом которой явилась отмена отправления поезда со станции отправления или повлекшая высадку пассажиров из поезда на промежуточной станции;
повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива;
отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;
излом рельса под поездом;
саморасцеп автосцепок в поездах
отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за нагрева буксы или других технических неисправностей.
Ознакомиться с материалами сайта
Проанализировать аварийную ситуацию.
Название и цель работы.
Ответы на контрольные вопросы.
Рассказать, что такое нестандартная ситуация, аварийная ситуация.
Определить службу, виновную в создании данной аварийной ситуации
Описать порядок действия работников станции, получивших сообщение о следовании поезда, потерявшего управление тормозами.
Описать порядок действия работников железнодорожного транспорта в случае обнаружения в поезде колес, идущих юзом или колес, которые издают сильные удары из-за ползунов.
К какому виду нарушения безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте относится данный случай?
Примечание: Для ответа на 5 вопрос необходимо воспользоваться нормативно правовым документом.
АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ
АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ — сочетание условий и обстоятельств, создающих угрозу возникновения аварий (см. АВАРИЯ) и других происшествий, которые могут привести к взрыву (см. ВЗРЫВ), пожару (см. ПОЖАР), отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потерям материальных ценностей [1].
Аварийные ситуации могут быть вызваны природными катаклизмами (см. МОНИТОРИНГ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ) (землетрясение, наводнение, тайфун, извержение вулкана, атмосферное электричество и т. д.), техногенными причинами (см. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ) (отказ, поломка, повреждение технических систем и (или) транспорта).
Факторы, определяющие опасность аварийных ситуаций
Возникновение и развитие аварийной ситуации на объектах природно-техногенной сферы может быть обусловлено следующими факторами:
1. Техногенными (отказами, поломками, повреждениями и разрушениями элементов сложных технических систем). Для снижения вероятности аварийных ситуаций техногенного характера проводятся работы по повышению надежности технологического оборудования и транспортных средств, созданию систем диагностики состояния опасных агрегатов, по оснащению опасных производств системами пожарной автоматики (см. СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ) (пожарной сигнализации (см. ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ) и пожаротушения (см. АВТОМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ)).
2. Антропогенными (человеческими) (ошибочными, несанкционированными, террористическими или военными действиями людей). Для снижения вероятности возникновения аварийной ситуации антропогенного характера проводится обучение персонала и населения (см. ОБУЧЕНИЕ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ):
· действиям, направленным на снижение материального ущерба и гибели людей при возникновении аварийной ситуации;
· правилам пользования первичными средствами пожаротушения (см. ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ);
3. Природными (опасными гео-, гидро-, аэровоздействиями на объекты, операторов и персонал). Для снижения вероятности возникновения природных аварийных ситуаций соответствующими службами проводится прогнозирование погодных условий, геомагнитных явлений, гидрологической обстановки и другого с оповещением населения и администрации о возможности создания аварийной ситуации. Аварийная ситуация, как и аварийная обстановка, может возникать на объектах гражданского, промышленного и оборонного назначения, а также на заданных территориях.
При проектировании, создании, эксплуатации, выводе из эксплуатации и утилизации объектов техносферы (зданий, сооружений, машин, конструкций, коммуникаций) должен проводиться анализ аварийной ситуации, источников и сценариев их возникновения и развития, инициирующих и поражающих факторов (см. ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА), уязвимости объектов, населения, природной среды, а также последствий и ущербов от аварийной ситуации. [1]
Для проведения качественного и количественного анализа аварийной ситуации рассматриваются следующие типы (цепочки) аварий, характеризующие нарастание тяжести (ущербов) от них:
· нормальные (штатные) ситуации;
· режимные отклонения от штатных ситуаций;
· проектные, запроектные аварийные ситуации;
· гипотетические аварийные ситуации.
Для анализа и предупреждения аварийной ситуации осуществляется их оперативная диагностика. При этом используются штатные и аварийные системы диагностики, которые могут быть встроенными в объекты или мобильными, функционирующими при возникновении и развитии аварийной ситуации и дающими информацию о состоянии объектов, человека и окружающей среды [2].
Стадии развития аварийных ситуаций
Аварийные ситуации на техногенных объектах развиваются согласно следующим стадиям:
1. Возникновение отклонений от установленных норм протекания технологического процесса.
2. Возникновение предпосылок к возникновению аварийной ситуации.
3. Активная фаза аварийной ситуации, в течение которой поражающие факторы воздействуют на работников, происходит выход из строя оборудования, повреждение зданий и сооружений.
4. Последствия аварии выходят за пределы места происшествия, и негативное влияние распространяется на ближайшие населенные пункты, природные объекты.
5. Мероприятия по ликвидации возникшей катастрофы и ее последствий. [3].
По характеру происхождения техногенные катастрофы подразделяются:
1. На аварийные ситуации на очистных сооружениях (ОС). К числу аварий на очистных сооружениях относятся:
· аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
· аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ (см. ТОКСИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ).
Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ в ОС, естественно, отрицательно влияет на персонал. Такие аварии могут стать источником заболеваний опасными инфекционными болезнями людей и животных.
2. Аварии коммунальных систем. К авариям на коммунальных системах жизнеобеспечения относится: поломка канализационной системы, водопроводной, тепловой сети. Если нанесен урон электроэнергетическому объекту, то это может привести к длительному отсутствию электроснабжения на обширной территории, что отразится и на ряде других областей жизнедеятельности.
3. Нарушение работы электроэнергетических систем. Под повреждением в электроустановках понимается нарушение их нормальной работы, обусловленное каким-либо аварийным событием (обрывом, схлестыванием, перегоранием проводящих элементов и т. д.). Как правило, при этом происходит изменение установленной величины тока, напряжения или частоты от заявленной поставщиком.
4. Обрушение зданий — это чрезвычайная ситуация, возникающая по причине ошибок, допущенных при проектировании здания, отступлении от проекта при ведении строительных работ, нарушении правил монтажа, при вводе в эксплуатацию здания или отдельных его частей с крупными недоделками, при нарушении правил эксплуатации здания, а также вследствие природной или техногенной чрезвычайной ситуации (см. ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ).
5. Гидродинамические аварии. Обширное затопление и отложение наносов на территории расположения производственных объектов и домов населения. Причиной аварии может быть прорыв дамб и плотин. В некоторых случаях затопление сопровождается волной прорыва, также несущее в себе механический фактор разрушения.
6. Выброс биологически и химически опасных веществ. Сюда относятся аварии техногенного характера на предприятиях и в лабораториях, связанных с производством разного рода химикатов. Также в эту группу входят аварии во время транспортировки опасных веществ.
7. Радиационные аварии. Это следствие нарушения работы атомных электростанций и ядерных промышленных установок. Также сюда входят аварии вследствие неправильного хранения ядерных боеприпасов.
8. Взрывы и пожары. Под этим имеются ввиду разного рода взрывы и возгорания ( см. ВОЗГОРАНИЕ ) в жилых и промышленных помещениях, лесах и объектах по добыче полезных ископаемых, складах хранения горючих ( см. ГОРЮЧИЕ ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ ) и взрывоопасных веществ.
9. Транспортные аварии. Это всевозможные разновидности дорожно-транспортных происшествий и аварии, связанные с перевозкой каких-либо грузов.
Меры по предупреждению аварийных ситуаций
Предупреждение аварий на технических объектах может обеспечиваться посредством правового регулирования требований технической безопасности (см. БЕЗОПАСНОСТЬ) при размещении, проектировании, строительстве, вводе и выводе из эксплуатации, а также эксплуатации:
· коммунальных систем жизнеобеспечения (канализационных систем, системы снабжения населения питьевой водой, тепловых источников и сетей, коммунальных газопроводов);
· иных технических объектов.
Предотвратить аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания на производстве возможно путем обучения, инструктажа и обеспечения работающих соответствующими инструкциями по охране труда. Инструкции по охране труда разрабатывают на основе накопленного опыта ошибок по данным анализа травматизма, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях. Каждое требование инструкции представляет предупреждение об ошибках, приведших ранее к несчастным случаям, заболеваниям и авариям. Таким образом, единственная функция инструкций по охране труда для работающих — предупреждение аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
При разработке комплекса защитных мер проводятся мероприятия, направленные на максимальное снижение негативных последствий и потерь в случае возникновения аварийной ситуации. Активной является и работа по созданию оптимальных условий для проведения аварийно-спасательных работ (см. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ).
Содержание мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера должно соответствовать требованиям нормативных документов (см. НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ), регулирующих деятельность того или иного объекта защиты (см. ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ). Для получения наибольшей эффективности таких мер необходимо соблюдать принцип своевременности и заблаговременности их применения (см. ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ).
На промышленных или транспортных объектах должны создаваться безопасные условия труда, отвечающие нормативам, разрабатываться планы действий в случае возникновения внештатной ситуации, создаваться аварийные источники управления сооружениями. Кроме того, оснащение предприятий современными индивидуальными и коллективными средствами защиты (см. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ) значительно уменьшит число пострадавших.
К мероприятиям по предупреждению аварийных ситуаций также следует отнести все действия по обеспечению бесперебойной и надежной работы объекта. От этого зависит успешность по реализации задач, направленных на защиту рабочих и оборудования при различных производственных авариях или природных катастрофах.
К подобным мерам относятся:
· внесение в план проекта предприятия, чья деятельность сопряжена с опасными и/или взрывчатыми веществами (см. ВЗРЫВЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО) специальных защитных сооружений (см. ВЗРЫВОЗАЩИТА);
· составление плана по эвакуации (см. ПЛАН ЭВАКУАЦИИ) жителей поселений (см. НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ), которые находятся на участках, подверженных оползням, селям, подземным толчкам;
· доведение до сведения работников и служащих графика работы и возлагающихся на них обязанностей при возникновении внештатной ситуации;
· правильное хранение и поддержание в рабочем состоянии необходимых средств защиты (см. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ) в достаточном количестве;
· проведение обучающих семинаров и распространение памяток среди населения по правилам безопасного поведения при различных природных катаклизмах или в случае утечки опасных веществ (см. ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА);
· ежегодная проверка систем массового оповещения (см. СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ), доведения до сведения людей информации о порядке действий в случае объявления эвакуации;
· приготовления резервных запасов долго хранящихся продуктов и чистой воды [4].