Что такое аварийная готовность в энергетике

Характер аварийных режимов в энергосистемах

Сфера приложения противоаварийного управления — аварийные режимы, прежде всего переходные электромеханические процессы.

Аварийный режим энергосистемы — режим с параметрами, выходящими за пределы требований технических регламентов, возникновение и длительное существование которого представляют недопустимую угрозу жизни людей, повреждения оборудования и ведут к ограничению подачи электрической и тепловой энергии в значительном объеме.

Аварийные процессы в энергосистеме являются следствием возникновения повреждений оборудования, перекрытия и пробоя изоляции, ложных срабатываний различных устройств и аппаратов, ошибочных действий персонала, в результате которых, как правило, происходят отключения элементов оборудования электростанций, передающей сети или потребителей. Сочетание первоначального возмущения (обычно короткого замыкания) и последующего изменения исходной схемы называется аварийным возмущением.

Аварийное возмущение называется проходящим, если его ликвидация не связана с необходимостью изменения исходной схемы или это изменение столь незначительно, что с ним в расчетах можно не считаться. С другой стороны, достаточно распространенной следует считать ситуацию, когда первоначальная причина (короткое замыкание) оказывает несоизмеримо меньшее воздействие на протекание аварийного процесса, чем следующее за ним отключение генерирующей мощности или ослабление сети. В этих случаях, а также при ложных (ошибочных) отключениях элементов энергосистемы аварийное возмущение сводится к внезапному изменению схемы.

Переходный процесс, который имеет место в результате такого аварийного возмущения, называется простым переходом. Наиболее распространенными аварийными возмущениями, на которые прежде всего ориентируется противоаварийная автоматика, являются следующие три вида аварийных возмущений:

Два последних приводят к простым переходам. Но и при таком ограниченном наборе основных расчетных видов аварийных возмущений в сложных энергосистемах с их многообразием схем и режимов может возникать бесчисленное множество разнообразных аварийных ситуаций.

Особые условия в энергосистеме создаются при нарушении устойчивости и возникновении асинхронного хода, который, как правило, сопровождается глубокими изменениями режимных параметров.

Существующие расчетные методы позволяют в лучшем случае рассчитать изменение основных параметров энергосистемы лишь в начальной стадии развития асинхронного хода и получить некоторые приближенные оценки возможности его развития в результате резонансных явлений и «опрокидывания» нагрузки в отдельных узлах. Однако дальнейшее развитие процесса, особенно в случае многократных нарушений устойчивости (при так называемом многочастотном асинхронном ходе) оказывается весьма трудно прогнозируемым. Вместе с тем по мере распространения асинхронного хода управляемость энергосистемы резко падает, и в результате развития аварии может привести к большему ущербу для народного хозяйства, нарушениям условий безопасности и другим тяжелым последствиям. Поэтому одной из важнейших задач является локализация и скорейшее прекращение асинхронного хода, независимо от вызвавшей его причины.

Источник

Что такое аварийная готовность в энергетике

Что такое аварийная готовность в энергетике. Смотреть фото Что такое аварийная готовность в энергетике. Смотреть картинку Что такое аварийная готовность в энергетике. Картинка про Что такое аварийная готовность в энергетике. Фото Что такое аварийная готовность в энергетике

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое аварийная готовность в энергетике. Смотреть фото Что такое аварийная готовность в энергетике. Смотреть картинку Что такое аварийная готовность в энергетике. Картинка про Что такое аварийная готовность в энергетике. Фото Что такое аварийная готовность в энергетике

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое аварийная готовность в энергетике. Смотреть фото Что такое аварийная готовность в энергетике. Смотреть картинку Что такое аварийная готовность в энергетике. Картинка про Что такое аварийная готовность в энергетике. Фото Что такое аварийная готовность в энергетикеОбзор документа

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. № 68 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013, № 12, ст. 1343; № 45, ст. 5822; 2014, № 2, ст. 108; № 35, ст. 4773; 2015, № 2, ст. 491; № 4, ст. 661), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций» (НП-005-16).

РуководительА.В. Алёшин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2016 г.

Федеральные нормы и правила
в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций»
(НП-005-16)
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. № 68)

I. Назначение и область применения

2. Настоящее Положение устанавливает:

порядок объявления на АС состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка»;

порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций на АС;

требования к организации оказания экстренной помощи АС со стороны эксплуатирующей организации при возникновении радиационно опасных ситуаций.

3. Требования настоящего Положения распространяются на все действующие, строящиеся и проектируемые АС Российской Федерации с реакторами всех типов.

4. Требования настоящего Положения должны выполняться при проектировании, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации АС, а также при взаимодействии организаций, осуществляющих реагирование при возникновении радиационно опасных ситуаций на АС.

Используемые термины и определения приведены в приложении № 1 к настоящему Положению.

II. Критерии объявления состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка» на атомной станции

6. В качестве критериев объявления состояния «Аварийная обстановка» должны использоваться:

значения мощностей доз в помещениях и на территории АС, в СЗЗ и зоне наблюдения, указанные в приложении № 2 к настоящему Положению;

факт введения в действие административным руководством АС руководства по управлению запроектными авариями и/или руководства по управлению тяжелыми авариями.

III. Порядок объявления на атомной станции состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка»

8. При принятии директором АС или лицом, исполняющим его обязанности, решения об объявлении на АС состояния «Аварийная готовность» или «Аварийная обстановка» и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС данные лица должны немедленно отдать указание начальнику смены АС об объявлении на АС состояния «Аварийная готовность» или «Аварийная обстановка» и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.

9. Информация об объявлении на АС состояний «Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка» и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС доводится до сведения работников (персонала) АС согласно утвержденным схемам оповещения с применением средств оповещения и связи.

10. После объявления на АС состояния «Аварийная готовность» должны быть приведены в состояние готовности силы ликвидации чрезвычайных ситуаций и средства для ослабления, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций, определенные в документах эксплуатирующей организации.

IV. Порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций

11. До завоза ядерного топлива на АС директором АС должна быть утверждена схема оповещения организаций, участвующих в аварийном реагировании.

12. Не позднее чем через 15 минут после объявления на АС состояний «Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка» и введения в действие плана мероприятий по защите персонала информация об этом должна быть доведена до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно и радиационно опасными объектами и органа повседневного управления функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

13. Информирование участников аварийного реагирования при радиационно опасной ситуации на АС должно быть оперативным, лаконичным, исчерпывающим и достоверным для достижения своевременного и адекватного реагирования на возможное развитие радиационно опасной ситуации.

14. Лица, передающие и принимающие сообщения об объявлении состояний «Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка», должны регистрировать их с обязательным указанием даты, времени передачи/приема сообщения и лиц, передавших и принявших сообщение.

15. В случае возникновения радиационно опасной ситуации эксплуатирующая организация не реже одного раза в сутки должна информировать Ростехнадзор и уполномоченный орган управления использованием атомной энергии о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности и принимаемых мерах оказания помощи АС.

16. В случае возникновения радиационно опасной ситуации административное руководство АС не реже одного раза в сутки должно информировать работников (персонал) АС о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности АС в зависимости от масштабов радиационно опасной ситуации.

V. Организация оказания экстренной помощи атомным станциям при возникновении радиационно опасных ситуаций

17. Эксплуатирующая организация должна планировать и обеспечивать выполнение организационных и технических мер по ослаблению, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций и оказанию экстренной помощи АС.

19. Руководитель и заместитель (заместители) руководителя группы ОПАС назначаются уполномоченным органом управления использованием атомной энергии по представлению эксплуатирующей организации.

20. С целью выполнения анализа, прогноза развития и масштабов последствий радиационно опасных ситуаций, выработки рекомендаций по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при оказании экстренной помощи АС эксплуатирующая организация должна привлекать для формирования группы ОПАС и участия в ее работе проектные, научные, конструкторские, ремонтные и другие организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации.

ЦТП по направлению своей деятельности должны решать следующие задачи: анализ радиационно опасных ситуаций на АС, идентификация причин их возникновения и прогнозы возможных путей развития;

оценка степени повреждения оборудования и конструкций реактора (реакторной установки), состояния критических функций безопасности и физических барьеров АС;

разработка вариантов возвращения АС в контролируемое состояние и мероприятий по ликвидации радиационно опасных ситуаций и их последствий;

анализ и прогнозы развития радиационно опасных ситуаций и их последствий для АС, персонала, населения и окружающей среды;

подготовка рекомендаций по защите персонала;

подготовка рекомендаций по оказанию медицинской помощи персоналу, в том числе в зависимости от полученной дозы облучения;

подготовка предложений по защите населения с учетом состояния АС и результатов мониторинга компонентов окружающей среды;

проведение необходимых расчетов, подготовка предложений:

по замене вышедшего из строя оборудования;

по сохранению/восстановлению работоспособности систем, зданий и сооружений АС.

22. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать постоянную готовность группы ОПАС к выполнению функций аварийного реагирования.

23. Для обеспечения постоянной готовности группы ОПАС к выполнению своих функций у каждого члена группы ОПАС должен быть дублер.

24. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать:

финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения при радиационно опасных ситуациях;

оснащение группы ОПАС материальными ресурсами, транспортными средствами, средствами связи, а также проектной, нормативной и технической документацией;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения мероприятий по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций;

финансирование создания и функционирования центров технической поддержки.

26. КЦ должен включать:

специально оснащенные помещения;

персонал, обеспечивающий работу КЦ, включая дежурно-диспетчерскую службу эксплуатирующей организации.

27. КЦ должен обеспечивать:

работу группы ОПАС;

информационное взаимодействие между участниками аварийного реагирования;

функционирование единого для всех участников аварийного реагирования информационного пространства, где в режиме реального времени обеспечивается предоставление данных о состоянии всех блоков АС, радиационной и метеорологической обстановке в районе площадки АС, СЗЗ и зоне наблюдения.

28. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать оснащение КЦ:

системой автоматизированного оповещения;

программно-техническими комплексами для работы группы ОПАС.

29. Для организации проведения работ по аварийному реагированию эксплуатирующая организация должна разработать и утвердить документы (положения, инструкции), определяющие:

организацию оповещения участников аварийного реагирования в случаях радиационно опасных ситуаций;

организацию оказания экстренной помощи АС;

порядок формирования, задачи и функции группы ОПАС;

регламент работы и режимы функционирования КЦ, аварийных центров АС, центров технической поддержки;

порядок имущественного, транспортного, медико-санитарного обеспечения и обеспечения средствами связи КЦ, группы ОПАС;

перечень необходимой технической документации и порядок обеспечения КЦ технической документацией для каждого блока АС.

32. Размещение и техническое оснащение АЦ должно быть предусмотрено проектом АС.

33. АЦ должен включать:

специально оснащенные помещения;

персонал, обеспечивающий функционирование АЦ.

34. Помещения АЦ должны быть защищены от внешних радиационных и иных техногенных и (или) природных воздействий для обеспечения безопасности персонала, выполняющего работы по аварийному реагированию и находящегося в этих помещениях.

35. АЦ должны иметь технические возможности для обеспечения информационного взаимодействия с КЦ, организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию, и органами местного самоуправления.

36. В АЦ должно быть предусмотрено наличие:

систем обеспечения жизнедеятельности;

средств связи с участниками аварийного реагирования;

технических средств, обеспечивающих поступление, обработку, отображение, регистрацию информации о технологических параметрах АС и радиационной обстановке на площадке АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;

средств связи с блочными пунктами управления (блочными щитами управления), резервными пунктами управления (резервными щитами управления) блоками АС, начальниками смен цехов (служб) АС, а также с организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию;

технических средств, необходимых для функционирования АЦ в условиях радиационно опасной ситуации;

технической документации для всех блоков данной АС;

средств аварийного электроснабжения АЦ.

37. На момент завоза ядерного топлива на АС материальные и технические средства, необходимые для обеспечения функционирования АЦ, должны быть полностью укомплектованы, а в дальнейшем находиться всегда в наличии в состоянии готовности к применению. Использование этих средств допускается только при осуществлении аварийного реагирования и при проведении учений и тренировок.

38. Руководство АС должно обеспечивать содержание, техническое обслуживание и ремонт АЦ, комплектование АЦ технической документацией.

39. Подразделение радиационной безопасности АС должно быть оснащено таким образом, чтобы в условиях радиационно опасных ситуаций на АС для целей аварийного реагирования выполнять:

контроль радиационной обстановки на территории площадки АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;

анализ проб компонентов окружающей среды (например, воздуха, воды, почвы);

контроль и учет индивидуальных доз облучения работников (персонала) и лиц, привлекаемых к работам по локализации аварии и ликвидации ее последствий.

41. Для поддержания в постоянной готовности к работе автоматизированной ЛСО должны проводиться регламентные и контрольные проверки ее работоспособности.

42. Необходимо обеспечивать четкое разграничение между сообщениями, передаваемыми о реальных ситуациях, и сообщениями в целях проверок и тренировок. Сообщения, передаваемые в целях проверок и тренировок, должны иметь однозначно трактуемое название («Проверка», «Учение», «Тренировка»).

43. Работники (персонал) АС и все лица, находящиеся на площадке АС и в СЗЗ, должны быть заранее проинструктированы о действиях после получения сигнала оповещения о введении на АС состояний «Аварийная готовность» и/или «Аварийная обстановка» при радиационно опасной ситуации.

44. Для осуществления проверок практических навыков и готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех организационных взаимосвязей эксплуатирующая организация и руководство АС должны обеспечивать организацию и проведение в установленные сроки противоаварийных учений и тренировок.

45. Противоаварийные учения с участием группы ОПАС и привлечением сил и средств ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций должны проводиться эксплуатирующей организацией не реже одного раза в год согласно утвержденному эксплуатирующей организацией графику проведения противоаварийных учений.

46. Противоаварийные тренировки на АС с участием группы ОПАС и привлечением организаций, указанных в пунктах 22 и 23 настоящего Положения, должны проводиться по сценариям радиационных аварий согласно ежегодно разрабатываемому графику.

Приложение № 1
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии «Положение
о порядке объявления аварийной обстановки,
оперативной передачи информации и
организации экстренной помощи атомным
станциям в случаях радиационно опасных
ситуаций», утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 24 февраля 2016 г. № 68

Термины и определения

Приложение № 2
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии «Положение
о порядке объявления аварийной обстановки,
оперативной передачи информации и
организации экстренной помощи атомным
станциям в случаях радиационно опасных
ситуаций», утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 24 февраля 2016 г. № 68

Значения мощностей доз в помещениях и на территории атомной станции, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, при превышении которых объявляются состояния «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка»

Критерий дляСостояние
определения состояния«Аварийная готовность»«Аварийная обстановка»
Помещения постоянного пребывания персонала зоны контролируемого доступа10 мкЗв/ч600 мкЗв/ч
Территория промплощадки и СЗЗ2,5 мкЗв/ч200 мкЗв/ч
Территория зоны наблюдения АС0,1 мкЗв/ч*20 мкЗв/ч

* Превышение естественного радиационного фона.

Обзор документа

Установлены критерии и порядок объявления на атомных станциях состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка».

Так, аварийная готовность объявляется при превышении установленных значений мощностей доз в помещениях и на территории АЭС, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, при нарушении пределов и условий безопасной эксплуатации АС, а также при внешнем воздействии природного и/или техногенного происхождения, взрыве, пожаре или затоплении на территории АЭС, которое нарушило нормальную работу важных для безопасности систем и/или элементов и привело к нарушению пределов и/или условий безопасной эксплуатации.

Решения об объявлении на АЭС состояний «Аварийная готовность» и «Аварийная обстановка» принимает директор АЭС или лицо, исполняющее его обязанности. Одновременно с этим принимается решение о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АЭС.

Прописан порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций на АЭС.

Установлены требования к оказанию экстренной помощи АЭС со стороны эксплуатирующей организации при возникновении радиационно опасных ситуаций.

Источник

Что такое аварийная готовность в энергетике

Что такое аварийная готовность в энергетике. Смотреть фото Что такое аварийная готовность в энергетике. Смотреть картинку Что такое аварийная готовность в энергетике. Картинка про Что такое аварийная готовность в энергетике. Фото Что такое аварийная готовность в энергетике

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое аварийная готовность в энергетике. Смотреть фото Что такое аварийная готовность в энергетике. Смотреть картинку Что такое аварийная готовность в энергетике. Картинка про Что такое аварийная готовность в энергетике. Фото Что такое аварийная готовность в энергетике

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое аварийная готовность в энергетике. Смотреть фото Что такое аварийная готовность в энергетике. Смотреть картинку Что такое аварийная готовность в энергетике. Картинка про Что такое аварийная готовность в энергетике. Фото Что такое аварийная готовность в энергетикеОбзор документа

Приказ Министерства энергетики РФ от 24 сентября 2018 г. № 792 «О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации”

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5418; 2009, № 1, ст. 17; № 19, ст. 2274; № 48, ст. 5717; 2010, № 21, ст. 2529; № 31, ст. 4192; 2011, № 1, ст. 24, ст. 54; 2012, № 14, ст. 1549; 2013, № 7, ст. 610; № 27, ст. 3450, ст. 3477; № 52 (ч. I), ст. 6969; 2014, № 30 (ч. I), ст. 4272; № 42, ст. 5615; 2015, № 10, ст. 1408; № 18, ст. 2622; № 48(ч.1), ст. 6723; 2016, № 1 (ч. I), ст. 68; № 7, ст. 919; № 26 (ч. I), ст. 3887), пунктом 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481; 2009, № 12, ст. 1429; № 29, ст. 3688; 2010, № 37, ст. 4675; № 38, ст. 4825; 2011, № 7, ст. 979, ст. 981; № 14, ст. 1950; 2012, № 1, ст. 145; № 17, ст. 2009; № 37, ст. 5002; № 44, ст. 6026; № 46, ст. 6339; № 48, ст. 6687; 2013, № 24, ст. 2999; № 30 (ч. II), ст. 4114; 2014, № 8, ст. 808; 2015; № 16, ст. 2389; 2016, № 43, ст. 6042; № 49, ст. 6929; 2017, № 6, ст. 928; № 21, ст. 3024), пунктом 4.2.15 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2577; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 33, ст. 4088; № 52 (ч. II), ст. 6586; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; № 47, ст. 6128; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 44, ст. 6269; 2012, № 11, ст. 1293; № 15, ст. 1779; № 31, ст. 4386; № 37, ст. 5001; № 40, ст. 5449; 2013, № 17, ст. 2171; № 29, ст. 3970; № 33, ст. 4386; № 35, ст. 4525; № 44, ст. 5752; № 45, ст. 5822; 2014, № 8, ст. 813; № 40 (ч. III), ст. 5446; 2015, № 2, ст. 491; 2016, № 1 (ч. II), ст. 240; № 28, ст. 4741; № 29, ст. 4837; № 41, ст. 5840; № 48 (ч. III), ст. 6789; № 52 (ч. V), ст. 7650; 2017, № 7, ст. 1087; № 11, ст. 1562; № 13, ст. 1947), а также в целях совершенствования работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Министерстве энергетики Российской Федерации, приказываю:

Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации, согласно приложению № 1;

Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности Министерства энергетики Российской Федерации согласно приложению № 2.

2. Признать утратившим силу приказ Минэнерго России от 9 июня 2011 г. № 222 «О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России» (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2011 г., регистрационный № 21464).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2018 г.
Регистрационный № 52896

Приложение № 1
к приказу Минэнерго России
от 24.09.2018 г. № 792

Положение
о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации

I. Общие положения

3. Функциональная подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. В соответствии с пунктом 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением № 794, на каждом уровне функциональной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства.

4. Координационными органами функциональной подсистемы являются:

5. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:

6. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:

7. Силами функциональной подсистемы являются:

а) силы, осуществляющие проведение противофонтанных работ в нефтедобывающей и газовой отраслях промышленности:

подведомственные Минэнерго России профессиональные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для ликвидации нефтегазопроявлений и открытых фонтанов (проведения противофонтанных аварийно-спасательных работ) в соответствии с заключенными договорами;

общество с ограниченной ответственностью «Газпром газобезопасность» (орган управления военизированными частями по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов на объектах (скважинах) публичного акционерного общества «Газпром» и его дочерних обществ) в соответствии с Перечнем сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением № 1007;

б) силы, осуществляющие аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и восстановительные работы на объектах электроэнергетики, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, угольной, сланцевой и торфяной отраслей промышленности:

профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования, осуществляющие обслуживание объектов ТЭК в соответствии с заключенными договорами;

создаваемые собственниками объектов ТЭК нештатные аварийно-спасательные формирования и подразделения, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

8. Руководство деятельностью функциональной подсистемы осуществляют:

II. Задачи функциональной подсистемы

9. Основными задачами функциональной подсистемы являются:

обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в ТЭК;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций в ТЭК, повышение устойчивости функционирования организаций ТЭК в чрезвычайных ситуациях и обеспечению пожарной безопасности в ТЭК;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ТЭК;

сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в ТЭК;

прогнозирование угроз возникновения чрезвычайных ситуаций в ТЭК, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций в ТЭК;

оповещение работников о чрезвычайных ситуациях;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в ТЭК.

10. Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Министерстве и организациях ТЭК осуществляется в соответствии с постановлением № 334.

11. Создание и использование резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Министерстве и организациях ТЭК осуществляется в соответствии с постановлением № 1340.

12. Органы повседневного управления функциональной подсистемы на объектовом уровне при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в ТЭК должны направлять информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в орган повседневного управления функциональной подсистемы на федеральном уровне.

13. Обучение и подготовка работников в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии с постановлением № 547.

14. Привлечение сил и средств функциональной подсистемы к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Законом № 151-ФЗ.

III. Порядок деятельности функциональной подсистемы

15. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) ТЭК органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.

16. Для органов управления и сил функциональной подсистемы устанавливается один из следующих режимов функционирования:

17. Мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в ТЭК в соответствии с постановлением № 334;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в ТЭК;

мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на объектах ТЭК, и оценку их возможных социально-экономических последствий;

планирование действий органов управления и сил функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в ТЭК;

осуществление страхования в пределах своих полномочий;

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях на объектах ТЭК, участие в расследовании причин аварий и катастроф в ТЭК, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности (дополнительно к мероприятиям режима повседневной деятельности):

усиление контроля за состоянием окружающей среды и обстановкой на объектах ТЭК, прогнозирование чрезвычайных ситуаций и оценка их социально-экономических последствий;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) ТЭК, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций (объектов) ТЭК в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп органов управления функциональной подсистемы и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) в режиме чрезвычайной ситуации (дополнительно к мероприятиям режима повышенной готовности):

контроль за состоянием окружающей среды в районе расположения организаций (объектов) ТЭК, где возникла чрезвычайная ситуация, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;

оповещение руководителей Министерства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также местного населения о возникших в организациях (на объектах) ТЭК чрезвычайных ситуациях;

проведение мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) ТЭК;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия и обмена информацией с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников и населения в районах размещения объектов ТЭК в чрезвычайных ситуациях.

18. Проведение органами управления и силами функциональной подсистемы мероприятий и (или) принятие мер по предупреждению и ликвидации аварий в организациях (на объектах) электроэнергетики на федеральном уровне, независимо от режима функционирования, осуществляется во взаимодействии и по согласованию с Правительственной комиссией по обеспечению безопасности электроснабжения (федеральным штабом).

19. Руководители функциональной подсистемы на федеральном и объектовом уровнях организуют работу комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Приложение № 2
к приказу Минэнерго России
от 24.09.2018 г. № 792

Положение
о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства энергетики Российской Федерации

I. Общие положения

2. Комиссия является координационным органом функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Министерства.

3. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, решениями Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федерального штаба), а также международными договорами.

4. Задачами Комиссии являются:

разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в организациях (на объектах) ТЭК;

координация деятельности органов управления и сил функциональной подсистемы, применения резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций в ТЭК;

координация деятельности структурных подразделений Министерства, организаций ТЭК при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ТЭК и обеспечения пожарной безопасности;

планирование и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от их последствий, обеспечению устойчивого функционирования организаций (объектов) ТЭК при возникновении чрезвычайных ситуаций;

рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств функциональной подсистемы к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также развития и совершенствования функциональной подсистемы;

организация взаимодействия с МЧС России, другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в организациях (на объектах) ТЭК;

содействие руководству Министерства в проведении пожарно-профилактической работы и осуществлении контроля за соблюдением требований стандартов, норм, правил, инструкций и других нормативных актов по вопросам пожарной безопасности.

II. Организация деятельности Комиссии

5. Комиссия имеет в своем составе председателя, заместителей председателя, членов и секретаря Комиссии. Персональный состав и численность Комиссии утверждается приказом Министерства.

6. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы Комиссии на год, принимаемым на заседании Комиссии.

Разработка плана работы Комиссии на год и формирование повестки очередного заседания Комиссии осуществляется секретарем Комиссии. План работы и повестка очередного заседания Комиссии должны быть согласованы постоянно действующим органом управления функциональной подсистемы и утверждены председателем Комиссии.

7. Комиссия проводит заседания в полном составе не менее чем два раза в год либо в случае возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера.

В случае отсутствия председателя Комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя Комиссии.

При невозможности присутствия на заседании Комиссии член Комиссии информирует об этом председательствующего и представляет свое мнение по рассматриваемому вопросу в письменном виде.

8. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

9. Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании.

Подготовка протоколов заседаний осуществляется секретарем Комиссии. Решения Комиссии доводятся секретарем Комиссии до членов Комиссии, других заинтересованных должностных лиц, а также организаций.

10. Комиссия в пределах полномочий имеет право:

принимать решения и контролировать их исполнение в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в организациях (на объектах) ТЭК;

запрашивать в соответствии с пунктом 5.1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400, у организаций ТЭК необходимые сведения по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;

осуществлять мероприятия по обеспечению и контролю исполнения решений Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

вносить на рассмотрение Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности предложения по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере ТЭК.

11. Рассмотрение и принятие решений Комиссией по вопросам, связанным с проведением мероприятий и (или) принятием мер по предупреждению и ликвидации аварий в организациях (на объектах) электроэнергетики, осуществляется по согласованию с Правительственной комиссией по обеспечению безопасности электроснабжения (федеральным штабом).

Обзор документа

Минэнерго утвердило новое Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации ЧС в подведомственных организациях (на подведомственных объектах) и в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса. Пересмотрены состав сил и средств подсистемы, перечни органов управления и координационных органов. Уточнены основные задачи функциональной подсистемы. Прописан порядок ее деятельности.

Обновлен порядок работы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *