Что случилось с yahoo
Yahoo и AOL снова проданы. Они лишатся своих названий и это — конец их славного пути
Ничего хорошего из этой покупки не вышло — Verizon так и не смогла развить бизнес за счет приобретений. То есть у самого оператора все идет неплохо, а вот у этих активов — не очень. После продажи Yahoo объединят с AOL, образовав новую компанию, название которой пока даже неизвестно.
Немного подробностей
Зачем Verizon покупала компании — не совсем понятно, ведь они не стали активно развиваться после перехода к новому владельцу. Кстати, если кто помнит сервис Tumblr, то он тоже принадлежал Verizon, поскольку достался компании вместе с Yahoo.
Что случилось с Yahoo, ведь это пионер Интернета?
Все шло отлично еще лет 10, после чего у компании начались проблемы — ее прибыльность стала очень быстро снижаться, да так, что в 2015 году Forbes оценил компанию в сумму «меньше чем ноль».
Проблема с Yahoo в том, что изначально у компании не было конкурентов от слова вообще. Она создала один из первых интернет-порталов, что привлекло огромное число пользователей. Как оказалось, у руководства нет четкого видения будущего компании. Пока все шло хорошо, большего и не требовалось. Но потом появились конкуренты, так что потребовался четкий план действий. А его не было, ни сначала, ни потом. Компания упустила множество возможностей и стала проигрывать конкурентам.
У сервисов Yahoo появились конкуренты, которым компания проиграла:
Инвестиционные ошибки перемежались с проблемами менеджмента. Высшее руководство хаотичным образом нанимало разного рода руководителей, которые постоянно старались что-то менять внутри компании. Очень сильно по Yahoo ударил полный отказ от удаленной работы, что привело к колоссальной утечке персонала, включая сотрудников, которые работали в компании едва ли не со старта, вместе с Джеффри Янгом, основателем. Не спасла компанию ни Марисса Майер, ни Скотт Томпсон, у которого, как оказалось, не было ученой степени в области информатики, он просто соврал.
В целом, с каждой из упомянутых проблем как-то можно было справиться. Но их было много, и все — крупные, так что Yahoo пришла к своему закату вполне закономерно.
А что c AOL?
В 2001 году AOL объединилась с Time Warner Inc. В 2009 она отделилась, став самостоятельной. Чуть ранее у AOL начались проблемы — как с руководством, так и со своими сервисами и услугами. К 2008 году компания закрыла ряд сервисов, которые некогда были популярными. В их число входили Xdrive, AOL Pictures и BlueString.
Кстати, с 1998 года компания купила всем нам хорошо известный мессенджер ICQ, а в апреле 2010 года — продала его фонду Digital Sky Technologies (DST) Юрия Мильнера.
Были у компании проблемы, но в целом, она неплохо держалась. В 2010 году ее руководителем стал Тим Армстронг, и компания решила взять курс на рекламный премиальный сегмент. Также компания заявила о намерении сосредоточиться на издательском бизнесе, кино и телевидении.
В 2013 году компания впервые за 8 лет сообщила о росте выручки, что стало следствием реализации новой стратегии работы. Но в том же году начались массовые увольнения. В целом, все было неплохо еще несколько лет — компания успешно действовала в рекламном сегменте, и в 2015 году ее купил оператор Verizon для расширения сферы своей деятельности. После покупки акции AOL выросли сразу на 17%.
Несколько лет компания продолжала работать, но, видимо, не очень успешно, поскольку ее стоимость постепенно снижалась. Ну и сейчас все подошло к логическому завершению.
Что дальше?
Пока что неясно, у этой сделки слишком много неизвестных факторов. До ее закрытия — около полугода, за это время может случиться всякое. Покупатель может в итоге отказаться от сделки, регуляторы могут ее не одобрить, плюс глобальная экономика находится не в самом лучшем состоянии, так что условия могут измениться в любой момент.
Но чтобы ни случилось, ясно одно — компании, которые можно назвать основателями интернет-индустрии, с рынка ушли, их влияние на отрасль минимально и они уже давно потеряли собственную значимость. Жаль, но ничего не поделать — их время закончилось, сейчас главную скрипку играют совсем другие компании.
Закрывается крупнейшая в мире площадка веб-форумов. Весь контент будет уничтожен
Что с возу упало, то не вырубить топором
Yahoo – одна из старейших мировых интернет-компаний, ныне принадлежащая американскому оператору Verizon, объявила о радикальном решении в отношении одного из своих старейших и популярных в свое время сервисов. Согласно официальному объявлению на сайте компании, Yahoo Groups одна из старейших и крупнейших в мире площадок для онлайн-форумов, в скором времени бесследно исчезнет.
Согласно установленному руководством Yahoo двухэтапному плану, пользователи форумов Yahoo Groups будут лишены возможности публиковать новый контент начиная с 21 октября 2019 г. С 14 декабря 2019 г. Yahoo планирует безвозвратно удалить сайт, полностью перекрыв доступ ко всем материалам пользователей, опубликованным ранее.
Представители Yahoo никак не прокомментировали решение о закрытии Yahoo Groups. Обозреватели новостного портала Engadget – который, кстати, тоже принадлежит Verizon, отмечают, что Yahoo Groups, некогда бывшая одной из наиболее популярных в мире площадок для обмена мнениями между специалистами и профессионалами, потеряла свою привлекательность по мере развития социальных сетей, которые предложили пользователям более удобные условия для общения.
Факт тотального удаления Yahoo Groups из Сети «вызывает у ряда пользователей сожаление», отмечают в Engadget: по аналогии с закрытым в 2018 г. порталом GeoCities, Yahoo фактически берет на себя ответственность за удаление части истории всемирного Интернета.
Все проходит, но кое что застревает
Начиная с 14 декабря 2019 г. сайт Yahoo Groups полностью будет отключен. Пользователи будут лишены прямого доступа ко всем его ресурсам – файлам и файловым вложениям, голосованиям, ссылкам, фотографиям, папкам, календарям, базам данных, веткам форумов, обновлениям электронных рассылок, дайджестам и истории сообщений.
Тем не менее, Yahoo все же оставила одну лазейку с частичной функциональностью для наиболее преданных пользователей площадки. Пользователи по-прежнему смогут подключаться к своим группам по электронной почте, но уже не через сайт. Кроме того, все группы будут переведены в приватный режим, и для вступления в такие группы потребуется специальное одобрение их администраторов.
Всем тем, кто заинтересован в сохранении истории своего общения на сайте, справочная служба Yahoo Groups рекомендует загрузить все необходимое на свой компьютер либо непосредственно из сообщений, либо через панель мониторинга конфиденциальности Yahoo (Yahoo’s Privacy Dashboard).
Могильщики Yahoo Groups – социальные медиа
Площадка Yahoo Groups была создана 20 января 2001 г. для общения в интернет-группах по интересам. В настоящее время, по данным Wikipedia, Yahoo Groups является «крупнейшей в мире коллекцией дискуссионных онлайн-форумов».
Принцип общения в Groups изначально был основан на гибридной структуре, сформированной из форумов с ветвящейся (thread) в сочетании с рассылкой обновлений по электронной почте. Благодаря такой организации, сообщения в группах можно было читать и публиковать не только на сайте Yahoo Groups, но также через рассылку e-mail. Для участников площадки также была доступна возможность оформления подписок на ежедневные дайджесты с индивидуальной подборкой.
В рамках Yahoo Groups можно было запускать открытые группы с публичным доступом или закрытые группы с доступам только для ее участников. Среди пользователей площадки в свое время также были популярны группы в виде дискуссионных форумов и досок объявлений по определенной тематике, с возможностью публикации любым желающим или только модератором.
Почтово-форумный гибрид интернет-общения был достаточно революционной технологией в начале миллениума – когда развитие и скорости интернета уже позволили отказаться от узловой структуры FidoNet, но еще были недостаточными для полноценного интерактивного обмена мультимедийного информацией.
Социальные сети, возникшие и интенсивно наращивавшие свои возможности в последнее десятилетие, в настоящее время предлагают широкий выбор функциональных возможностей, в то время как форумы Yahoo фактически застыли в своем развитии. Большинство профессионалов и специалистов в настоящее время принимают участие в профильных группах таких соцсетей как Facebook, Twitter, «Вконтакте», Discord, LinkedIn (запрещена в России) и др.
Как разваливается Yahoo после приобретения компанией Verizon
Сайт Yahoo был создан в 1995 г. в качестве каталога других интернет-ресурсов, и сегодня является одним из старейших ныне действующих поисковиков Сети. В конце XX столетия компания активно прирастала веб-сервисами – помимо поисковика Yahoo Search были запущены Yahoo Directory, Yahoo Mail, Yahoo News, Yahoo Finance, Yahoo Groups и Yahoo Answers, а также сервисы онлайн-рекламы, картографии, видеохостинга и др.
Yahoo стала одной из немногих крупных американских онлайн-компаний, переживших кризисный «пузырь доткомов» 2002-2006 гг., однако с начала 2010-х интернет-бизнес Yahoo начал медленное угасание.
Список ключевых причин плачевного состояния бизнеса компании включает невыгодные приобретения других компаний и ошибки руководства – в том числе, нанятой на пост президента и CEO Yahoo в июле 2012 г. Мариссы Мейер (Marissa Mayer). Репутацию компании на финансовом рынке также серьезно подмочили крупные скандалы в связи с неоднократными утечками данных сотен миллионов аккаунтов пользователей портала компании в 2013-2014 гг., а также обвинения в цензуре частных электронных писем в период протестов Occupy Wall Street в 2013 г., за которую руководству Yahoo впоследствии пришлось принести публичные извинения.
Практически сразу после завершения продажи, Yahoo закрыла свое популярное приложение News Digest агрегации новостей. По данным аналитиков App Annie, на тот момент приложение было скачано не менее 9,5 млн раз.
Что случилось с Yahoo и почему? Как отсутствие видения может погубить бизнес
То, что случилось с Yahoo, кажется весьма заурядной историей. Компания возникает, достигает расцвета, затем увядает, и ее покупают или ликвидируют. Таков жизненный цикл коммерческой организации.
Тем не менее, многие компании проживают этот цикл за несколько десятилетий. А у Yahoo ушло на это всего около 25 лет. Взлет компании был настолько быстрым, а падение настолько стремительным, что то, что случилось с Yahoo трудно назвать прохождением стандартного жизненного цикла организации. Взлету способствовали обстоятельства, а падению — люди. Поэтому, изучив историю Yahoo, можно вынести несколько полезных уроков. Но для начала давайте разберемся, все-таки что случилось с Yahoo. По порядку.
Что случилось с Yahoo — краткая хронология событий
Компания Yahoo возникла на 2 года раньше, чем на свет появился научный проект Сергея Брина и Ларри Пейджа, который со временем лег в основу компании Google. К концу 1990-х Yahoo превратился в титана Интернет-бизнеса с числом пользователей, превышающим 1 миллиард человек. К 2000 году стоимость компании достигла своего пика в 130 млрд долларов.[i]
Flickr/Yahoo
Однако начиная с 2010 года прибыль Yahoo начала сокращаться, и к середине 2015 года эксперты Forbes оценивали ее стоимость как «меньше чем ноль».[i] В 2016 году Verizon купил Yahoo, находящуюся в весьма плачевном состоянии, за 4,8 млрд.долларов.[ii] Компания, которая в 2001 году собиралась купить Google, а в 2006 – Facebook, оказалась поглощена телекоммуникационным гигантом для слияния с другим провайдером Интернет-сервисов AOL. Что стало причиной такого падения?
Компания Yahoo быстро росла на ненасыщенном рынке. Но все изменилось с приходом конкурентов
В начале эры Интернета Yahoo стал одним из первых веб-порталов. Идея была новая, и молодая компания не испытывала сильной конкуренции. Для Yahoo это было счастливым стечением обстоятельств, и за несколько лет компания сумела вырасти до гигантских размеров. Однако каково было видение менеджмента компании? Как он представлял себе будущее Yahoo? Судя по поведению компании в последующие годы видение отсутствовало.
В результате — отсутствие способности производить новизну в быстро эволюционирующем мире цифровых технологий и упущенные возможности.[ii] Можно было бы предположить, что это лишь отдельные стратегические просчеты, но бессистемное поведение компании говорит о том, что она не видела себя в будущем, не понимала какова центральная идея, которая должна составлять основу ее развития.
Необдуманные инвестиции
В 2005 году Yahoo инвестирует 1 млрд долларов в китайский торговый сервис Alibaba[iii], а на следующий год продает свою долю[iv] и покупает фото- и видео-хостинговый сервис Flickr.[v] Затем она пытается попасть на рынок интернет-телевидения и видео-сервисов, но менее чем через четыре года сворачивает проект.[vi] Затем приобретает микроблог Tumblr и сама же впоследствии признает это ошибкой.[vii]
За последние годы, перед тем как быть поглощенной, компания перепробовала многочисленные новшества, которые должны были бы сделать ее привлекательнее для пользователей, но большая часть нововведений не работала. Компания тщетно пыталась найти себя в областях мобильных приложений, видео, рекламы и социальных сетей.[i]
Неадекватный менеджмент в условиях отсутствия видения
Отсутствие видения вылилось не только в хаотичные действия, лишенные стратегической последовательности и цельности концепции, но и в целый ряд управленческих ошибок, таких как наем неподходящих высших менеджеров, микроменеджмент и безграмотно проведенная реорганизация, запрет удаленной работы.[i] Все это привело к колоссальной утечке персонала и ротации в высшем менеджменте.[viii]
Flickr/Remy Amouroux
В условиях подобного менеджмента то, что случилось с Yahoo, вполне закономерно. Очевидно, что невозможно создать стратегию и адекватно управлять компанией, когда не понимаешь, куда она в результате должна прийти, и что из себя будет представлять в будущем. Однако видение дано не каждому. Многие компании обходятся без него, и могут просуществовать без него многие годы. Впрочем, на интенсивное развитие в такой ситуации рассчитывать не приходится.
По всей вероятности, у Yahoo с самого начала не было видения, но благодаря тому, что изначально компания оказалась в нужное время в нужном месте, она достигла значительного успеха. Однако изменения внешней среды и конкуренция более молодых компаний (в первую очередь Google и Facebook) сделало дефицит видения критичным для Yahoo.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Взлёт и падение (в основном падение) Yahoo
Недавно компания Yahoo сообщила, что продаёт сотовому оператору Verizon свои основные профильные активы за 4,8 млрд. долларов. Это лишь немногим больше, чем Verizon в прошлом году заплатила за AOL — другую потерпевшую неудачу компанию эпохи взлёта интернета.
Рыночная капитализация Yahoo в 2000 году составляла 125 млрд. долларов. Следующие 16 лет она постоянно снижалась, в основном из-за бездействия и упущенных возможностей.
Можно составить целый MBA-курс, исследуя все грубые стратегически ошибки, которые сделала Yahoo. Я сэкономлю вам некоторую сумму на обучение и дам краткую справку прямо здесь, за 5 минут.
Ошибка №1: руководство Yahoo решило, что оказаться в правильном месте в правильное время означает быть умным
Если бы Yahoo стартовал на год или два позже, то, скорее всего, ничего у него не вышло. Компания выросла, начав доминировать на рынке, в значительной степени на том, что Пол Грэм, соучредитель компании Y-Combinator, работавший в Yahoo, назвал «пирамидой по факту»:
«Инвесторы были воодушевлены интернетом. Одной из причин, которые их вдохновляли, был рост доходов Yahoo. Поэтому они инвестировали в новые интернет-стартапы. Стартапы использовали эти деньги для приобретения рекламы на Yahoo, чтобы получить трафик. Это вызывало ещё больший рост доходов для Yahoo и ещё больше убеждало инвесторов в ценности инвестиций в интернет.»
Растущие доходы от этой раскручивающейся петли обратной связи поддерживали мнение руководителей Yahoo, что они действуют умно и грамотно, тогда как на самом деле им просто везло.
Поскольку Yahoo был доминирующим веб-порталом, деньги доставались компании легко. Компания никогда не беспокоилась о том, чтобы создать сильную техническую среду, как делали Фейсбук и Гугл. В конце концов, зачем Yahoo должен инвестировать в базовые технологии, когда можно просто нанять больше торговых представителей, чтобы продавать больше баннерной рекламы?
Начальный успех Yahoo порождал у руководства завышенную самооценку и подталкивал к приобретению других компаний в предположении, что Yahoo сможет управлять этими компаниями лучше, чем компании делали это самостоятельно.
Ниже перечислены компании, которые Yahoo приобрёл:
• Geocities (3,6 млрд. долларов)
• Tumblr (1,1 млрд. долларов)
• Broadcast.com Марка Кьюбана (5,7 млрд. долларов)
Radio. On. The internet. Правильно — основано Марком Кьюбаном.
Broadcast.com и Tumblr получили широкую известность как два самых плохих приобретения за всё время и были, в основном, списаны в убыток. За менее чем 10 лет Geocities прошёл путь от третьего по посещаемости сайта в мире до прекращения работы везде, кроме Японии.
Что осталось от компании Geocities, приобретённой за 3,6 млрд. долларов…
Ошибка №2: Yahoo забыла, что привело её ко взлёту
Руководство Yahoo, отвлекаемое всеми этими приобретениями, пренебрегало своими жизнеспособными основными продуктами. Вот несколько многомиллиардных отраслей, которые достались новым участникам:
• Yahoo Mail проиграла GMail
• Yahoo Answers проиграл Quora
• Flickr проиграл Instagram
И самое унизительное из всего — Yahoo Search проиграл Google Search — до такой степени, что в 2009 году Yahoo ликвидировало свой 13-летний поисковик в пользу лицензирования Bing Search, который Microsoft только что выпустила.
Во всех этих сервисах у Yahoo было многолетнее преобладающее лидерство с миллионами активных пользователей. Были средства. Был трафик. Они могли бы экспериментировать и совершенствовать эти сервисы. Но они не взяли на себя инициативу. Вместо этого они на каждом шагу избегали новых разработок и проектов.
Ошибка №3: Yahoo зарезала свою курицу, несущую золотые яйца, хотя она всё ещё несла их
В 2005 году г-н Джерри Янг, соучредитель Yahoo, сделал одно из самых выдающихся вложений в истории экономики — он приобрёл 40% китайского сайта интернет-торговли Alibaba за 1 млрд. долларов.
Сейчас Alibaba оценивается более чем в 200 млрд. долларов и продолжает расти. Это значит, что доля Yahoo в Alibaba должна бы быть около 80 млрд. долларов!
Учредитель Alibaba и гендиректор этой компании г-н Джек Ма готов поправить меня
Однако подождите. В 2012 году компания Yahoo продала значительную часть своих акций в Alibaba. В 2014 году было продано ещё больше.
Руководство Yahoo полагало, что это было очень разумно в то время, потому что прибыль от продажи составила несколько миллиардов долларов.
В настоящее время Yahoo имеет 15% акций Alibaba, но один только этот актив составляет 30 млрд. долларов — в шесть раз больше, чем весь основной бизнес Yahoo.
Но, конечно, смешанное чувство сожаления по 50-ти млрд. долларов, которые были просто отданы даром.
Ошибка №4: Yahoo переоценивала руководителей, которые были профессионалами среди профессионалов
Можно думать, что Марисса Майер была плохим гендиректором. Она действительно, в конце концов, руководила катастрофическим приобретением компании Tumblr в 2013 году и продажей акций Alibaba в 2014. И она сделала совсем немногое для того, чтобы замедлить падение Yahoo.
Но г-жа Майер выглядит просто бизнес-гением, если сравнить её с менеджерами, которые предшествовали ей.
Вместо того чтобы продвигать руководителей изнутри, Yahoo принял решение нанимать их из круга «профессиональных гендиректоров». И это делалось недостаточно разумно.
Скотт Томпсон начал своё пребывание в качестве генерального директора, уволив 2 000 человек. Затем он продал множество акций Alibaba (которые, как было сказано выше, сегодня стоили бы десятки миллиардов долларов).
Он так беспокоился о том, чтобы казаться достаточно компетентным для управления инфотехнологической компанией, что прямо лгал о наличии учёной степени в области информатики.
Сначала правление Yahoo сомневалось относительно этого обвинения, потому что оно исходило от активиста-акционера.
Но затем университет, который Томпсон посещал, публично объявил, что у них в то время даже не было программы по информатике.
Последовало публичное разбирательство, и Yahoo быстро уволила Томпсона. Он проработал всего лишь 130 дней. Однако, несмотря на всё сказанное, Yahoo, в конечном счете, выплатила ему за это время 7,3 млн. долларов.
А затем есть г-н Терри Семель, которого считают худшим генеральным директором за всё время.
Наверное, не такое выражение лица хотелось бы видеть у гендиректора вашей компании…
Семель не приобрёл Google, когда Yahoo получил вторую возможность сделать это. Затем он не сделал ничего, чтобы остановить Гугл, который разрушал многолетнее доминирование поисковой машины Yahoo.
Семель также неумело сработал в вопросе приобретения Фейсбука и DoubleClick (конкретно тех технологий, которые стали центральными элементами рекламной империи Гугл).
И после всех этих промахов г-н Семель внёс свой собственный вклад в «спасение»: он отклонил предложение Microsoft на 40 млрд. долларов по продаже Yahoo целиком.
Горький комизм ситуации ещё и в том, что за те 7 лет, что г-н Семель загонял компанию в землю, Yahoo выплатила ему полмиллиарда долларов.
Ошибка №5: руководство Yahoo позволило своим жизненным и деловым установкам ослепить себя по отношению к новым возможностям
Ларри Пейдж и Сергей Брин пытались продать Гугл в Yahoo в 1998 году. Они хотели получить 1 млн. долларов
Руководство Yahoo отклонило предложение, поскольку предпочитало, чтобы пользователи проводили больше времени на каталогах Yahoo, где на них будет действовать баннерная реклама. Улучшенный поиск — типа предложенного Гуглом — мог бы быстро увести пользователей с сайтов Yahoo.
Руководителям Yahoo не пришло в голову, что улучшение для пользователей могло бы, в конечном счёте, дать лучшие результаты для самой компании. Им также не пришло в голову, что Гугл может использовать эту технологию для конкуренции с Yahoo (что и произошло, как вы знаете).
Соучредитель Yahoo г-н Джерри Янг встретился однажды с учредителями Гугла Сергеем Брином и Ларри Пейджом. Поза г-на Янга — с учётом всего дальнейшего — довольно характерная.
Конечно, мы все знаем конец этой истории — Гугл стоимостью 500 млрд. долларов и раздербаненный Yahoo, проданный какой-то второстепенной компании за сотую долю от былых возможностей.
Тем, кто руководит компанией или планирует запустить новое дело, — учитесь на ошибках Yahoo. Отнеситесь к этим урокам серьёзно:
1. Не принимайте удачу — оказаться в нужном месте в нужное время — за интеллектуальные способности.
2. Не забывайте, что привело вас в то положение, в котором вы находитесь сегодня.
3. Не режьте курицу, несущую золотые яйца, пока она ещё делает это.
4. Не переоценивайте людей из профессиональной среды.
5. И — самое главное — не позволяйте вашим жизненным и деловым установкам делать вас слепыми по отношению к новым возможностям.