Что случилось с трамваями
Маршруты четырех трамваев в центре и на юге столицы временно изменены
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Максим Денисов
В Москве маршруты трамваев А, № 3, 38 и 39 временно изменены. Это связано с отключением кабельной линии и отсутствием напряжения в контактной сети. Об этом сообщает департамент транспорта в телеграм-канале.
Как уточняется, специалисты принимают оперативные меры для возобновления движения трамваев.
В Дептрансе уточнили, что маршруты трамваев временно изменены: А – от Новоконной площади до станции метро «Пролетарская»; № 3 – от Балаклавского проспекта через метро «Тульская» до улицы Серпуховский Вал.
Движение трамвая № 38 изменено на двух участках: от Черемушек через метро «Тульская» до Новоданиловского проезда и от улицы 3-й Владимирской до метро «Пролетарская»; № 39 – от станции метро «Университет» через метро «Тульская» до Новоданиловского проезда.
В настоящее время вместо трамваев курсируют автобусы, на которых пассажиры могут доехать от метро «Чистые пруды» через станцию метро «Павелецкая» до станции метро «Пролетарская».
В Дептрансе попросили горожан пользоваться автобусом № 158 и электробусом К на участке от метро «Павелецкая» до Комиссариатского моста.
Ранее сообщалось, что на северо-западе Москвы вышли на маршруты первые односекционные трамваи. Один такой трамвай вмещает 110 пассажиров. Все вагоны оборудованы системой климат-контроля, USB-разъемами и медиаэкранами.
По словам заммэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, трамваи являются наиболее экологичным и эффективным видом городского наземного транспорта. Так, за один час трамваи перевозят почти в три раза больше пассажиров, чем автобусы, отметил он.
На северо-западе Москвы запустили трамваи после ремонта путей
В центре Москвы изменили маршруты нескольких трамваев
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Юлия Иванко
Маршруты нескольких трамваев в центре Москвы изменились с 4 декабря. Об этом в своем телеграм-канале сообщает столичный Дептранс.
Уточняется, что трамваи маршрута № 3 будут ходить от метро Чертановская через Павелецкий вокзал и метро Пролетарская до Новоконной площади. А трамваи № 39 – от метро Университет через Павелецкий вокзал и метро Пролетарская до Новоконной площади
Кроме того, увеличатся интервалы движения на маршрутах № 3, 38, 39. Маршрут № А временно прекращает работу. На участке между станциями метро Павелецкая и Чистые пруды работают автобусы № 913.
Ранее сообщалось, что на юге столицы планируют построить трамвайное депо на площадке почти в 11 гектаров. Оно появится на Дорожной улице и будет обслуживать трамваи, которые собираются запустить по маршруту от Чертановской улицы до станции Покровское второго Московского центрального диаметра (МЦД-2).
В Москве обновили 60 вагонов для трамваев
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
«Синара» подвела. Москва разорвала контракт на поставку трамваев
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
В апреле 2021 года мэр столицы Сергей Собянин рассказывал на своей странице в социальной сети «ВКонтакте», что через три года на линиях будут только трамваи нового поколения. Но этим планам не суждено сбыться в заявленный срок. На этой неделе Московский метрополитен в одностороннем порядке расторг контракт с ГК «Синара-Транспортные Машины» на поставку 90 трамвайных вагонов для нужд «Мосгортранса». О причинах разрыва соглашения и его последствиях, в материале «Ленты.ру».
«Самым популярным транспортом трамваи стали к началу 1930-х. Ежедневно на них ездила почти треть горожан. Сегодня, несмотря на массу альтернатив, москвичи по-прежнему любят рельсовый транспорт. Для мегаполиса он незаменим, — написал «ВКонтакте» Сергей Собянин. — За 10 лет мы обновили трамвайный парк почти на 80 процентов. На маршруты выходят высокотехнологичные составы с удобным для посадки пассажиров низким полом, тихим ходом и легкой системой управления. Через три года на линиях будут только трамваи нового поколения». Но эти планы по все видимости придется скорректировать.
Условия
На этой неделе стало известно, что Московский метрополитен в одностороннем порядке расторг контракт с ООО «Торговый дом СТМ» (ГК «Синара-Транспортные Машины») стоимостью свыше 11 миллиардов рублей на поставку трамвайных вагонов для нужд «Мосгортранса» и их последующее обслуживание в течение 30 лет. Соответствующее решение опубликовано на сайте госзакупок.
Как сказано в документе, подписанном начальником метрополитена Виктором Козловским, контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке в случае неоднократного нарушения поставщиком сроков и объемов поставки товаров. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято «ввиду того, что поставщик не исполнил предусмотренное контрактом обязательно по поставке товаров». Также заказчик потребовал от СТМ вернуть до 15 декабря авансовый платеж в размере 257,2 миллиона рублей.
Планы
Согласно условиям конкурса, первые пять трамваев должны быть поставлены в июне 2021 года. Главная особенность их конструкции — специальная модернизированная тележка, которая дает возможность полностью уйти от сложных выступов в салоне трамвая, а также обладает высокой степенью эластичности, позволяющей гасить колебания вагона при трогании с места, движении и торможении. Даже при прохождении стыков и неровностей трамвай сохраняет плавность хода, комфорт, пониженный уровень шума.
Эти трамваи должны были стать частью активно развивающегося городского транспорта Москвы. Но из-за того, что контракт так и не был исполнен «Торговым домом СТМ», время, в течение которого уже должны были начаться поставки, оказалось потерянным. С учетом того, что теперь должны пройти все процедуры расторжения контракта, проведение нового конкурса и подведение его итогов, новые трамваи вряд ли появятся на улицах Москвы даже в 2022 году.
Первый звонок
Еще в 2020 году прозвучали первые тревожные сигналы, предсказывавшие, что исполнение контракта будет сопряжено с трудностями. Так, в августе прошлого года глава совета директоров холдинга СТМ Александр Мишарин сообщил о планах по созданию производства трамваев на площадке «Калугапутьмаша» по лицензии чешской компании «Шкода».
Изображение: ГК «Синара-Транспортные Машины»
«В настоящее время на заводе уже освоен ряд универсальных заготовительных и сборочных машиностроительных технологий, которые будут использованы для выпуска электротранспорта. Достигнуты все необходимые договоренности с российскими поставщиками комплектующих, — утверждал топ-менеджер. — Подготовленная инвестиционная программа реконструкции на 1,7 миллиарда рублей рассчитана до 2021 года. Благодаря новому направлению ежегодный прирост выручки завода составит 5-6 миллиардов рублей».
Однако направляемые в адрес Минпромторга акт экспертизы ТПП Калужской области о том, что продукция, произведенная ООО «Синара-Шкода» является, произведенной на территории Российской Федерации, был впоследствии отменен ТПП Российской Федерацией. «Руководство холдинга сменило курс и, по сути, ввело в заблуждение калужского губернатора Владислава Шапшу, пообещав на старте многомиллиардные инвестиции в проект, — писал МК. – Все раскрылось после проверок, спровоцированных отправлением в Минпромторг ложных сведений о калужской промплощадке, акта экспертизы местной ТПП».
Генеральная прокуратура подтвердила, что Минпромторг установил отсутствие на площадке АО «Калугапутьмаш» фактического производства трамваев и отказал в выдаче ООО «Синара-Шкода» заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ. По итогам прокурорской проверки за нарушения, допущенные при проведении экспертизы, президенту ТПП Калужской области Виолетте Комиссаровой было вынесено представление, а подписавшей акт эксперту местной ТПП Ларисе Черновой объявлен выговор.
В поисках партнера
Когда холдинг «СТМ» выиграл конкурс на поставку трамваев Мосгортрансу, речь шла уже о поставках трамваев, производимых «Уралтрансмашем» (входит в «Уралвагонзавод» (УВЗ) корпорации «Ростех»). Однако позднее выяснилось, что в результате многочисленных переговоров с несколькими предприятиями в качестве поставщика был выбран Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ), который входит в периметр активов «Роскосмоса».
Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК, входит в Роскосмос) в начале 2020 года заявляла, что благодаря высокому спросу, помимо расширения номенклатуры выпускаемой продукции, завод планирует нарастить мощности, увеличив объемы основного производства до 200 трамваев в год. И на предприятии уже началось производство девяти вагонов по контракту с мэрией Новокузнецка. В рамках этого контракта для города будут изготовлены двухсекционные низкопольные трамвайные вагоны с увеличенными дверными проемами. В июне 2019 года гендиректор ОРКК Андрей Жерегеля сообщил ТАСС, что УКВЗ обеспечен заказами на год на 1,2 миллиарда рублей.
Претензии
Предпосылки к неисполнению контракта «Синарой» появились достаточно давно. Заказчик уже выставлял ряд претензий исполнителю. Еще в середине марта этого года «Мосгортранс» направил претензию в адрес гендиректора ООО «Торговый дом СТМ» Антона Зубихина. По условиям контракта, поставщик был обязан в срок не позднее двух календарных месяцев с момента заключения контракта поставить заказчику тренажер. По состоянию на 22 января 2021 года этого так и не было сделано, хотя с момента подписания контракта прошло более 3 месяцев. Поэтому заказчик оштрафовал исполнителя на 100 тысяч рублей.
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Следующая претензия появилась 14 июля 2021 года. Ее направил уже ГУП «Московский метрополитен», поскольку 25 июня 2021 года между «Мосгортрансом» и «Московским метрополитеном» было заключено соглашение о перемене заказчика. В соответствии с графиком исполнения контракта по первому этапу поставщик должен был поставить 5 трамвайных вагонов в период с 1 по 30 июня 2021 года, чего не было сделано. Размер неустойки превысил 330 тысяч рублей. Еще одна претензия, вызванная тем, что оплата неустойки была выполнена не в полном размере, так как при расчете неустойки принимается ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на дату уплаты пени, появилась в сентябре.
Очередная претензия была вызвана новым отставанием от графика поставок. К 30 сентября 2021 «Торговый дом СТМ» был обязан поставить уже 15 односекционных трамвайных вагонов, однако не выполнил это условие. Московский метрополитен потребовал 21 октября оплатить очередную неустойку, сумма которой превысила 10 миллионов рублей.
Прожекты
Тем временем, несмотря на невыполнение контракта с Москвой «Синара» продолжает участвовать в контрактах, связанных с поставкой трамваев. Так, ООО «Синара-Городские Транспортные Решения Таганрог» («Синара – ГТР Таганрог») и администрация Таганрога подписали концессионное соглашение о создании трамвайной сети и закупке нового подвижного состава для города. Как следует из сообщения городской администрации, проект предполагает создание новой и модернизацию существующей трамвайной инфраструктуры, а также закупку нового подвижного состава для обслуживания всех городских маршрутов. Общий объем требуемого финансирования составляет 11,8 миллиарда рублей, из них 2,6 миллиарда рублей инвестирует сам город, а остальные средства предоставит «Синара — ГТР Таганрог». В ходе реализации проекта должны быть полностью построены 45 км современных трамвайных путей и закуплено 60 единиц подвижного состава.
Контрактным партнером ООО «Синара – ГТР Таганрог» по производству подвижного состава в рамках концессионного соглашения является УКВЗ, так и не поставивший вагоны для Москвы.
Также «Синара — городские транспортные решения Челябинск» («Синара — ГТР Челябинск») заключили концессионное соглашение с правительством Челябинской области о создании троллейбусной инфраструктуры в региональном центре.
На стартовом этапе речь идет о вложениях 4,2 миллиарда рублей, которые будут инвестированы в модернизацию троллейбусной сети и инфраструктуры. Кроме того, в ближайшие 3–4 года для обновления трамвайного парка власти Челябинска планируют приобрести до 200 вагонов. Речь идет опять же о трамваях Усть-Катавского вагоностроительного завода.
Можно констатировать, что в истории с Москвой «Синара-Транспортные Машины» взялась за проект, не имея готового производства трамваев. Ей пришлось искать производителя, что получилось не с первого раза. Но «Синара» подвела не только «Московский метрополитен», но и «Роскосмос» Дмитрия Рогозина в лице УКВЗ, который рассчитывал на многомиллиардные заказы от уральской компании.
Трамваи трех маршрутов задерживаются у метро «Войковская» из-за упавшего дерева
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Евгений Самарин
Трамваи № 23, 30 и 31 задерживаются в районе 1-го Новоподмосковного переулка и улицы Константина Царева из-за наклонившегося на контактную сеть дерева. Об этом сообщается в телеграм-канале столичного Дептранса.
«Маршруты временно изменены – со стороны метро «Щукинская» трамваи едут до метро «Сокол», со стороны района Коптево – до метро «Войковская», – говорится в сообщении.
В департаменте призвали пассажиров быть внимательнее и слушать объявления водителей.
Ранее сообщалось, что новые выделенные полосы для общественного транспорта введут на пяти участках столичных улиц с 13 декабря. На Зеленодольской улице Москвы полоса протянется на 400 метров. Она будет расположена от улицы Юных Ленинцев до Волгоградского проспекта. Данным участком ежедневно пользуются 28 тысяч человек.
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
«Врезался в трамвай — продавай квартиру». За обычное ДТП требуют миллионы
Мосгортранс судится с водителями, которые становятся виновниками ДТП с трамваями. Помимо ущерба, ведомство, как правило, пытается взыскать с автомобилистов компенсации за «утраченный товарный вид» (УТВ). Даже если ремонт может обойтись в несколько десятков тысяч рублей, то за УТВ ответчикам придется заплатить миллионы.
Виновнице одного из последних резонансных ДТП с трамваем могут предъявить иск на 10 млн рублей, об этом написал в Facebook руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. Свой пост он озаглавил: «Въехал в трамвай — продавай квартиру». 23 ноября в районе ВДНХ водитель автомобиля Honda при повороте налево не пропустила трамвай. Машина оказалась разбита, пострадали сама виновница аварии и ее пассажир. Трамвай тоже получил заметные повреждения, ремонт которых может обойтись в приличную сумму.
В разговоре с Autonews.ru Шумский добавил: «Это исключительно предполагаемая сумма. Даже небольшое повреждение у трамвая обойдется в более серьезную сумму, чем у автомобилей. Плюс в Москве существует судебная практика, когда трамваи списываются или их пытаются списать из-за утраченной товарной стоимости. Исходя из этого, я предположил, что штраф может измеряться не в сотнях тысяч, а в миллионах. Может, не 10, так в 5, но сумма все равно получится колоссальная, которая значительно превышает выплаты по ОСАГО, которые покрывают всего 400 тысяч». Если транспорт спишут, то выплата может вообще вырасти до 95 млн рублей.
Всего по статистике Департамента транспорта Москвы, в прошлом году в столице произошло 450 ДТП с трамваями. 96% аварий при этом устроили другие участники движения, подчеркнули в ведомстве. В пользу водителей в 2020 году приняли лишь одно положительное решение, в пользу Мосгортранса — 7.
Почему врезаться в трамвай так дорого
Сумма, которую предъявляет в суде Мосгортранс, рассчитывают из ущерба и утраченной товарной стоимости. Ущерб включает в себя затраты на ремонт, запчасти, простой и сбой расписания. После ДТП трамвай выходит из строя чаще всего на 5 дней, за это время ими могут воспользоваться 4,5 тысячи пассажиров. УТС устанавливают исходя из стоимости транспортного средства по методике Минюста.
Такая высокая УТС возникает из стоимости трамвая, которая только растет. Например, цена модели «Витязь-М» составляет 95 млн рублей. В октябре 2020 года Мосгортранс заключил два новых контракта, в соответствии с которыми каждый трамвай будет стоить около 52 млн рублей (односекционный) и 106 млн (трехсекционный).
«Если речь идет о старых трамваях, там, условно говоря, больше железа, поэтому меньше вероятность серьезных повреждений для самого трамвая и, как правило, стоимость ремонта укладывалась в 400 тысяч рублей и покрывалась ОСАГО. Что касается новых трамваев, то на них установлены пластмассовые навесы, электроника и прочее, поэтому и ущерб более значительный, и страховки по ОСАГО не хватает», — отметил автоюрист Сергей Смирнов.
Можно ли оспорить решение суда
В 2019 году Мосгортранс пытался взыскать с москвича Алексея Потемина почти 1,5 млн рублей. Автомобилист попал в ДТП с трамваем «Витязь-М», ГИБДД признала его виновником. Предприятие оценило ремонт трамвая в 36,6 тысячи рублей, УТС — в 1,4 млн. Останкинский суд удовлетворил требования истца, но затем сократил размер УТС до 100 тысяч. Мосгортранс обжаловал решение, и в ноябре 2020 года сумма взыскания выросла до 109 тысяч.
Александр Шумский рассказал, можно ли оспорить решение суда: «Как оспорить, если человек виноват и разбил чужое имущество? У виновника возникает обязанность устранить ущерб и восстановить транспортное средство вне зависимости от материального положения. Есть процедуры, как можно разделить платежи, потому что единственного жилья лишить невозможно. Если должник — пенсионер, то суммы могут удерживать с пенсии. Если по суду вы должны определенную сумму, то суд не уговоришь на меньшую компенсацию».