Что случилось с такси везет
Профсоюз таксистов выступил против сделки «Яндекс.Такси» и группы «Везёт»
Межрегиональный профсоюз работников общественного транспорта «Таксист» попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить на законность и нарушение антимонопольного регулирования сделку «Яндекс.Такси» и группы компаний «Везёт» (управляет сервисами заказа такси «Везёт», «Такси Сатурн», Fasten и Red Taxi). Об этом говорится в письме председателя профсоюза Ярослава Щербинина на имя главы ФАС Максима Шаскольского. Копия документа есть в распоряжении РБК, обращение подтвердил сам Щербинин.
Представитель ФАС подтвердил получение обращения и сообщил, что ведомство проверяет, соответствует ли указанная сделка антимонопольному законодательству.
В своем письме глава профсоюза «Таксист» указывает, что сделка спровоцирует полное поглощение группы «Везёт». Он считает, что перевод водителей «Везёт» в приложение для получения заказов «Яндекс.Про» говорит о том, что группа «в скором времени откажется от поддержки своих приложений» и все водители будут обязаны пользоваться приложением «Яндекса». «Объединение двух крупных компаний на рынке приведет к созданию супермонополии, которая резко негативно повлияет на положение перевозчиков и водителей такси. В отсутствие других значимых агрегаторов такси во многих регионах России «Яндекс.Такси» будет диктовать свои правила: увеличивать комиссию, ужесточать требования к перевозчикам, необоснованно отключать водителей такси от сервиса, лишая их возможности зарабатывать», — перечисляет возможные угрозы Щербинин. По его прогнозу, это приведет к падению доходов перевозчиков и водителей такси, ухудшению условий их работы, росту безработицы и социальных конфликтов.
Глава профсоюза ссылается на слияние «Яндекс.Такси» и Uber, которое, по его словам, привело к резкому повышению комиссии получившегося агрегатора, снижению заработка водителей такси и повышению стоимости поездок для пассажиров. «Очевидно, что «Яндексу» нет смысла покупать только часть «Везёт». В лучшем случае останется формальный значок на экране, что это «Везёт», а все обслуживание и дивиденды возьмет на себя «Яндекс», как это сделано в приложении Uber», — пояснил РБК Ярослав Щербинин.
«Яндекс.Такси» и Uber закрыли сделку по объединению бизнесов в сфере такси в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане в феврале 2018 года. Uber получил 38% в компании, но летом 2020 года операционный и финансовый директор «Яндекса» Грегори Абовский говорил, что «Яндекс» заинтересован в выкупе этой доли.
Представитель «Яндекс.Такси» Ася Паноян настаивает, что сделка с «Везёт» не подпадает под критерии сделок, требующих согласования с антимонопольным органом, поскольку балансовая стоимость активов находится в диапазоне, не требующем согласования покупки по российскому законодательству. «Мы не получали обращений от ФАС, но готовы предоставить всю необходимую информацию ведомству, если потребуется», — сообщила она. Представитель «Везёт» отметил, что профсоюз не обращался к компании с вопросами по сделке. Он признал, что приложение «Везёт» действительно не будет развиваться, но связал это с тем, что владельцы компании «решили сосредоточиться на других бизнес-проектах». При этом для пользователей, привыкших к заказу такси по телефону, ничего не изменится, подчеркнул представитель «Везёт». По его словам, «никаких обязательств и принуждений по переходу на «Яндекс.Про» у перевозчиков нет. Кроме того, большинство водителей уже сейчас используют приложения нескольких агрегаторов, то есть уже сотрудничают с «Яндекс.Такси».
Председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова отметила, что с момента, когда ФАС отказалась дать «Яндекс.Такси» разрешение на покупку «Везёт», прошло полтора года и позиции последней «сильно просели в регионах, особенно во время пандемии». «После объявления о покупке активов часть водителей уже устроились в «Яндекс», и на фоне пандемии «Везёт» сократила свои объемы как по количеству заказов, так и по количеству исполнителей», — указала Зарипова. В то же время она указывает, что в прошлом году на рынок России вышел китайский агрегатор DiDi, продолжают развиваться существующие игроки — компании «Максим», «Таксовичкофф». Она ожидает, что в 2021–2022 годах могут произойти новые сделки между игроками этого рынка. «Важно, чтобы в рамках этих сделок условия водителей не ухудшались. Пока существенных ухудшений вследствие подобных объединений мы не видим», — сказала глава общественного совета по развитию такси.
Представитель агрегатора такси «Ситимобил» Полина Ломоносова говорит, что в компании понимают опасения профсоюза, но считают, что оценку сделки должна дать ФАС, а не рынок.
Куда «Везет» Яндекс.Такси: как рынок отреагировал на новую сделку
«Яндекс.Такси» объявила о покупке call-центров и бизнеса по заказу грузоперевозок группы компаний «Везёт». Сообщается, что сделка позволит «Яндексу» улучшить клиентский сервис и ускорить развитие логистической платформы, в том числе предложить экспресс-доставку посылок и грузов жителям регионов. Что это значит для всего рынка и потребителей — в материале «Известий»
Без ФАС
В 2019 году «Яндекс.Такси» уже объявляла, что договорился о покупке «Везёт». Но тогда компания намеревалась купить не только call-центры, но и другие активы. «Яндекс» несколько раз подавал ходатайства на одобрение сделки в ФАС, но в 2020-м ведомство ее запретило. Теперь компании пересмотрели структуру сделки: по их словам, она больше не попадает под критерии договоров, требующих согласования с антимонопольным органом. О том, что это другое соглашение, свидетельствует и стоимость — в два раза ниже объявленной ранее.
ФАС заявила, что проведет проверку в связи с заявлением «Яндекса». О необходимости процедуры говорит и представитель профсоюза «Таксист», член общественного совета Минтранспорта России Андрей Попков. По его мнению, сделка может привести к монополизации на рынке.
Депутат, член комитета Госдумы по транспорту и строительству, Сергей Тен напротив отмечает, что соглашение приведет к усилению конкуренции и сокращению нелегального и полулегального рынка. Кроме того, отмечает парламентарий, улучшится уровень и качество услуг.
— Мы все привыкли уже в крупных городах пользоваться современными удобными приложениями, сделка поможет распространить эти технологии, — пояснил он.
Структура рынка
Эксперты считают, что российский рынок такси остается растущим и еще далек от насыщения. Ему предрекают рост на 75% к 2025 году. Но на отрасль повлияла пандемия коронавируса. По оценкам специалистов, во время карантина количество поездок «Везёт» упало на 60%, в некоторых городах — до 80%. Компания в течение всего 2020 года проводила реструктуризацию call-центров и оптимизировала штат.
По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», доля «Везёт» на рынке такси в 2020-м из-за пандемии могла упасть до 5-6% с 12% в 2019-м. Это привело к сокращению оборота компании до 35-41 млрд рублей по итогам года, считают эксперты. Кроме того, «Ситимобил» и новые игроки (например, вышедший недавно в России китайский гигант Didi) тоже повлияли на сокращение доли «Везёт».
Как отмечает председатель МТПП Богдан Коношенко, такое снижение в первую очередь могло бы сказаться на водителях, которые утратили возможности для заработка.
— Надо учитывать, что в такси часто идут работать в непростых условиях, например при потере основного места работы. Такое падение уровня заказов популярного регионального игрока не может не привести к серьезным негативным последствиям для таксомоторного рынка, — отметил он.
Тен добавляет, что для минимизации рыночных перекосов отрасли необходимы контроль и регулирование.
— Есть момент, который нужно мониторить — это цены на перевозки. Вырастут ли они с появлением такого крупного игрока? Это в том числе вопрос работы над регулированием. Закон о такси вызывает много споров, и срок его рассмотрения, конечно, затянулся, но для этого есть объективные причины — рынок всё еще находится на стадии формирования, поэтому имеет смысл учесть в законе все возможные нюансы, чтобы не пришлось потом бесконечно менять его с помощью поправок, —подчеркнул эксперт.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что консолидация рынка — закономерный шаг.
— Белый сегмент рынка переходит от количественного роста к качественному: мелкие игроки в одиночку не смогут решить проблемы качества, они вынуждены будут объединяться, — добавил он.
Конкуренты против
Против сделки выступил «Ситимобил», который активно развивает бизнес в регионах. Его представители заявили, что договор создаст риск формирования монополиста в сегменте агрегаторов такси.
Эксперты обращают внимание, что ранее «Ситимобил» придерживался противоположной позиции и поддерживал объединение «Яндекс.Такси» и «Везёт». Как сообщает РБК, ранее врио гендиректора «Ситимобил» Виталий Бедарев и гендиректор «Везёт» Андрей Лукашевич направили тогдашнему главе ФАС Игорю Артемьеву совместное письмо, в котором указали, что «в настоящее время сделки по объединению сервисов заказа такси являются спасательным кругом для самих сервисов, водителей, населения и государства».
Шапарин предполагает, что смена позиции «Ситимобил» отражает отсутствие четкой бизнес-стратегии компании в регионах.
— Инсайдеры отмечали, что «Ситимобил» еще прошлой весной готовил почву для объединения с другим крупным агрегатором такси. Уже тогда его доля начала снижаться, и команда искала любой способ остановить это падение и оправдать большие инвестиции своих акционеров. Прошлым летом в России внезапно появился Didi, это явно спутало планы. Очевидно, что на фоне пандемии достаточно сложно делать долгосрочные прогнозы на то, каким будет рынок через год. Но я ставлю на последовательных игроков, — сказал он.
Новые игроки
Конкурентная борьба в последнее время становится интенсивней. Рынок сильно меняется благодаря масштабным инвестициям разных компаний — и российских, и иностранных. Вице-президент РСПП Игорь Вдовин отметил, что с приходом новых игроков конкуренция будет нарастать.
— Рынок такси и логистики активно развивается, есть игроки, которые работают на рынке давно и закрепились в разных нишах («Ситимобил», «Максим», Gett, InDriver). Кроме того, сейчас мы видим, как на него заходят новые игроки — DiDi и Bolt. Видя, как Didi заходит на другие рынки, можно предположить, что он будет делать это достаточно активно, а значит, конкуренция будет только усиливаться. В результате этого выиграют все участники — пассажиры, которые получат более качественный сервис и водители, которым будет обеспечен стабильный заработок, — считает он.
Необходимость противопоставления сильного местного игрока китайскому агрегатору отмечает и депутат Госдумы Александр Якубовский.
— У китайского сервиса по заказу такси Didi огромные планы экспансии, неясно, куда они отправляют наши с вами данные — не только наши номера телефонов, но и наши маршруты, платежные данные, навигационные и так далее. Более того, они агрессивно демпингуют, стараясь завоевать рынок с крайне низким качеством услуг. Учитывая огромное количество денег у китайцев, это большая угроза для безопасности — не только «Яндекса», а вообще страны. Укрупнение российских компаний позволит бороться с этим, — заключил он.
Она должна позволить «Яндекс.Такси» улучшить клиентский сервис и ускорить развитие логистической платформы, в частности предложить экспресс-доставку посылок и грузов жителям регионов, отмечается в сообщении.
Как «Яндекс.Такси» пытался купить активы «Везёт» и как нынешняя сделка отразится на рынке — в материале РБК.
Почему на сделку потребовалось полтора года
Представитель «Яндекс.Такси» пояснил, что сейчас они не запрашивали нового разрешения на сделку, поскольку она «не подпадает под критерии сделок, требующих согласования с антимонопольным органом», — балансовая стоимость активов «Везёт» находится в диапазоне, не требующем согласования покупки по российскому законодательству. «В отличие от соглашения между «Яндекс.Такси» и «Везёт», анонсированного в июле 2019 года, новая сделка подразумевает приобретение лишь части активов «Везёт», действует в ограниченном количестве регионов и не распространяется на программное обеспечение», — указал он. Список регионов стороны не раскрывают.
На вопрос, продолжит ли «Везёт» оказывать услуги такси с использованием активов, которые останутся у группы, представитель «Яндекс.Такси» заявил, что это «частная компания, решения о судьбе оставшихся активов будут принимать ее акционеры». Представитель группы «Везёт» перенаправил вопросы РБК в «Яндекс.Такси».
«Везёт» не раскрывала точную структуру собственности, представители группы лишь говорили, что у нее нет контролирующего акционера, а среди владельцев — фонды под управлением UFG Private Equity и Almaz Capital (обе отказались от комментариев). РБК направил запрос в ФАС.
По данным Аналитического центра при правительстве, в 2019 году (последняя публичная статистика) агрегаторы занимали порядка 60% легального рынка такси. Самая большая доля была у «Яндекс.Такси» — 27%, у «Везёт» — 12%, такси «Максим» — 9%, Gett — 5%, «Ситимобил» — 1%, прочие агрегаторы делили оставшиеся 6% рынка. После покупки «Везёт» доля «Яндекс.Такси» на всем рынке такси может вырасти до 40%, оценивал аналитический центр, оговариваясь, что позиции сервисов отличаются в зависимости от размера города.
По оценке «ВТБ Капитала», в 2020 году доля «Везёт» могла снизиться до 5–6% вместе с общим снижением объема рынка таксомоторных перевозок до 35–41 млрд руб. и уменьшения числа поездок на такси в связи с пандемией.
Как сделка отразится на рынке такси
«Ситимобил» считает, что сделка «Яндекс.Такси» и «Везёт» «усилит перекос конкуренции на рынке и создаст риск формирования монополиста в сегменте агрегаторов такси», сказал представитель компании. Представитель такси «Максим» назвал главным в объявленной схеме сделки приобретение контакт-центров. «Это важное условие конкуренции и дальнейшего развития в регионах, где много заказов поступает по телефону через оператора», — указал он, добавив, что поскольку контакт-центры из любого города могут обслуживать любые населенные пункты, формулировка «Яндекс.Такси» о том, что «сделка действует в ограниченном количестве регионов», остается непонятной.
Объявленная 2 февраля сделка по покупке части активов «Везёт» — это попытка «Яндекс.Такси» обойти нормы закона, которые позволяли ФАС ранее блокировать ее, возмущается директор Института права и развития «ВШЭ-Сколково» Алексей Иванов. «Все это время «Яндекс» хотел купить одну вещь — доступ к потребителям и таксистам, усилить свое доминирующее положение на рынке. Теперь они выделили главные активы в сделку, которая формально не подпадает под действие законодательства. Вижу в этом изъяны действующих правил», — указал он. На некоторых рынках в результате сделки «Яндекс.Такси» может стать монополистом, опасается Иванов.
Сделка «поможет выжить одному из самых крутых региональных игроков такси» — группе «Везёт», возражает депутат Госдумы Александр Якубовский. «Из-за пандемии вся отрасль такси оказалась в тяжелой ситуации, а падение числа заказов «Везёт» за последний год, по разным оценкам, составило до 80%», — описывает ситуацию в регионах член правления Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко. По его словам, такое снижение в первую очередь сказывается на водителях, которые утратили возможности для заработка. «И надо учитывать, что в такси часто идут работать в непростых условиях, например при потере основного места работы», — отмечает он, указывая, что покупка «Яндекс.Такси» активов «Везёт» «сейчас скажется на региональном рынке такси скорее положительно».
Представитель такси «Максим» также считает, что у акционеров «Везёт» уже не было других вариантов, кроме как продать часть активов «Яндекс.Такси». При этом он не видит смысла для акционеров «Везёт» развивать компанию на базе оставшихся активов и согласен с утверждением, что, по сути, позиция ФАС вынудила их выйти из бизнеса дешевле, чем они собирались.
Еще один позитивный момент от сделки Якубовский видит в том, что сделка поможет «Яндексу» «защитить российский рынок» от экспансии китайской DiDi. Эта компания вышла на российский рынок в августе 2020 года и сейчас работает в 16 городах. Депутат указал, что DiDi планирует активно развиваться в России, «агрессивно демпингует» и есть вопросы, где она хранит данные клиентов. «Учитывая огромное количество денег у китайцев, это большая угроза безопасности», — говорит Якубовский, считая, что «укрупнение российских компаний позволит бороться с этим».
Сегодня ГК «Яндекс.Такси» объявила о покупке кол-центров и бизнеса по заказу грузоперевозок такси «Везёт». Впрочем, эксперты «БИЗНЕС Online» намекают, что под контроль «Яндекса» попадают и пассажирские перевозки «Везёт», но это не афишируется, чтобы не раздражать ФАС, который два года не давал добро на сделку. Сами перевозчики полагают, что для водителей и пассажиров «Везёт» в Казани и Набережных Челнах мало что изменится, зато «Яндекс.Такси» значительно увеличит свою долю в районах.
Группа компаний «Яндекс.Такси» покупает кол-центры и бизнес по заказу грузоперевозок «Везёт» Фото: «БИЗНЕС Online»
«ЯНДЕКС.ТАКСИ» ПОКУПАЕТ АКТИВы «ВЕЗЁТ»»
Сегодня стало известно, что группа компаний «Яндекс.Такси» покупает кол-центры и бизнес по заказу грузоперевозок группы компаний «Везёт», которая присутствует в более чем 100 городах России, включая Казань и Набережные Челны. ГК «Везёт» сформирована в мае 2017 года в результате объединения ведущих агрегаторов такси — «Сатурн» и «Рутакси», каждый из которых имеет более 15 лет опыта построения бизнеса в России.
«Сделка позволит „Яндекс.Такси“ улучшить клиентский сервис и ускорить развитие логистической платформы, в частности, предложить экспресс-доставку посылок и грузов жителям регионов», — говорят в компании. Заявляется также, что пользователи «Везёт» смогут вызывать такси по телефону, как они привыкли, или в приложении «Яндекс Go». Водителям будет предложено подключиться к платформе «Яндекс.Про».
На вопрос «БИЗНЕС Online», касается ли сделка пассажирских перевозок, в пресс-службе «Яндекс.Такси» ответили, что «в периметр сделки также входят кол-центры, которые принимают заказы по перевозке пассажиров». На вопрос, будет ли действовать новое объединение в Татарстане, четкого ответа не последовало. «Так как „Везёт“ — компания с большим присутствием в регионах, то интеграция будет разбита на этапы и по географии, и срокам. График интеграции анонсируют отдельно для партнеров каждого региона», — туманно добавили в «Яндексе».
Источник «БИЗНЕС Online», знакомый с ситуацией, убежден, что переход пассажирских перевозок «Везёт» под контроль «Яндекса» — вопрос времени. «„Яндекс“ по факту приобретает также и пассажирское такси, поскольку контакт-центр „Везёт“, который переходит под его контроль, курирует и пассажирские перевозки, — сообщил собеседник издания. — В Татарстане „Везёт“ себя хорошо чувствует в сравнении с другими регионами, а значит, и республика вскоре попадет под влияние „Яндекса“».
ГК «Везёт» сформирована в мае 2017 года в результате объединения ведущих агрегаторов такси — «Сатурн» и «Рутакси», каждый из которых имеет более 15 лет опыта построения бизнеса в России Фото: © Наталья Селиверстова, РИА «Новости»
хитрость для отвода глаз ФАС
С чем связана осторожность, с которой «Яндекс.Такси» объявляет о сделке? Напомним, оператор уже пытался приобрести активы «Везёт», в июле 2019 года об этом было объявлено. Предполагалось, что если сделка состоится, компания займет четверть рынка такси в России. Согласно условиям сделки, «Яндекс.Такси» в течение трех лет должен был вложить около 8 млрд рублей в развитие сервисов такси в регионах РФ. В августе 2019-го после этого объявления глава ФАС Игорь Артемьев говорил, что не испытывает «большого восторга» из-за того, что «Яндекс» решил приобрести сервис такси «Везёт».
После такого заявления агрегатор «Яндекс.Такси» отозвал свое ходатайство о приобретении сервиса «Везёт», писал РБК. Но вскоре подал новое. «Это связано с изменением структуры сделки: в ее периметр внесены новые объекты собственности „Везёт“, в частности сервис заказа грузоперевозок „Везёт Добро“. Мы продолжаем работать над сделкой и предоставлять ФАС всю необходимую информацию», — говорили тогда в «Яндексе».
И все же в июне 2020 года ФАС отказал «Яндекс.Такси» в покупке активов ГК «Везёт». Антимонопольщики также сообщили, что «Яндекс.Такси» 15 мая 2020-го подало новое ходатайство о приобретении активов ГК «Везёт». До этого компания уже несколько раз отзывала свои ходатайства, писали «Ведомости». В последний раз 31 марта «Яндекс.Такси» не подало новое ходатайство. При этом его представитель сообщал, что компания сохранила интерес к активу. Близкий к компании человек говорил, что «Яндекс.Такси» сосредоточится на поддержке водителей и таксопарков своего сервиса.
Впрочем, в ноябре 2020 в этой истории произошло важное событие — Артемьев ушел в отставку и ФАС возглавил Максим Шаскольский, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга.
По данным «Интерфакса», нынешняя сделка двух компаний не потребует согласования ФАС. «Балансовая стоимость активов „Везёт“ попадает в диапазон, не требующий согласования покупки по российскому законодательству», — цитирует агентство представителя «Яндекса».
Покупки контакт-центров — это необходимое условия для развития по регионам. Через них поступает довольно большая доля заказов в регионах Фото: © Алексей Куденко, РИА «Новости»
Поэтому для «Яндекса» захват малых и средних городов — важное условие для развития в регионах»
«Самое важное в этой сделке — покупка контакт-центров, — сообщил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси „Максим“ (ООО „Инфосервис“) Павел Стенников. — Это канал, через который поступает довольно большая доля заказов в регионах. С ним они получают доступ к аудитории, которая вызывала такси по телефону и продолжит делать так в будущем».
Участник рынка, который пожелал остаться неназванным, заметил что как водители, так и пассажиры «Везёт» не заметят существенной перемены. «Водители будут выполнять те же заказы, только они начнут поступать через приложение „Яндекса“ и через контакт-центр „Везёт“, разве что брендирование машин поменяется и „Яндекс“ начнет зарабатывать на комиссиях с этих заказов, — пояснил он. — Но для „Яндекса“ данная сделка стратегически важна, таким образом они получают ключ к развитию в средних и малых городах, где минимум 50 процентов заказов такси осуществляется через телефонный звонок, а не приложение. Для сравнения: в крупных городах типа Казани через приложение проходят до 70–80 процентов заказов. Поэтому для „Яндекса“ захват малых и средних городов — важное условие для развития в регионах».
Что касается водителей, то они выбирают не бренд, под которым будут работать, а размер заработка, который дает агрегатор. «Если водителей „Везёт“ не устроит комиссия „Яндекса“ за заказы, они могут уйти работать с другими сервисами, — рассуждает эксперт издания. — Сейчас все водители взаимодействуют как минимум с двумя агрегаторами в поисках максимального заработка и минимальной комиссии. И если им один из них будет не по душе, они станут чаще пользоваться услугами второго».
Впрочем, владелец одного из таксопарков в Челнах Рафаэль Абелян настаивает на том, что в последние месяцы тенденция изменилась и теперь водители-профессионалы делают выбор в пользу одного агрегатора. «Сейчас главная мотивация водителей — получить гарантированные выплаты за смену, например, в DiDi это 6,7 тысячи рублей за 45 поездок, в „Яндексе“ — 6 тысяч, — заметил Абелян. — Поэтому в Челнах половина водителей работают в „Яндексе“, вторая — в DiDi. В первом случае водителей привлекают повышенные тарифы, в другом — гарантированные выплаты и низкая комиссия агрегатора (комиссия „Яндекс.Такси“ в автограде — 17,2%, DiDi — 12% плюс комиссия парка — от 1 до 3% — прим. ред.)».
Услужить двум агрегаторам за одну смену и получить гарант мало у кого получается, выполнение 45 заказов за день требует от 10 до 12 и более часов работы. «Поэтому профессиональный таксист должен сделать выбор в пользу одного агрегатора», — подчеркнул собеседник издания.