Что случилось с ibm
IBM выгонит на улицу 10 тысяч человек на фоне раскола компании
IBM уволит около 10 тыс. человек в Европе, тем самым сократив свой штат в Старом свете на 20%. Она на протяжении всего 2020 г. демонстрирует падение квартальной выручки, к тому же она готовится к разделению на две компании.
Очередные массовые увольнения
Компания IBM готовится к масштабному сокращению штатов – число людей, которых она собирается оставить без работы, исчисляется тысячами, и все это на фоне общемировой пандемии коронавируса. Угроза лишиться заработка, пишет издание Bloomberg, нависла в первую очередь над сотрудниками IBM в Европе, но волна сокращений накроет и израильское представительство «голубого гиганта».
Увольнение затронет около 10 тыс. человек, а это около 20% всего европейского персонала IBM. Больше всего людей будут оставят свои рабочие места в Великобритании и Германии, но работники в Бельгии, Италии, Польше и Словакии тоже могут присоединиться к ним.
Как пишет Bloomberg, IBM пока официально не объявляла о планах по резкому снижению числа сотрудников. Она сообщила о них пока только в рамках встречи с европейскими представителями профсоюза рабочих.
Волна сокращений пройдет в первой половине 2021 г. и коснется в первую очередь бизнеса IBM в сфере услуг. К ним относится, в том числе информационная поддержка при установке, использовании и ремонте различного оборудования, а также управление клиентскими дата-центрами.
Что послужило причиной
Наиболее вероятной причиной подготовки к сокращению штатов может быть подготовка компании к разделению на две отдельных. В октябре 2020 г. CNews писал, что IBM превратит в отдельную компанию свое подразделение управляемых инфраструктурных услуг – разделение состоится до конца 2021 г.
«Наши кадровые решения принимаются для обеспечения наилучшей поддержки наших клиентов при внедрении открытой гибридной облачной платформы и возможностей искусственного интеллекта. Мы также продолжаем вкладывать значительные средства в обучение и развитие навыков сотрудников IBM, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности наших клиентов», – сообщили Bloomberg представители IBM.
Финансовые показатели IBM
Увольнения в Израиле
Сотрудникам израильского представительства IBM, как и их коллегам из Европы, тоже придется искать новую работу. Но, если в Старом свете IBM увольняет тысячи человек, то в Израиле она ограничится десятками.
По данным Globes, сокращение затронет сотрудников отдела продаж IBM в Израиле. Причины пока не установлены, но новые увольнения компания запланировала спустя всего лишь полгода после того, как отправила на биржу труда несколько десятков сотрудников из своего центра разработок в Тель-Авиве в рамках реорганизации.
Как пишет портал The Times of Israel, в Израиле IBM начала увольнять сотрудников еще в мае 2019 г. без уточнения количества сокращенных. По подсчетам издания, в общей сложности работу потеряли несколько сотен человек.
Сотни тысяч уволенных
Основанная в 1911 г., компания IBM регулярно проводит массовые сокращения, притом на фоне некоторых увольнение 20 тыс. европейских сотрудников кажется незначительным. Например, в 1993 г. она оставила без работы одновременно 60 тыс. человек, объяснив это оптимизацией и реорганизацией бизнеса. В 2016 г. количество ее сотрудников сократилось на 14 тыс., а в 2017 г. – еще на 5000 человек. Однако абсолютный рекорд был поставлен в 2015 г., когда IBM лишила работы 111 тыс. человек или около 26% всего своего персонала.
В июне 2019 г. IBM уволила еще 1700 человек. Как и сейчас, сокращение штата произошло почти сразу после публикации финансового отчета, оказавшегося для компании провальным.
IBM увольняет людей по самым разным причинам, иногда по не очень очевидным. В августе 2019 г. CNews писал, что компанию уличили в крупномасштабном сокращении персонала и стремлении «омолодить» штат сотрудников путем увольнения людей в возрасте. Подобным сомнительным способом IBM стремилась повысить свою привлекательность для миллениалов (людей, родившихся после 1981 г., также известных как «поколение Y») и быть такой же «клевой и модной» (cool and trendy), как Google или Amazon.
В апреле 2020 г. в IBM сменился гендиректор – Вирджиния Рометти (Virginia Rometty) уступила этот пост, который занимала с 2012 г., старшему вице-президенту IBM по облачным и когнитивным решениям Арвинду Кришне (Arvind Krishna). Однако он не только не остановил процесс увольнения сотрудников, но даже принялся делать это с большим энтузиазмом.
Всего по итогам 2019 г. на IBM работало 383,8 тыс. человек. Несмотря на массовые увольнения, это на 0,71% больше, чем в 2018 г. – на тот момент число сотрудников составило 381,1 тыс., а это на 4,2% меньше показателей 2017 г.
Kyndryl выходит из состава IBM. Чего ждать инвесторам?
IBM — один из крупнейших в мире производителей и поставщиков компьютерной техники, а также ПО. Компании больше 100 лет. Всё это время она была “паровозом” технологического прогресса — например, приложила руку к созданию ПК.
Но сейчас компания выросла так сильно, что хочет стать поменьше. И это уже скоро случится: в октябре она заявила, что 3 ноября выделит из своей структуры подразделение Kyndryl Holdings (KD).
Kyndryl занимается предоставлением управляемой инфраструктуры в IT, а это наиболее быстрорастущий сегмент из всех, которые сегодня есть у IBM. После выделения она сразу уйдёт в самостоятельное плавание.
Что такое Kyndryl сегодня?
Это немаленькая компания со штатом 90 000 сотрудников. За 2020 год она заработала 19 миллиардов долларов, а это 26% от общей выручки IBM.
В связи с отделением Kyndryl компания IBM ещё в мае пополнила штат своих специалистов: пригласила IT-директора американского СМИ NBCUniversal Media LLC Майкла Брэдшоу. Планируется, что он займётся развитием стратегии компании в сферах облачных вычислений, кибербезопасности, обработки данных в гибридном облаке и применения искусственного интеллекта.
Что даст отделение Kyndryl от IBM?
Благодаря отделению от IBM рынок продажи решений Kyndryl расширится. Например, только за 2021 год он может вырасти со 175 миллиардов долларов до 415 миллиардов. Прогнозируется, что в дальнейшем он будет расти по 7% в год.
Инвесторы в акции IBM восприняли новость о выделении негативно и начали распродавать акции. Причина очевидна: из структуры “синего гиганта” выходит наиболее быстрорастущее подразделение. По ожиданиям аналитиков InvestFuture, это будет снижать котировки IBM в ближайший квартал и подталкивать цены к уровням 105-110 долларов за акцию.
Как пройдёт процедура выделения?
Kyndryl Holdings отделится от IBM 3 ноября. В итоге каждый держатель 5 акций IBM получит на руки 1 акцию Kyndryl Holdings (KD).
И уже 4 ноября акции новой структуры начнут котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже. Затем и Санкт-Петербургская биржа включит их в список листинга на своей площадке, предоставив доступ к торгам.
При этом те российские инвесторы, у которых будет на руках менее 5 акций IBM, скорее всего, акций Kyndryl Holdings вообще не получат.
Но какие последствия глобально вызовет выделение?
Мнение аналитиков InvestFuture
Выделение структуры Kyndryl из IBM привлекательно тем, что на рынке появляется компания с численностью в 90 000 сотрудников. При этом стратегия развития Kyndryl пока не определена.
Если опираться на данные Allied Market Research, то мы видим, что наиболее быстрорастущие области рынка гибридного облака — это банковские, финансовые услуги и страхование (BFSI), а также IT, телекоммуникации и здравоохранение. С большой вероятностью, развитие Kyndryl будет идти именно в этих направлениях.
На наш взгляд, независимость Kyndryl позволит компании полностью сфокусироваться на быстрорастущих сегментах рынка. И возможно, через 5-7 лет мы увидим системно значимого игрока на рынке облачных вычислений и искусственного интеллекта.
По расчетам аналитиков InvestFuture, текущая справедливая стоимость акций IBM без подразделения Kyndryl составляет 100,23 доллара, вместо текущей рыночной цены в 126,28 доллара.
Рис. 4. Расчет справедливой стоимости IBM.
Делитесь своим мнением, друзья: как вы смотрите на перспективы IBM без Kyndryl? И ждете ли чего-то особенного от нового бренда?
Акции IBM рухнули после слабого отчета. Стоит ли их продавать
Патриарх электронной промышленности закрыл третий квартал хуже прогнозов. Выручка IBM едва дотянула до прошлогоднего уровня, а прибыль застыла ниже доковидных значений. На последних минутах вечерней сессии акции рухнули на 5%, и утром в четверг ситуация не выправилась. Посмотрим, стоит ли продавать эти бумаги.
Главное
— Околонулевой рост выручки, если считать вместе с отстающей инженерно-компьютерной частью бизнеса (она будет отделена от IBM в ноябре),
— Без учета уходящих подразделений рост выручки составил 2,5% год к году, инновационные направления показали двузначную динамику,
— Акции обвалились на постмаркете, сразу после отчета, более чем на 5%.
Финансовые показатели
Примечания к отчету
Слабую динамику показателей руководство компании объясняет тем, что клиенты взяли паузу перед разделением IBM. В сентябре было зафиксировано аномальное снижение активности заказчиков компьютерно-серверного оборудования. Клиенты готовятся заключать договоры с новым юрлицом с ноября, чтобы не проделывать эту работу дважды.
Фактически компания уже относит себя к бизнесу облачных технологий, ожидая рост маржинальности после сброса «балласта». Сейчас валовая маржа составляет всего 48%. Выделяемая Kyndryl заберет историческую часть IBM (производство и обслуживание вычислительных машин). Бренд сохранится за новым коллективом и молодыми подразделениями.
Динамика акций
Реакция рынка была крайне негативной. Инвесторы были разочарованы не только номинальным падением показателей ниже таргета, но и скромной динамикой инновационных частей бизнеса. Для облачных компаний рост в пределах 20% — это мало. Акции IBM ушли на месячные минимумы.
Прогнозы
Фундаментально IBM сейчас занимает нишу недооцененных технологичных компаний. Рынок оценивает ее по P/E на уровне 24,5, что соответствует производителю компьютеров, но не цифровому гиганту. Обновленные мультипликаторы дают смешанный сигнал: P/B=5.8, что дорого; форвардный P/E=12, что дешево.
Утешением для тех, кто держит эти бумаги, как и прежде, будет служить солидный дивиденд. В годовом выражении IBM сейчас платит 4,6%, ближайшая выплата в начале ноября. Консенсус-прогноз дает ожидаемый рост акции около 12% за год при 65% рекомендаций «держать», 20% «покупать» и лишь 5% «продавать».
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Ход торгов. Российский рынок продолжает восстанавливаться после обвала
Как быстро закроют дивидендный гэп акции Юнипро
Стратегии, которые уходят в прошлое. Что изменится для инвесторов в 2022
Эксперимент. Портфели силы и слабости
Рынок недвижимости 2022: как на нем заработать
Evergrande. А хуже еще будет?
Акции Beyond Meat отталкиваются от дна. Что происходит
Самые доходные ETF этого года: на чем инвесторы хорошо заработали
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
«Мы сваляли дурака»: как и почему IBM потеряла рынок персональных компьютеров
История поражений и провалов не менее интересна, чем история взлетов. Тем более, когда речь идет об IBM — легендарном “голубом гиганте”, определявшем развитие информационных технологий на протяжении всего 20 века.
12 августа 1981 г. Дон Эстридж представил публике персональный компьютер IBM PC. Презентация не вызвала ажиотажа, но уже через несколько лет компьютерами от IBM пользовались миллионы людей. А еще спустя немного времени от лидерства практически ничего не осталось: масштабный рынок ПК был вчистую проигран конкурентам, и в 2005 г. остатки этого бизнеса были проданы китайской компании Lenovo.
В недавно вышедшей монографии “IBM: Падение и возрождение великой компании“ Д. Кортада попытался ответить на вопросы, как и почему, имея колоссальные ресурсы и опыт, корпорация не смогла удержаться на рынке персональных компьютеров.
Мы выбрали из исследования главное.
«Инструмент для новых времён»
История настольных компьютеров началась не в IBM. Сначала был микропроцессор Intel 4004 (1969 — 1971 гг.), и процессор 8080 (1974), затем — “любительские” сборки на его основе и 400-долларовый набор Altair 8800. В 1977 г. Стив Джобс представил Apple II, Commodore — машину PET, а Tandy — TRS-80. На тот момент это были скорее игрушки, бытовая техника для нердов, с простенькими видеоиграми и скромными инструментами программирования на борту. И с ценником на три порядка меньше, чем серьезные бизнес-ЭВМ от IBM (“мэйнфреймы”), стоившие от миллиона долларов.
Стив Джобс и Apple II
Ситуация начала меняться с появлением востребованного программного обеспечения: в 1979 г. вышла программа VisiCalc, в следующем году — текстовый процессор Wordstar, проданные большими для того времени тиражами. Настольные компьютеры заинтересовали коммерческих пользователей, и IBM, которая к концу 70-ых была безоговорочным лидером на рынке обработки данных (в том числе за счет революционного S/360), не могла пройти мимо этого факта: даже далекому от потребительского рынка руководству стало ясно, что на происходящее нужно было как-то реагировать.
И “голубой гигант” отреагировал. Причем совершенно экстраординарным для компании образом. План, который инженер Билл Лоу подготовил для Фрэнка Кэри (на то время — главы корпорации), предполагал выделение под проект создания мини-компьютера отдельной, изолированной от других производственной площадки в Бока-Ратон. Это позволяло не только избежать принятых в IBM сложных порядков согласования проектов, но и держать происходящее в секрете от конкурентов (да и от собственных продавцов, с их скептическим отношением ко всему новому). А что еще интереснее, вместо нормальных для IBM 4-5-летних сроков, Лоу планировал реализовать проект всего за один год, — в том числе за счет приобретения и использования готовых компонентов и стороннего программного обеспечения. Чипы покупали у Intel, табличные процессоры — у Lotus, а поставщиком операционной системы стал молодой IT-предприниматель Билл Гейтс. Чтобы, в случае провала, шишки не летели в сторону корпорации, было принято решение оставить права на QDOS у Microsoft. Тогда это казалось умным и дальновидным решением…
Рекламная кампания IBM PC.
Топ-менеджмент IBM отнесся к проекту с опаской, — но добро было получено. Всего лишь за год команда Лоу (которого потом сменил Дон Эстрейдж) смогла совершить организационно-технологический прорыв и выпустить первый IBM PC. Сочетание удачной рекламной кампании (лицом системы сделали “маленького бродягу” Чаплина), грамотной системы дистрибуции и розничных продаж позволили уже в первый год отгрузить 200 000 штук и получить 1 миллиард долларов выручки. Такого триумфального результата не ожидал никто: предполагалось, что направление ПК будет небольшим побочным бизнесом, а главным так и останутся мэйнфреймы.
Воодушевленные успехом, инженеры из Бока-Ратона продолжали развивать направление: в 1983 г. вышла модель IBM XT, а на следующий год — IBM AT. Доля IBM на рынке персональных компьютеров достигла 75%! Вместе с IBM развивалась вся индустрия, появлялись тысячи программ, предназначенных для ПК. Решающим фактором успеха автор книги считает необычную для корпорации модель вне-бюрократического выпуска продуктов. Пока команда Лоу-Эстрейджа работала как отдельная “фирма внутри фирмы” и жила по своим законам, ориентируясь на методы и подходы Гейтса и Джобса, а не на “базовые принципы” и традиционную корпоративную культуру IBM, — всё шло именно так, как нужно.
В погоне за рынком
IBM PC Jr — неудачный эксперимент и начало конца.
Выход в марте 1984 г. модели “PC Jr.” стал прологом к будущей катастрофе. У компьютера была неудобная крошечная клавиатура, а большая часть ПО была несовместима с другими персональными компьютерами IBM. То же касалось и периферии.
Казалось, машина стала всеобщим посмешищем. Продавцы компании ее игнорировали, не желая давать «негодные» или «безответственные» рекомендации клиентам. Они считали, что на кону стоял их личный кредит доверия — ситуация, с которой ранее им нечасто приходилось сталкиваться. IBM понизила цену, добавила функции и убеждала дилеров продвигать машину, но безрезультатно. Эстридж взял вину на себя. Внутри IBM ходили слухи, будто компания потратила на разработку этой машины 250 миллионов долларов! Подразделение ESD попыталось продать остатки сотрудникам за несколько сотен долларов в качестве потенциальных рождественских подарков. Эта затея провалилась… В тот день IBM потеряла все свое очарование в сфере ПК и уже никогда не сумела его вернуть.
Конкуренты поняли, что IBM де-факто задала технические стандарты для персональных компьютеров, поэтому разработали совместимые версии и стали выводить их на рынок быстрее, а продавать дешевле. Клиенты увидели, что клоны ничуть не хуже продуктов IBM и что у них имеется множество программных и сетевых инструментов.
Своеобразным символом завершения технологического лидерства IBM стала авиакатастрофа 2 августа 1985 г., в которой погиб Дон Эстридж, незадолго до этого из-за конфликта ушедший с поста главы отдела персональных компьютеров.
Колосс на глиняных ногах
Во второй половине восьмидесятых IBM продолжала продавать миллионы компьютеров, но прибыль на единицу продукции становилась всё меньше и меньше. Как и доля рынка. Увы, компания оказалась неспособна эффективно реагировать на изменения в использовании персональных компьютеров, — это касалось, в числе прочего, и перехода к сетевым технологиям, и распространения пользовательских интерфейсов. Билл Лоу, занявший место Эстриджа, придерживался традиционного подхода к разработке: он был убежден, что персональные компьютеры и их программное обеспечение должны проходить такое же тщательное тестирование, как и остальные продукты компании.
Это означало, что никакое программное обеспечение нельзя выпускать на рынок до тех пор, пока ошибки (баги) не будут вычищены в максимально возможной степени. Все остальные разработчики программного обеспечения ценили скорость вывода продукта на рынок выше, чем качество. Они полагали, что лучше побыстрее выпустить продукт, который неплохо работает, дать пользователям возможность выявить проблемы, а затем оперативно их решить. Как оказалось, клиенты и разработчики были готовы мириться с риском того, что в программах могут оставаться баги.
С неповоротливостью столкнулась и система сбыта. Утверждение всех продаж и скидок проходило очень долго и через множество инстанций. Так, чтобы согласовать сделку на 6000 машин с American Standard, понадобился целый год и десятки совещаний!
Отдельного места в этой истории заслужила операционная система OS/2. IBM и Microsoft работали над ней совместно, но чем дальше, тем меньше доверия и общего языка находили компаньоны, так что в итоге IBM продолжила развивать OS/2 самостоятельно. Тысячи разработчиков системы верили, что она станет новой эрой успеха IBM. Однако, несмотря на все усилия и гигантские затраты на производство, OS/2 не смогла завоевать быстро растущий рынок. В 1992 г. фиаско было уже очевидно: 15 миллионов копий DOS и 10 миллионов Windows, — и всего лишь 2 миллиона копий OS/2, многие из которых поставлялись бесплатно. Окончательно надежды рухнули в октябре 1995 года, когда от использования OS/2 отказался ряд корпоративных клиентов, включая State Farm Insurance, Caterpillar и UPS. Как писал потом Лу Герстнер, “по-видимому, мои коллеги не желали или не могли признать, что война закончена и они потерпели сокрушительное поражение: доля рынка Windows составила 90 процентов против 5 или 6 процентов OS/2”.
Продано!
Офис компании Lenovo.
Эта сделка была одной из наиболее виртуозных за всю историю IBM, но для многих айбиэмовцев она тем не менее оставалась печальным финалом четвертьвековой главы в жизни компании.
Почему IBM провалило направление ПК?
Очевидно, что причиной кризиса были стратегические просчеты высшего руководства корпорации. Из-за неправильно расставленных приоритетов, неумения адаптироваться к рынку разработки ПО, приверженности олдскульным корпоративным ценностям, менеджмент IBM упустил возможности, которые были у него в руках, — а Apple, Intel и Microsoft успешно воспользовались ее ошибками. Как отметили одни исследователи, “если бы руководители IBM активно поддерживали персональный компьютер, если бы они позиционировали на рынке айбиэмовскую версию процессора и если бы они быстро вытеснили операционную систему Microsoft для персональных компьютеров, цена акций IBM никогда не рухнула бы так, как это произошло. И культура компании, с ее упором на гарантию занятости, осталась бы в целости и сохранности, вызывая восхищение у всего делового мира”.
Другая причина — это высокие операционные расходы, вызванные, с одной стороны, гигантским штатом корпорации (только над программным обеспечением работало на порядок больше сотрудников, чем в Microsoft), а с другой — архаичной схемой распределения затрат, которая не учитывала реальной экономической ситуации в подразделениях. В результате IBM получила неподъемную для потребительского рынка себестоимость продукции, из-за которой ее или просто не покупали, или покупали с дисконтом. Да, это было не столь важно на ранних этапах, но в решающих сражениях за долю рынка оказалось ключевой проблемой.
Наконец, еще один фактор, приведший к краху направления, — это корпоративная культура IBM и мировоззрение, сложившееся в ходе ведения бизнеса в сфере мэйнфреймов. Традиции требовали создания стопроцентно айбиэмовской системы как способа оставаться доминирующей компанией, куда клиенты обращались бы за компьютерами в первую очередь, — и в результате компания выбрасывала миллиарды на разработку собственных продуктов, вместо того чтобы эффективно использовать сторонние технологии. В то время как бизнес ПК быстро и отзывчиво эволюционировал в сторону гибких, ориентированных на рынок сетевых моделей поведения, IBM изо всех сил цеплялась за модель управления, пришедшую из старых добрых 1950-ых. Даже легендарная система сбыта IBM, с ее глубочайшим вниманием к потребностям покупателей, — и та не смогла адаптироваться к новым реалиям: как и большинство клиентов, менеджеры не понимали, в чем смысл перехода на ПК, и продолжали продавать быстро устаревающие мэйнфреймы.