Что случилось с адамом
Что стало с Адамом и Евой после изгнания из рая?
Адам и Ева – самые известные персонажи Библии. Об их судьбе, казалось бы, известно всё. Жили не тужили в раю. Потом вкусили запретный плод. За это Бог изгнал их из рая. А дальше то что было? Куда делись первые люди на Земле? Как сложилась их судьба? Сколько они прожили лет, и как yмeрли?
Итак, что нам известно об Адаме и Еве? Первых людей на Земле сотворил Бог и поселил их в райских кущах. Прародители рода людского жили в мире и согласии с собой, Богом и окружающей природой. Адам и Ева не знали гoря, бoлeзнeй, cтрaдaний и зaбот. Им бы жить – не тужить. Но тут приполз змей и стал искушать Еву попробовать запретные плоды с Дерева познания добра и зла. Первая женщина поддалась соблазну, и сорвала плоды. Её примеру последовал Адам. Бог, узнав об этом, изгнал первых людей из райского сада. А что было дальше?
В Библии о дальнейшей судьбе Адама и Евы сказано немного.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, прoклятa земля за тебя; со cкoрбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прaх возвратишься.
Жене (Еве) сказал: умножая умножу cкoрбь твою в бeрeмeннocти твоей; в бoлeзни будешь рoждaть детей; и к мужу твоему влeчeниe твое, и он будет господствовать над тобою.
И выслал его (Адама) Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Первых людей изгнали из Эдема. Они оказались во враждебном мире, где им пришлось заботиться о крове, пропитании и защите от диких зверей. Однако Адам и Ева не опустили руки. Они сумели наладить быт, и через некоторое время родили Каина, а затем Авеля. А когда Адаму было 130 лет, на свет появился третий сын – Сиф.
Сиф и Каин активно множили своих отпрысков. Адам и Ева тоже не собирались останавливаться на трёх сыновьях. Супруги произвели на свет неназванное количество детей.
Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.
Кaрa за съеденный супругами плод с Дерева познания добра и зла была суровой – cмeрть. Адам и Ева, конечно, не пoгибли мгновенно. Однако Бог отнял у них бессмертие и сделал их тела восприимчивыми к бoлeзням. В Библии не указано как именно окончили свои дни Адам и Ева. Вероятней всего, они yмeрли от банальной старости.
Однако Адам и Ева прожили очень долго. Согласно Библии, Адам cкoнчaлcя в возрасте 930 лет – невероятный срок жизни для современного человека!
Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он yмeр.
Их потомки тоже жили очень долго. Сиф прожил 920 лет, а сын его – Енос – 815. Но самым долгоживущим потомком первых людей оказался Мафусаил. Он прожил целых 969 лет!
О месте, где yпoкoилиcь Адам и Ева, доподлинно ничего не известно. Возможно, их ocтaнки были зaхoрoнeны в Пещере Патриархов, которая находится в городе Хеврон.
Хотя существует легенда, что Адама пoхoрoнили на Голгофе. А когда римские солдаты устанавливали крecт для рacпятия Иисуса Христа, они случайно вытащили чeрeп Адама. Крoвь Спасителя омыла чeрeп праотца рода людского, смыв таким образом первородный грeх.
Что мы знаем о жизни Адама и Евы после изгнания из рая
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Адам и Ева вкусили плод от древа познания добра и зла и за это были изгнаны из рая. А как складывалась их жизнь потом? Говорит ли об этом что-нибудь Библия?
В книге Бытие — первой из библейских книг, автором которой Церковь считает Моисея, — рассказывается и о жизни первых людей в раю, и о том, что было с ними потом. Но прежде чем говорить о жизни Адама и Евы после изгнания, давайте разберемся, почему Бог удалил их из рая и что это для них означало. Тогда понятнее станет и разговор о дальнейшем.
Так почему Бог изгнал первых людей из рая?
Ответ вроде бы всем известен: Адам и жена нарушили запрет, наложенный Богом, и вкусили плод от древа познания добра и зла. Но почему этот проступок имел такие катастрофические последствия?
Блаженный Августин объяснял: заповедь не вкушать от этого древа подспудно содержала в себе и все прочие заповеди, которые Бог даст людям впоследствии. И не укради (Адам и его жена взяли то, что брать было нельзя), и не убий (вкусив от запретного плода, человек стал смертным — по сути, совершил самоубийство), и не пожелай чужого (первозданные люди захотели стать как боги, знающие добро и зло; Быт 3:5). Главной же бедой было то, что человек отвернулся от Бога, соблазнился «легкой» возможностью приобрести знание, дающее власть над сотворенным Богом миром, своими силами, помимо Творца: будете, как боги, — обещает жене диавол, принявший образ змия (Быт 3:5). Поверив клевете на Бога, вышедшей из змеиных уст сатаны, первые люди на личном опыте познали, что такое зло. Они впервые взглянули на Бога глазами не любви, а подозрения и страха. Они внутренне отстранились от Него — и с тех пор уже не могли возродить в себе прежнего детского доверия и любви к Отцу.
Разве Бог поступил не жестоко по отношению к людям, которых Сам же создал?
Бог сделал всё, чтобы помочь Своим созданиям. Во-первых, дал им возможность сразу же покаяться, спросив сперва у Адама (спрятавшегося от Бога, совсем как нашкодивший ребенок): Адам, где ты. Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт 3:9, 11). А затем — у жены: Что ты это сделала? (Быт 3:13). Но люди оказались не готовы взять на себя ответственность: Адам свалил всю вину на жену, жена — на змея. И тогда ситуация испортилась окончательно. Людям стало тяжело находиться рядом с Богом, Его присутствие сделалось для них невыносимым, и изгнание из рая стало естественным выходом: Бог смилостивился и отпустил людей, сделал их свободными в том числе и от Самого Себя. Это во-вторых.
Что было сразу после изгнания?
Библия не описывает историю жизни наших прародителей на земле во всех подробностях. Сообщает только две детали: нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Быт 3:20); Господь же, изгоняя людей из рая, сделал… Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт 3:21).
Ева — по-еврейски Хавва — значит «жизнь». Казалось бы, «самое имя жизни неприлично жене после осуждения на смерть», замечает святитель Филарет (Дроздов). Но это имя стало пророческим. Ведь Еве предстояло стать праматерью Спасителя, богочеловека Иисуса Христа — Второго Адама, которого апостол Павел назовет духом животворящим (1 Кор 15:45). Так что свое жизнеутверждающее имя она получила не случайно.
Чем занимались наши прародители в обычном мире?
В том-то и беда, что мир стал необычным — враждебным для человека, не исполнившего своего предназначения, которое состояло, по мысли Максима Исповедника, в том, чтобы достигнуть святости самому и привести к Богу всю сотворенную природу. Адам и Ева были вынуждены приспосабливаться к жизни в новой реальности, в холодном и негостеприимном мире.
В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт 3:19) — это определение Бога о падшем человеке не сводилось только к тому, что Адаму и его потомкам пришлось отныне тяжело трудиться: возделывать землю, учиться пахать и сеять, выпалывать сорняки — терния и волчцы, которые норовили заглушить добрые посевы. У людей появилась сама необходимость в пище — новом источнике жизненной энергии, заменившем собой древо жизни, но так быстро иссякающем…
Пришлось и приручать животных, которых некогда Сам Бог приводил к Адаму, чтобы тот нарек им имена (ср. Быт 2:19). Пришлось думать об укрытии от непогоды…
Но, может быть, самым тяжелым для Адама и Евы было привыкнуть к мысли, что чудная райская жизнь вместе с ее главной радостью — непосредственным общением с Богом — осталась в невозвратном прошлом. Как поется об этом в стихире, которая звучит в храме в субботу накануне Великого поста:
«Сéде Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену!»
(Перевод: Сидел Адам на противоположной стороне от рая и плакал, рыдая о своей наготе: горе мне, прельщенному лукавым словом, ограбленному и удаленному от славы Божией. — Прим. ред.)
Сколько детей было у Адама и Евы?
Но у Евы и Адама был и третий сын — Сиф. Он, согласно Библии, положил началу роду ветхозаветных праведников, и именно его потомком был Ной.
Рождались у Адама с Евой и другие дети, судя по всему, их было достаточно много. Уже о Каине, который после убийства брата ушел скитаться, сказано, что он построил город (Быт 4:17). Очевидно, в нем было как минимум несколько десятков жителей.
Где именно жили Адам и Ева?
Об этом в Священном Писании ничего не сказано. Кроме того, после Потопа очертания земли, скорее всего, сильно изменились, так что указание конкретного места вряд ли много дало бы нам.
Правда, в Церкви сохранилось предание, что погребен Адам был на том же месте, где тысячи лет спустя будет распят Господь Иисус Христос, — его череп, согласно этому преданию, лежит в основании Голгофы. До сих пор его иногда изображают в нижней части Креста Господня. Но никакой возможности удостовериться в том, что Адам в самом деле был погребен на Голгофе, конечно, нет.
Сколько лет прожили Адам и Ева?
Адам после изгнания из рая прожил еще целых 930 лет (Быт 5:5) и застал семь или восемь поколений Восемь — если держаться хронологии согласно еврейскому оригиналу книги Бытия. Семь — согласно счету лет в Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, выполненном в Египте на рубеже III и II века до Р. Х. — Прим. ред. своих потомков. До рождения Ноя он не дожил всего несколько десятков лет. Так что, можно сказать, перед Адамом прошла почти вся история допотопного человечества. Он увидел, к какой трагедии привел его разрыв с Богом: в каждом из его потомков жила склонность ко греху. И, конечно, Адам и Ева передавали детям, внукам, правнукам и всем дальнейшим поколениям людей свою память о Боге — уникальный опыт, которого не было больше ни у кого.
Сколько лет прожила Ева, Библия не сообщает: первые главы книги Бытие прослеживают жизнь людей только по мужской линии. Дело тут вовсе не в пренебрежении к женщине, наоборот, Библия ставит женщину и мужчину абсолютно вровень и даже подчеркивает: человек — это именно двое, мужчина и женщина; когда Бог сотворил человека… мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек (Быт 5:1–2).
Но все-таки именно мужчина считался главой рода, опорой семьи и старшим в доме, ибо, как напишет много позже апостол Павел, не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа (1 Кор 11:8–9). Поэтому указание на годы жизни ветхозаветных патриархов Патриархами в Священном Писании именуются старейшины древних родов, самые авторитетные отцы семейств и хранители традиции, прежде всего религиозной. — Прим. ред. в Библии — это просто необходимый элемент всякой летописи, а не деталь конкретной биографии.
Какова посмертная участь Адама и Евы?
Об участи всех ветхозаветных людей вообще Священное Писание говорит только в туманных выражениях. Апостол Павел сообщает, что Христос нисходил прежде в преисподние места земли (Еф 4:9), а апостол Петр — что Он… находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал (1 Пет 3:19). О том, что Спаситель вывел из ада души праведников, живших в прежние времена (и Адама в числе первых), рассказывает апокрифическое Апокриф — текст, посвященный тем или иным событиям и лицам Священной и церковной истории, который Церковь не включила в канон Священного Писания. — Прим. ред. Евангелие от Никодима, но Церковь не считает этот текст богодухновенным и не включила его в состав Священного Писания.
Тем не менее все церковное предание проникнуто твердой верой в то, что Иисус Христос вывел Адама и Еву из ада, когда Его душа спустилась туда после смерти на Кресте. Об этой вере свидетельствует множество богослужебных текстов, к примеру, воскресный кондак 1-го гласа:
Предание Православная Церковь считает таким же важным источником своей веры, как и Писание, ведь и Писание первоначально существовало в форме устных рассказов, которые передавались из уст в уста. В таких же устных преданиях сохранилось, согласно вере Церкви, и не вошедшее в Священное Писание знание о том, что Господь принял покаяние Адама и Евы и ввел их в Царствие Небесное.
Что на самом деле случилось в Эдемском саду?
Большинству из нас известно, что случилось с Адамом и Евой в Эдемском саду. Как правило, в этой истории все обращают внимание на то, что Адам и Ева ослушались Бога, и это вполне логично, потому что непослушание Богу – это очень серьёзный проступок.
Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему вкушение плода от дерева познания добра и зла было чем-то ужасным? Как это могло привести к падению всего человечества? Неужели Бог, запретив Адаму и Еве есть от этого дерева, хотел лишь испытать их и посмотреть, послушаются они Его или нет?
Поскольку Адам и Ева съели от дерева познания и таким образом ослушались Бога, Он не мог просто закрыть на это глаза. Бог абсолютно праведен, и Его праведность требовала, чтобы Он наказал их и изгнал из сада.
Но разве дело только в этом?
Более серьёзная проблема
Допустим, мать говорит ребёнку: «Не пей из этой бутылочки, там яд». Для чего она даёт ребёнку это наставление? Только для того, чтобы испытать его и посмотреть, будет ли он её слушаться? Конечно же нет! Наоборот, её наставление – это предостережение, исходящее из её любви. Если ребёнок не послушается и выпьет из бутылочки, то это, конечно, будет проявлением непослушания, но то, что ребёнок при этом отравится, представляет гораздо более серьёзную проблему.
Эта картина очень похожа на то, что случилось с Адамом и Евой в Эдемском саду. Дело было не только в том, что они ослушались Бога; их проблема была гораздо серьёзнее: что-то вошло в них и повлияло на них, и поскольку Адам представлял всё человечество, случившееся с ним оказало влияние на всех людей.
Два дерева в Эдемском саду
Бог повелел Адаму и Еве не есть от дерева познания добра и зла, чтобы защитить их. Это дерево олицетворяло Сатану, источник смерти, поэтому Бог предостерёг их и сказал, что, съев от этого дерева, они умрут.
Но в саду было и другое дерево, дерево жизни. Дерево жизни олицетворяло Бога, источник жизни. Бог хотел, чтобы человек вкусил именно от этого дерева, приняв Бога как божественную жизнь.
Но как бы сильно Бог ни желал разделять божественную жизнь с человеком, Он не хотел принуждать сотворённое Им существо вкушать от этого дерева. Наоборот, Бог хотел, чтобы человек проявил свою свободную волю и сам выбрал Его. От самого человека зависело, примет он Божье предостережение или нет.
Сатана обманывает Адама и Еву
Сатана ловко исказил слова Бога и даже откровенно солгал Адаму и Еве, внушив им, что Бог скрывает от них что-то хорошее. Он заставил Еву усомниться в добром сердце Бога по отношению к ним. В Быт. 3:6 мы видим, что произошло далее:
И когда женщина увидела, что это дерево хорошо для пищи, и что оно отрадно для глаз, и что это дерево вожделенно тем, что оно даёт мудрость, она взяла от его плода и съела; и дала также своему мужу с ней, и он съел”.
Адам и Ева ослушались Бога и через этот акт непослушания приняли в себя ядовитую природу дьявола. Последствия их проступка оказались настолько серьёзными, что повлияли и по сей день влияют на всё человечество.
В нашей следующей статье мы подробно расскажем о том, что это были за последствия, как они влияют на нашу жизнь сегодня и что предпринял Бог, чтобы спасти нас от того, что случилось в Эдемском саду.
Перевод с английского статьи сайта “Библии для Америки”. Используется с разрешения.
О проекте
Некоммерческий проект «Библия, открытая для всех» предлагает в подарок уникальное издание Нового Завета с бесплатной доставкой по почте.
Сообщество проекта
Ознакомительный email-курс
После нажатия кнопки «Подписаться» вы получите письмо для подтверждения подписки. Если письма нет во «Входящих», пожалуйста, проверьте его в папке «Спам».
Новое в блогах
Что стало с Адамом и Евой после изгнания из рая?
Адам и Ева – самые известные персонажи Библии. Об их судьбе, казалось бы, известно всё. Жили не тужили в раю. Потом вкусили запретный плод. За это Бог изгнал их из рая. А дальше то что было? Куда делись первые люди на Земле? Как сложилась их судьба? Сколько они прожили лет, и как yмeрли?
Итак, что нам известно об Адаме и Еве? Первых людей на Земле сотворил Бог и поселил их в райских кущах. Прародители рода людского жили в мире и согласии с собой, Богом и окружающей природой. Адам и Ева не знали гoря, бoлeзнeй, cтрaдaний и зaбот. Им бы жить – не тужить. Но тут приполз змей и стал искушать Еву попробовать запретные плоды с Дерева познания добра и зла. Первая женщина поддалась соблазну, и сорвала плоды. Её примеру последовал Адам. Бог, узнав об этом, изгнал первых людей из райского сада. А что было дальше?
В Библии о дальнейшей судьбе Адама и Евы сказано немного.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, прoклятa земля за тебя; со cкoрбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прaх возвратишься.
Жене (Еве) сказал: умножая умножу cкoрбь твою в бeрeмeннocти твоей; в бoлeзни будешь рoждaть детей; и к мужу твоему влeчeниe твое, и он будет господствовать над тобою.
И выслал его (Адама) Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Первых людей изгнали из Эдема. Они оказались во враждебном мире, где им пришлось заботиться о крове, пропитании и защите от диких зверей. Однако Адам и Ева не опустили руки. Они сумели наладить быт, и через некоторое время родили Каина, а затем Авеля. А когда Адаму было 130 лет, на свет появился третий сын – Сиф.
Сиф и Каин активно множили своих отпрысков. Адам и Ева тоже не собирались останавливаться на трёх сыновьях. Супруги произвели на свет неназванное количество детей.
Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.
Кaрa за съеденный супругами плод с Дерева познания добра и зла была суровой – cмeрть. Адам и Ева, конечно, не пoгибли мгновенно. Однако Бог отнял у них бессмертие и сделал их тела восприимчивыми к бoлeзням. В Библии не указано как именно окончили свои дни Адам и Ева. Вероятней всего, они yмeрли от банальной старости.
Однако Адам и Ева прожили очень долго. Согласно Библии, Адам cкoнчaлcя в возрасте 930 лет – невероятный срок жизни для современного человека!
Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он yмeр.
Их потомки тоже жили очень долго. Сиф прожил 920 лет, а сын его – Енос – 815. Но самым долгоживущим потомком первых людей оказался Мафусаил. Он прожил целых 969 лет!
О месте, где yпoкoилиcь Адам и Ева, доподлинно ничего не известно. Возможно, их ocтaнки были зaхoрoнeны в Пещере Патриархов, которая находится в городе Хеврон.
Хотя существует легенда, что Адама пoхoрoнили на Голгофе. А когда римские солдаты устанавливали крecт для рacпятия Иисуса Христа, они случайно вытащили чeрeп Адама. Крoвь Спасителя омыла чeрeп праотца рода людского, смыв таким образом первородный грeх.
Уроки Ветхого Завета. Адам
Этот ряд бесед мы посвятим темам из Ветхого Завета, а именно — отдельным личностям, проблемам и тем житейским положениям, в которых они находились, а также проблемам, которые они сами порой представляют.
Многие из вас слышали имя Адама. Адам — это человек, каким его сотворил Бог изначально. Рассказ первых глав Ветхого Завета в какой-то мере символичен — в том смысле, что он говорит о событиях, происходивших в мире, которого мы больше не знаем, в мире до грехопадения, в мире, который жил, существовал, действовал, рос до момента, когда Бог и человек разошлись, как бы потеряли друг друга. И поэтому, говоря об Адаме, говоря о некоторых других личностях после него, приходится принимать во внимание, что язык этих повествований — это язык нашего времени, а сами события для нас непостижимы. Мы не знаем, что значит вдруг из небытия быть вызванным Богом к бытию, причем не актом насилия, не просто волей Божией, а любовью Божией, говорящей нам: Приди, восстань из несуществования! Приди, — Я Себя отдаю тебе всей любовью Своей, всей лаской, всей заботой; но вместе с этим Я тебя оставляю свободным. Ты можешь Меня выбрать, ты можешь от Меня отвернуться. Я даю тебе возможность быть и возможность жить, но как ты будешь жить, кем ты будешь — зависит исключительно от твоего решения, от твоего безумия или от твоей мудрости…
Слово Адам значит «глина», «земля», «почва». Бог как бы создает Адама из самой сущности творения. В истории Ветхого Завета Адам не является неким завершением всех тварей, которые до него существовали или были созданы. Нет, Бог возвращается к самым основам вещества и из него творит человека, который благодаря этому принадлежит всецело ко всему тварному, к самой последней былинке, к самой малюсенькой песчинке — или к самой лучезарной звезде. Адам создан, призван жить любовью Божией, которая себя ему открывает. И тут, по слову митрополита Московского Филарета, он стоит как бы на хрустальном мосту между двумя безднами. Одна — бездна небытия, откуда его вызвало творческое слово Божие; с другой стороны — над ним ширится, раскрывается до ужаса бездна Божественной жизни. И Адам может пасть, но никогда не сможет вернуться к небытию, — он будет как бы бесконечно падать; либо наоборот, может открыться, рискнуть тем, что уже есть, для того, чтобы приобрести все, что ему может дать Бог.
Что же случилось с Адамом? Если вчитаться в Ветхий Завет, в первые главы книги Бытия, там образно изложена его судьба. Адам живет в саду, который являет собой все мироздание, и в нем два дерева, представляющие собой две параллельные возможности: древо жизни и древо познания добра и зла. Адаму сказано: не прикасайся к плодам древа, которое даст тебе познание добра и зла, потому что зло — это уничтожение, зло — это то, чего нет, это зияющая бездна. Можно познать добро и вырасти свыше своей меры, но нельзя познать зло и не разрушиться. Ветхий Завет нам говорит, что Адама стал звать к этому дереву змей. С точки зрения примитивных народов змей, конечно, является опасностью; это существо ползает, никогда прямо не ходит; оно до конца приземлено и вдобавок его жало смертоносно для всякого, кого оно ужалит. Змей представляет собою смерть; но кроме того в целом ряде древних религий змей представляет собой изначальную бездну небытия. И поэтому вопрос перед Адамом стоит так: если ты прикоснешься к этому познанию зла, которое есть посильное возвращение в небытие, ты будешь погружен — да, в какое-то изначальное существование земного бытия, но ты в нем погрязнешь и уже не будешь человеком, не будешь живой силой, ты должен будешь в этом погибнуть.
И Адам сделал ошибку: он решил тварным образом узнать, что такое добро и что такое зло. Он решил вне Бога погрузиться в материальный мир и посмотреть: можно жить в нем или нет? И это — опыт тысяч людей, которые отвернулись от Бога или потеряли Бога, или которым Господь никогда не был открыт — обстоятельствами или злой волей людей. Такие люди погружены в вещество и должны быть вырваны из него для того, чтобы они могли посмотреть на него и познать его как изумительную красоту, которая постепенно раскрывается, растет, расцветает. Это можно увидеть только как бы извне. Но если ты сам уйдешь ниже корней, то никогда не увидишь ни ростка, ни цветка, ни плода.
По учению некоторых отцов Церкви, которое, впрочем, совпадает с некоторыми научными исследованиями, первый человек был создан, содержа в себе все возможности и мужского, и женского бытия. То есть он не был гермафродитом в том смысле, что он не был и мужчиной, и женщиной, — он был совокупностью всех тех возможностей, которые потом могли расцвести в полноте и женственности, и мужского состояния. Очень интересно видеть в Библии, что Адам был создан, жил, и в какой-то момент — именно не изначально — Бог привел к нему всех существующих животных, и Адам увидел, что он — единственное существо, которое не имеет себе как бы напарника. Он один, а у всех других существ есть женский и мужской пол. И вдруг Адам осознал себя одиноким. В этот момент Бог сказал (я выражаюсь словами Библии, но, конечно, Бог так не «говорил»): Не хорошо быть человеку одному (Быт 2:18). И Бог, как говорится в наших переводах, навел на человека крепкий сон.
Это выражение не всегда удовлетворительно, вернее, меня не удовлетворяет. Греческий текст употребляет гораздо более интересное выражение; греческий текст нам говорит, что Адам вошел в состояние экстаза, исступления. Вы меня, может быть, спросите, какая разница? Разница громадная; разница вот в чем. Уснуть — это потерять сознание и быть как бы ниже себя самого. Исступление, экстаз — это состояние, когда человек теряет себя, потому что перерастает себя, это состояние восторга по сравнению с состоянием уныния.
И вот в этом состоянии восторга из него как бы рождается Ева. Первая их встреча замечательна. Они встречаются лицом к лицу, Адам смотрит на Еву и говорит: Это плоть от плоти моей, это кость от костей моих, это я — и это она… Еврейский текст в этом смысле гораздо более разителен тем, что там употреблены слова иш и иша, мужская и женская форма того же самого слова. По-русски, когда мы говорим «мужчина» и «женщина», мы употребляем слова очень разные. Да, Адам вдруг осознает, видит, что Ева — это он в женском роде, а Ева смотрит на него и видит, что это — она в мужском, и вместе они составляют всечеловека, и это называется встреча.
Меня очень поражает слово встреча. Русское слово нам известно. Два человека, которые были врозь или никогда не стояли лицом к лицу, вдруг сошлись. По-сербски слово встреча значит «радость»; и вот встреча — это ликующая радость, потому что каждый себя видит в другом и одновременно сознает эту двойственность: не он — и он, «он» и «она», можно было бы сказать; а их соотношение — это единство двух. Один немецкий писатель [1] говорил, что их состояние, взаимное отношение — это одна личность в двух лицах. Они на себя смотрят и видят друг в друге полную красоту и себя самих как красоту, как явление вечной красоты, которая теперь пробуждается и может вырасти в полную меру приобщения к Божественной красоте.
Если встреча Адама и Евы является ликующим торжеством, завершением творения, в чем же заключается падение? Каким образом они вдруг оказались врозь? Если вспомнить, что я говорил о том, как человек, вместо того чтобы искать понимания всего созданного в Боге, в Божественном разуме, в Его мудрости, сделал попытку познать сотворенный мир как бы изнутри, погрузившись в него, то вы поймете, что в момент, когда человек потерял Бога, потерял полное с Ним общение, он уже потерял свою цельность. И тогда очень ясно опять-таки, что Адам и Ева, которые предстали друг перед другом как он и она, посмотрели друг на друга и увидели не единство свое, а различие, которое между ними существует. В Ветхом Завете это обозначено тем, что после грехопадения они друг на друга посмотрели и устыдились своей наготы. Наготы свой можно устыдиться, только если чужие глаза на тебя смотрят. Когда ты один, ты не стыдишься своей наготы. А здесь вдруг случилось что-то очень страшное. Вместо того чтобы видеть друг друга в полной славе, они вдруг увидели друг в друге — другого, чужого, иного, и их двоица разбилась.
В этом заключается страшное начало того, что происходит тысячелетиями: того, что создало и в Ветхом Завете, и в Новом Завете, и в Церкви, и в секулярном, безбожном обществе те странные, уродливые порой отношения, которые существуют между мужчинами и женщинами. Я говорю сейчас не о половых отношениях, я говорю о том, что опять-таки выражено в Ветхом Завете: мужчина вдруг берет над женщиной власть. Он владеет силой, а женщина к нему льнет, потому что она без него не может; и с другой стороны, она завоевывает у него авторитет лаской, убеждением. И взаимное отношение, которое могло бы быть отдачей себя самого другому без оглядки, быть ликующей любовью, делается, с одной стороны, обладанием, а с другой — защитой или иным способом властвования. Мы это видим особенно в рассказе о женщине, которая погубила Самсона, которая взяла над ним власть, лишила его призвания для того, чтобы привязать его к себе (Суд 16).
И вот то, что было двоицей, стало теперь двумя особями, — не двумя лицами, которые именно как лица глядят и видят друг друга, а особями, которые обособлены друг от друга. В этом заключается и падение, и расторжение чуда взаимной любви, чуда видения друг в друге совершенной красоты, которую Бог вложил в каждого из них и в каждого из нас.
Многие думают, будто грехопадение состояло в том, что Адам познал Еву брачной любовью и что в результате этого случилась какая-то катастрофа, потому что это им было не предназначено, — это не так. Это определенно не так по библейскому рассказу. Рассказ нам совершенно ясно показывает, что Адам познал Еву только после грехопадения, и поэтому их физический, телесный брачный союз не мог и не может никаким образом быть рассмотрен как грех сам по себе. Физическое общение мужчины и женщины не греховно; греховно вожделение, греховна бесчувственная жадность. В идеале брак или взаимное общение, которое приводит к нему, начинается в том, что человек другого любит, сердцем любит настолько, что они делаются едиными в духе, едиными в душе; и совершенно естественно, что эта любовь охватывает всего человека, включая и его тело. Просто дивно думать, что и телесность наша участвует в тайне любви, — не обладания, не вожделения, именно той любви, которая делает двух едиными.
Есть место в одной рукописи Евангелия, не вошедшей в состав канонических книг, где говорится: спросили Христа: Когда придет Царство Божие? И Он ответил: Царство Божие уже пришло тогда, когда двое перестали быть двумя и стали едины… И в Ветхом, и в Новом Завете говорится, что в браке два человека делаются одной плотью, то есть одним живым существом, одной личностью в двух лицах; и разумеется, в этом не может быть греха по существу. Грех, конечно, может вкрасться. Вкрадывается он постоянно; грех постоянно как бы ждет случая появиться: властвованием одного над другим, физическим голодом, который заменяет собой любовь и ласку, эгоизмом, бесчувствием. Конечно, нет никакого брака в христианском или в ветхозаветном смысле, если соединение двух, мужчины и женщины, начинается с плоти, а не с душевной любви или взаимного единства. Но не в браке грех, не в соединении двух грех, а в том именно, что в таких случаях нет соединения, в том, что когда нет любви, делающей из двух одно, единое существо, тогда это просто общение двух отдельных, друг друга исключающих, друг друга не признающих до конца особей. Это — грех, это прелюбодеяние, это нечистота.
Что же касается до греха Адама и Евы, или просто — греха человека, всечеловека, мне кажется, что из Библии абсолютно ясно, что он совершается в момент, когда человек решает самостоятельно познать все тварное, всю тварность, все существующее не изнутри Бога, Который все знает до самых глубин, а изысканием своего собственного ума и опыта. В этот момент человек как бы спиной поворачивается к Богу ради того, чтобы лицом обернуться к окружающему миру. Как сказал один протестантский пастор [2] во Франции еще до войны, у человека, который отвернулся от Бога и стоит к Нему спиной, Бога нет; а единственный источник жизни — Бог; такому человеку остается только умереть. Вот в этом и грех, и последствие греха, — не как наказание, а как неизбежное последствие: нельзя оторваться от Жизни и остаться живым.
Опубликовано в альманахе Альфа и Омега, №1, 1994