Что случилось на хабаровском нпз
На Дальний Восток поставили бензин с трех НПЗ для устранения дефицита
Для восполнения запасов топлива на АЗС в Хабаровском крае и других регионах Дальнего Востока по распоряжению Минэнерго были организованы поставки около 38,6 тыс. т бензина с НПЗ Сибирского, Уральского и Приволжского федеральных округов. Об этом вечером во вторник, 2 февраля, сообщил журналистам представитель Минэнерго, передает корреспондент РБК.
«Основной объем товара был закуплен в рамках дополнительной торговой сессии на биржевых торгах. (. ) Сверх указанных объемов были в кратчайшие сроки обеспечены поставки топлива из Росрезерва», — добавил он.
В середине января на Хабаровском НПЗ, принадлежащем экс-президенту «Роснефти» Эдуарду Худайнатову, остановилась установка каталитического риформинга (отвечает за производство бензина) из-за технических проблем с компрессорным оборудованием. Хабаровский НПЗ, выпускающий около 50 тыс. т бензина в месяц, — один из основных производителей топлива на Дальнем Востоке. Проблема с установкой реформинга «привела к выпадающим объемам производства автомобильного бензина — 2 тыс. т в сутки (около 30 тыс. т за период ожидаемого простоя)», отмечает пресс-служба Минэнерго.
Из-за сообщений о дефиците топлива на прошлой неделе многие водители выстраивались в очереди для покупки топлива на хабаровских АЗС, сообщал портал «Новости Хабаровска». Это также могло привести к росту цен на бирже, но власти Хабаровского края отрицали такую связь. «Учитывая, что цены на товарной бирже стали подниматься с 13 января, за пять дней до начала плановых ремонтных работ на заводе, а объем реализации нефтепродуктов Хабаровского НПЗ на бирже незначительный, то следует непричастность работ на заводе к росту цен на нефтепродукты», — заявлял РБК и.о. председателя комитета правительства Хабаровского края по развитию ТЭКа Алексей Морозов.
Но по информации, поступившей в Минэнерго от Хабаровского НПЗ, процесс пуско-наладочных работ по замене компрессорного оборудования завершен, что позволяет выйти заводу в эксплуатационный режим и уже со среды, 3 февраля, возобновить отгрузки бензина «в полном объеме», отмечает представитель ведомства.
«Хабаровский НПЗ завершил процесс пуско-наладочных работ по замене компрессорного оборудования, отвечающего за выпуск высокооктанового топлива, и возобновил производство автобензинов марок АИ-92 и АИ-95. Уже 3 февраля начнутся отгрузки топлива с завода на АЗС ННК. На время замены оборудования на АЗС ННК наблюдался повышенный спрос на автобензин, что привело к значительному снижению установленного АО «ННК» минимального объема запасов на нефтебазах. В целях бесперебойного обеспечения населения топливом АО «ННК» совместно с Минэнерго России оперативно наладило поставки стороннего ресурса (с НПЗ других регионов)», — сообщили журналистам в Независимой нефтегазовой компании (через нее Худайнатов контролирует завод). В компании отметили, что приобрели 48 тыс. т автобензинов.
«На сегодняшний день ежесуточно цистерны с автобензином поступают по железной дороге и развозятся на станции для обеспечения потребностей региона присутствия. На время ажиотажного спроса приоритет отпуска топлива отдавался социальным службам, государственным учреждениям и специальным службам», — заявили в ННК.
Топливный коллапс в Хабаровске: почему регион остался без бензина
Главная сегодняшняя видеопримета Хабаровска, да и всего Дальнего Востока – пользователи соцсетей соревнуются, чья очередь на заправке длиннее. Вот эта, на выезде из города, вошла в тройку сомнительных призеров – около 150 машин ждут места у колонки. Еще одну очередь сняли с коптера, поэтому масштаб лучше понятен – более двух километров до живительного бензинового источника.
Из-за острой нехватки топлива в Хабаровске даже пришлось отчасти перейти на «карточную систему»: определенная часть топлива для общественного транспорта, автомобилей экстренных служб отпускалась только по спецталонам «для своих». Нередки случаи, когда транзитные машины часами стояли в ожидании свободной колонки.
Между тем, по данным от краевых властей, руководство хабаровского НПЗ обещало вывести предприятие на полную мощность еще в воскресенье, но до сих пор топлива не хватает.
А ведь топливо из Росрезерва – это НЗ: неприкосновенный запас, на случай войны, техногенной катастрофы и стихийных бедствий глобального характера. Но когда топливо стало пропадать уже и в Приморском крае, то решено было госкубышку открыть, чтобы спасти Дальний Восток от топливного кризиса, даже Минэнерго и антимонопольная служба создали свой спецштаб.
Ситуация на топливном рынке всех регионов страны находится под ежедневным контролем регуляторов. ФАС и Минэнерго осуществляют ежедневный мониторинг ситуации с топливообеспечением, с ценами на моторное топливо. При возникновении нестандартных ситуаций действия продавцов, а иногда и покупателей нефтепродуктов корректируются в реальном времени.
Между тем и в Хабаровском, и в Приморском краях автовладельцы жалуются: если у «нефтяных гигантов» цифры на колонках в целом стабильны, то небольшие сети АЗС повысили цены – 92-й в последние дни подорожал на 2 рубля, а 95-й сразу на 3.
А вот жители Хабаровска в ожидании окончания ремонта на НПЗ продолжают «прокачивать бензиновую тему в соцсетях». Вот кто-то в шутку предлагает продать место в очереди на заправку, а вот кто-то уже всерьез предлагает продать сразу бочку бензина по цене втрое выше, чем на АЗС, зато оптом и с запасом на несколько дней вперед. Впрочем, куда более актуальным предметом в багажниках дальневосточных автолюбителей остается канистра, которую многие расчетливо возят с собой мимо заправок, потому что они либо закрыты, либо по-прежнему блокированы огромными очередями.
На Хабаровском НПЗ возобновили выпуск бензина после дефицита
Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (входит в структуру «Независимой нефтегазовой компании», принадлежащей бывшему вице-президенту «Роснефти» Эдуарду Худайнатову) возобновил производство бензина. Об этом сообщила пресс-служба правительства края.
Завод начал снова выпускать бензин марки АИ-92. «Накануне первая партия в 500 тонн — среднесуточная норма — была доставлена на АЗС сети «ННК». По информации компании, бензином обеспечены 54 ее заправочные станции из 84, расположенных на территории региона», — говорится в сообщении.
Топливо также отправили на заправки, расположенные на трассах «Хабаровск — Бикин» и «Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре». Хабаровский НПЗ пообещал выпускать по 1 тыс. т бензина марок АИ-92 и АИ-95 в сутки. По словам председателя краевого комитета по развитию ТЭК Александра Чипизубова, эти объемы полностью покроют потребности региона.
Установку каталитического реформинга (на ней перерабатываются бензиновые фракции нефти для получения топлива) на Хабаровском НПЗ остановили в середине января в связи с поломками компрессорного оборудования. Завод является одним из основных поставщиков бензина на Дальнем Востоке, его простой привел к прекращению выпуска почти 2 тыс. т топлива в сутки.
Из-за этого неделю назад на Дальнем Востоке начался дефицит бензина — в Хабаровском крае образовались очереди на АЗС, писал портал «Новости Хабаровска. Для устранения нехватки топлива Минэнерго распорядился поставить в регион более 38 тыс. т бензина из резерва с НПЗ Сибири, Урала и Поволжья.
В ННК сообщали, что приобрели из Росрезерва 48 тыс. т топлива. На период ажиотажного спроса его отгружали в первую очередь социальным и госучреждениям, а также специальным и экстренным службам.
Правительство Хабаровского края отметило, что сейчас на пути в регион находятся еще 2,2 тыс. т бензина из Сибири.
Краевая прокуратура 3 февраля начала проверку в связи с дефицитом бензина. «В ходе проверки будет дана оценка действиям (бездействию) органов власти, руководства нефтеперерабатывающего завода, возникшей проблемы, а также своевременности поставки топлива в регион», — заявили в надзорном ведомстве.
По данным «Коммерсанта», ажиотажный спрос на бензин на фоне остановки НПЗ был обусловлен также пришедшими в регион морозами, в результате чего суточное потребление топлива в крае выросло в полтора раза — с 500 до 750 т.
Из-за этого к заправкам выстроились многокилометровые очереди, а бензин марок АИ-92 и АИ-95 фактически исчез из свободной продажи через несколько часов. При этом оптовые цены на других НПЗ — в Ангарске и Комсомольске-на-Амуре — выросли на 20%.
Хабаровский НПЗ начал выпускать АИ-95 после дефицита бензина
Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (входит в структуру Независимой нефтегазовой компании, принадлежащей бывшему вице-президенту «Роснефти» Эдуарду Худайнатову) после простоя отгрузил первую партию бензина АИ-95. Об этом сообщает пресс-служба краевого правительства.
«Сегодня ночью на предприятии выпустили 600 т бензина марки АИ-95. Топливо отгрузили компании ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт». Та, в свою очередь, развезла его по заправкам сети ННК», — говорится в сообщении.
В региональной администрации отметили, что с субботы бензин марки АИ-92 не выпускался, вместо него шло производство АИ-95. «Теперь предприятие старается ликвидировать дефицит по марке АИ-95, поэтому будет выпускать только это топливо вплоть до понедельника», — цитирует пресс-служба слова и.о. председателя комитета по развитию ТЭКа Александра Чипизубова.
В правительстве отметили, что с 7 февраля специальная комиссия возобновила проверки на 52 АЗС ННК в Хабаровске, по предварительным данным, очереди за бензином стали значительно меньше.
4 февраля Хабаровский НПЗ после простоя в связи с поломками компрессорного оборудования на установке каталитического риформинга начал выпуск АИ-92. Завод является одним из главных поставщиков бензина для региона, авария привела к прекращению выпуска почти 2 тыс. т топлива в сутки.
Из-за остановки предприятия в Хабаровском крае с конца января ощущался острый дефицит бензина. Ситуация осложнялась еще и погодой — морозы привели к росту потребления топлива в полтора раза — с 500 до 750 т в сутки.
Дефицит привел к многокилометровым очередям на заправки. Минэнерго распорядилось отправить на Дальний Восток бензин с нефтеперерабатывающих предприятий Сибири, Урала и Поволжья. В регион поставили не менее 48 тыс. т топлива из Росрезерва.
Хабаровский край чуть не взорвался из-за бензина
В Хабаровском крае местная власть генерирует конфликты, которые грозят настоящим социальным взрывом: бензиновый кризис в регионе возник из-за того, что в регионе губернатора Дегтярёва давно считают «хромой уткой». Однако в Администрации президента (АП) в адрес губернатора Михаила Дегтярёва всё равно звучит похвала – так как предварявшие топливный коллапс протестные акции в Хабаровске (как и во Владивостоке – другом крупном дальневосточном центре активности) оказались неожиданно слабыми и малозаметными. «Октагон» изучил вопрос и выяснил, что поддерживать акции несистемной оппозиции протестующие в Хабаровске не готовы из-за внутреннего раскола.
15 февраля Кремль расскажет о встрече (в режиме видео-конференц-связи) президента России Владимира Путина с губернатором Хабаровского края Михаилом Дегтярёвым. Фоном для встречи станет бензиновый кризис в регионе – дефицит топлива на заправках сохранялся несколько недель, поставки начались несколько дней назад.
Дефицитное решение
На заправки города Советская Гавань и посёлка Ванино на этой неделе наконец был доставлен бензин. На три АЗС (одна в Советской Гавани и две в Ванине) завезли в общей сложности 60 тонн АИ-95. Ещё 120 тонн бензина АИ-92 разгружается на Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) и железнодорожной станции Токи. Считается, что проблема ликвидирована. Однако на то чтобы найти 180 тонн топлива, у властей Хабаровского края ушло без малого две недели: всё это время недовольство жителей, вынужденных искать бензин на разных заправках, только нарастало.
– Завезти 95-й бензин, как это сделали на этой неделе, можно было и три недели назад. А это произошло спустя такое большое количество времени. Хотя ещё неделю назад были громкие реляции, что всё решено, а потом оказалось, что завезли только 92-й. Происходит какой-то бардак, – говорит политолог Илья Гращенков.
Дефицит топлива на заправках в Хабаровском крае длился несколько недель, поставки начались лишь несколько дней назад. Фото: Денис Дмитриев/ТАСС
Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявлял о необходимости строительства нового НПЗ. Напомним, перебои с поставками бензина, по версии администрации Хабаровского края, начались из-за плановых работ на Хабаровском НПЗ, который принадлежит компании «ННК».
Сейчас нефтезавод якобы работает на полную мощность (1800 тонн бензина АИ-92 и АИ-95 в сутки) и поставляет топливо не только в Хабаровский край, но и в другие регионы. «Топливо с завода идёт на местную сеть заправок “ННК”, а также в другие регионы. Сейчас все 84 АЗС Хабаровского края полностью заправлены бензином», – сообщает пресс-служба правительства региона.
Вместе с тем источники «Октагона», знакомые с ситуацией в крае, отмечают, что существенное влияние на развитие кризиса показала неспособность Дегтярёва оперативно реагировать и решать подобные задачи.
Например, оперативный штаб по снабжению населения горючим под руководством Дегтярёва был создан только 12 февраля – больше чем через две недели с начала топливного кризиса.
– По факту в начале кризиса краевая власть самоустранилась. Хотя могли снять напряжённость, пригласив директора НПЗ под камеры за стол переговоров. Однако в регионе все понимают, что Дегтярёву для этого уже просто не хватает политического веса. Директор вполне мог бы и не прийти даже. Вместо решения проблемы ещё и начали наезжать через телеграм-каналы на Сечина. За это Дегтярёву прилетит отдельно, – объясняет знакомый с ситуацией в регионе собеседник издания.
То, что врио губернатора Михаил Дегтярёв самоустранился от работы в крае, «Октагону» подтвердил ещё один источник в регионе.
Кризис за кризисом
Дальневосточный бензиновый кризис случился не вовремя – в дни протестных акций в поддержку блогера Алексея Навального и предъявления окончательного обвинения бывшему губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу, освобождения которого жители региона требовали на митингах.
– Уже профургальские каналы эту тему [нехватки бензина] начинали качать. Дальневосточные блогеры сразу стали писать, что Дегтярёв не даёт никаких комментариев, а за него выступают его заместители. Я бы не удивился, если бы товарищи «навальнята» в какой-то момент оседлали тему с бензином и вывели людей под этим предлогом. Ситуация даже в самом Хабаровске была очень напряжённая, – объясняет политконсультант Александр Головко.
На фоне гремевших по всей стране акций в поддержку Фургала нынешняя волна пронавальновских протестов на Дальнем Востоке оказалась неожиданно слабой. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Характерно, что наряду со структурами штаба Навального и протестующими «зафургальцами» к раскачке темы достаточно быстро подключились и местные тикток-блогеры. Навряд ли растущую социальную напряжённость не заметили в федеральном центре, как и то, что региональные власти чуть не упустили ситуацию.
Однако в АП большую угрозу региональной стабильности видят в протестах, а не в дефиците топлива. По данным источников «Октагона», несмотря на события последних недель, Дегтярёв остался на хорошем счету.
На деле же краевой администрации банально повезло: с одной стороны, штаб Навального отменил федеральные акции протеста и фактически приостановил свою работу в стране, с другой – бензиновый кризис застал хабаровские протестные структуры не в самое удобное для них время. По данным издания, конфликт между сторонниками Навального и сторонниками Фургала до сих пор не разрешён. И хотя принято считать, что с осени контроль за акциями протеста перешёл в руки местных штабистов Навального (после того, как к нему примкнул сын Фургала Антон), координации протеста как таковой в Хабаровске уже нет.
Читайте также
Фото на обложке: Сергей Бобылев, пресс-служба администрации Хабаровского края/ТАСС, коллаж Анны Бабич