Что слегка отклоняют при агогике
Агогика
Литература : Скребков С. С., Некоторые данные об агогике авторского исполнения Скрябина, в сб.: А. Н. Скрябин. К 25-летию со дня смерти, М., 1940; Lussy M., Traitй de l’espression musicale, P., 1878, 1904; рус. пер.: П.-M., 1888; Riemann H., Musikalische Dynamik und Agogik, Hdlb. St. Petersburg, 1884; его же, Ьber Agogik, в сб.: Prдludien und Studien, II, Lpz., 1900.
И. M. Ямпольский.
Полезное
Смотреть что такое «Агогика» в других словарях:
Агогика — (от др. греч. ἀγωγή увод, унесение), в музыкальном исполнительском искусстве небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности. См. также Список терминов для изменения темпа. Ссылки… … Википедия
АГОГИКА — (греч.). Учение об изменениях темпа при музыкальном исполнении, в интересах выразительности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. агогика (гр. agoge увод, унесение) в муз. исполнении небольшие отклонения … Словарь иностранных слов русского языка
АГОГИКА — (от греч. agoge увод) в музыкальном исполнении небольшие отклонения от установленного темпа в художественных целях … Большой Энциклопедический словарь
агогика — сущ., кол во синонимов: 1 • отклонение (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
агогика — (от греч. agōgē увод), в музыкальном исполнении небольшие отклонения от установленного темпа в художественных целях. * * * АГОГИКА АГОГИКА (от греч. agoge увод), в музыкальном исполнении небольшие отклонения от установленного темпа (см. ТЕМП (в… … Энциклопедический словарь
Агогика — (от греческого agōgē увод, унесение) в музыкальном исполнении небольшие отклонения (замедления, ускорения) от Темпа и метра (См. Метрика), подчинённые целям художественой выразительности … Большая советская энциклопедия
агогика — аг огика, и … Русский орфографический словарь
агогика — (грч ago води) муз наука за музичкото темпо, односно за постепените модификации за што поживо и попластично изведување на музичкото дело … Macedonian dictionary
Агогика — (от греч. αγωη увод, унесение) не обознач. в муз. нотации и отклоняющиеся от равномерной пульсации небольшие, взаимно компенсированные замедления и ускорения в исполнении, имеющие прообраз в естеств. вокальном интонировании муз. фразы и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
АГОГИКА — учение о небольших изменениях, вводимых в темп при художественном исполнении (См. Rubato, Tempo rubato). Составитель этого лексикона в своей Музыкальной динамике и огогике (Musikalische Dynamik und Agogik, 1884) пытался создать систематическую… … Музыкальный словарь Римана
Агогика: основные принципы
Основная задача концертмейстера
Работа концертмейстера с солистом над музыкальным произведением – процесс многоплановый. Концертмейстер должен стремиться к подлинно художественному воплощению своей партии при одновременном контроле за исполнением солиста, помогая ему дельными профессиональными советами в процессе работы.
Основная задача концертмейстера – создание целостного художественного образа. Выявляя особенности сочинения, концертмейстер обосновывает его трактовку и возможность ее воплощения в исполнении солиста, руководствуясь авторскими указаниями и возможностями учащегося.
Ученик ждет полновесного раскрытия композиторского замысла. И чтобы этот замысел был раскрыт ярко и полно концертмейстер и педагог могут исполнять произведение вдвоём, показав конечную цель в исполнении. При этом ученик сразу видит и слышит поставленные перед ним задачи, перспективу роста в техническом и творческом плане. С ребятами, которые уже накопили достаточный слуховой опыт, можно поговорить о стилистике, рассказать об эпохе и истории создания данного произведения, дать обзорное представление о композиторе.
После предварительного совместного прочтения произведения наступает период репетиций, когда солист и концертмейстер начинают работу по раскрытию художественного образа, ищут характер звучания, краску, нюансы, темп, т.е используя основные средства музыкальной выразительности.
Динамика, артикуляция и агогика – это три кита, три основных средства музыкальной выразительности, на которых основывается вообще всё музыкальное исполнительство, само понятие “интерпретация”, “прочтение музыкального произведения”.
И если с динамикой и артикуляцией всё более или менее понятно, то агогика вызывает немало вопросов.
Агогика: основные принципы
Учение об агогике, и сам этот термин были введены в музыкальную практику Хуго Риманом. В современной теории исполнительства агогика бытует в том значении, какое ей придал Х. Риман еще в 1884 г.
До этого явление свободного и непринуждённого музицирования передавалось понятием tempo rubato (итал. – «украденный темп»).
Агогика (от греч. agogio – уводя) – средство музыкальной выразительности, которое характеризуется небольшим отступлением от соблюдения ритма и метра. Исходя из закономерностей современной теории и практики исполнительства как системы научного знания, мы знаем, что главный принцип (функция) агогических нюансов – сжатие перед лёгким временем и расширение перед тяжёлым. Действует этот принцип как в пределах одной доли, так и на уровне суммы тактов. В природе аналогичным образом движется маятник (он не притормаживает внизу, а только у своей верхней точки движения, подобной тяжёлому времени в музыке). Небесные тела, подчиняясь закону гравитации, также не перемещаются с абсолютно одинаковой скоростью. В пределах микропостроений мы обычно обнаруживаем это в виде едва заметной, может быть, задержки какого-то важного, с нашей точки зрения, звука, или ускорение в тех местах, которые кажутся нам общими формами. В более крупных построениях агогика охватывает более крупные пласты, на большом протяжении мы можем обнаружить эффект едва заметного ускорения темпа и, впоследствии, замедления. Для всех видов агогики основополагающим элементом является компенсация времени. То есть сколько времени мы забрали, ускоряя темп, столько же времени мы должны отдать, с тем, чтобы центральный темп практически не изменился.
Законы агогики (гибкость ритмических отношении) столь же органичны, как и самый ритм. Агогичность составляет неотъемлемое свойство ритма, отличающее его реалистическую природу математической формулы метра. Агогика — это тот корректив, который вносится в механическую равномерность физического процесса целенаправленной деятельностью и всем комплексом психики человека.
В теории это всё, в принципе, ясно.
На практике, в работе с учеником ДМШ, всё обстоит немного сложнее.
На определенном этапе работы над произведением, на первый план выходит вопрос агогики. И в процессе работы можно выделить 3 типа агогики:
· агогические указания автора произведения (accel, rit, a tempo и т.п.)
Подобные указания отклонения от темпа в определённых местах формы, которые выписаны непосредственно композитором и обязательны для выполнения.
· агогика, обусловленная технически трудными местами
Нередко в произведениях встречаются места повышенной технической трудности, такие как: скачки на большие интервалы, длинные пассажи, места где не хватает дыхания, и т.п. В таких случаях агогика помогает сыграть проблемное место без потерь: сложный отрезок пассажа можно немного «расширить», скомпенсировав различие темпа в другом отрезке, подготовиться к большому скачку, взяв более крупное дыхание.
· агогика как средство художественной выразительности.
Использование агогических отклонений в качестве средства художественной выразительности подразумевает поиск смысловых акцентов в фразе, выделение особо выразительных интонаций (интонация вздоха, вопроса и т.д.), подготовка к кульминации, сама кульминация и выход из нее. Также, агогические отклонения используются и в более крупных построениях. Например, играя крупное секвенционное построение у некоторых учащихся наблюдается тенденция к затягиванию или наоборот разгона. В таких случаях, рекомендуется подобное место исполнять с ощущением небольшого сжатия или расширения, а по заключении секвенционного построения точно следовать основному темпу. В таком случае подобные отклонения не будут заметны слушателю, а исполнение произведения не потеряет своей динамичности и органичности.
Особенности агогики
Предлагая ученику определённые агогические отклонения от темпа в том или ином произведении, стоит сказать ещё о некоторых особенностях этого явления. Агогика танцевальных ритмов наиболее естественно и наглядно проявляется в танцевальных формах. В непосредственной связи с характером танцевального движения образуются устойчивые ритмоформулы того или иного танца. Агогические оттенки, равно как оттенки артикуляции и динамики, вносят в эти формулы живую конкретность и разнообразие. Например, в вальсе после слегка ускоряемого кружения — момент полета, «заноса» естественно вызывает агогическое замедление. Характерны агогические оттенки приседании и поклонов менуэта. Хореографическая деталь этого танца — реверанс, поклон — находит свое адекватное музыкальное воплощение в плавно слигованной ритмической фигуре, где на сильную долю приходится приседание (момент «отяжеления»), а на слабую — исходное положение (снятие тяжести).
Новое претворение агогического принципа присуще джазовой музыке, в которой звуки мелодии то опережают метрический акцент, то запаздывают — мелодия как бы скользит между метрическими долями, «спасая» импровизационность свободного напевания от жесткого каркаса механического метроритма.
Также, необходимо объяснить стилевые особенности агогики. На протяжении всего периода обучения, учащийся сталкивается с произведениями различных стилей. Играя произведения эпохи барокко, ученик видит и усваивает ее отличительные метроритмические особенности — ритмическую контрастность голосов, зачастую противоречащих друг другу даже в опорных долях; своеобразную акцентуацию, как бы избегающую метрически сильных времен и т.д. Любой обучающийся так или иначе “проходит” сквозь эпоху венского классицизма, ассимилируя в своем слуховом сознании такие ее качества, как четкость и энергичность метроритмической пульсации, динамизм двигательно-моторных, неизменную симметричность временных структур. Исполняя музыку романтиков, молодой музыкант проникает в иные миры ритмо-выразительности, открывая для себя пластичную распевность ритмических узоров, изящество и одновременно эмоциональную наполненность ритмики. Наконец, произведения ХХ века приобщат его к новейшим веяниям в ритмо-творчестве. Одним словом, возможности стилевого ритмического воспитания уникальны по своей широте и универсализму. Зная и анализируя подобные стилевые особенности произведений, мы можем грамотно обозначить необходимые агогические отклонения, которые не пойдут в разрез с замыслом композитора.
Заключение
Мельчайшие агогические отклонения, содействующие естественности и выразительности исполнения, мало доступны точным обозначениям и регламентации — в них проявляются в основном индивидуальное ощущение, вкус, эмоциональность исполнителя. Для малоопытного аккомпаниатора эта сторона исполнения представляет наибольшие трудности. Да и опытные мастера ансамбля не руководствуются каким-то «кодексом правил», а воспринимают ритмические отступления солиста преимущественно тонким ощущением его артистических намерений. Такая чуткость, разумеется, является наиважнейшей способностью концертмейстера. Однако с точки зрения методологической и методической весьма полезно дать себе отчет в глубоких закономерностях и разнообразных причинах, которые лежат в основе агогики, перевести данный предмет из области «иррациональных» ощущений в сферу осознания.
Список литературы
1. Готлиб А. Основы ансамблевой музыки. М., 1971
2. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Л., 1972.
3. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.
4. Шендерович Е. М. Об искусстве аккомпанемента // Советская музыка, № 4, 1969.
Агогика
Агогика (от др.-греч. ἀγωγή — увод, унесение), в музыкальном исполнительском искусстве — небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности.
См. также
Ссылки
Смотреть что такое «Агогика» в других словарях:
АГОГИКА — (греч.). Учение об изменениях темпа при музыкальном исполнении, в интересах выразительности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. агогика (гр. agoge увод, унесение) в муз. исполнении небольшие отклонения … Словарь иностранных слов русского языка
АГОГИКА — (от греч. agoge увод) в музыкальном исполнении небольшие отклонения от установленного темпа в художественных целях … Большой Энциклопедический словарь
агогика — сущ., кол во синонимов: 1 • отклонение (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
агогика — (от греч. agōgē увод), в музыкальном исполнении небольшие отклонения от установленного темпа в художественных целях. * * * АГОГИКА АГОГИКА (от греч. agoge увод), в музыкальном исполнении небольшие отклонения от установленного темпа (см. ТЕМП (в… … Энциклопедический словарь
Агогика — (от греческого agōgē увод, унесение) в музыкальном исполнении небольшие отклонения (замедления, ускорения) от Темпа и метра (См. Метрика), подчинённые целям художественой выразительности … Большая советская энциклопедия
Агогика — (от греч. agogn увод, унесение) небольшие отклонения от темпа (замедления или ускорения), не обозначаемые в нотах и обусловливающие выразительность муз. исполнения. Термин А. применялся в др. греч. муз. теории; в совр. музыкознание введён … Музыкальная энциклопедия
агогика — аг огика, и … Русский орфографический словарь
агогика — (грч ago води) муз наука за музичкото темпо, односно за постепените модификации за што поживо и попластично изведување на музичкото дело … Macedonian dictionary
Агогика — (от греч. αγωη увод, унесение) не обознач. в муз. нотации и отклоняющиеся от равномерной пульсации небольшие, взаимно компенсированные замедления и ускорения в исполнении, имеющие прообраз в естеств. вокальном интонировании муз. фразы и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
АГОГИКА — учение о небольших изменениях, вводимых в темп при художественном исполнении (См. Rubato, Tempo rubato). Составитель этого лексикона в своей Музыкальной динамике и огогике (Musikalische Dynamik und Agogik, 1884) пытался создать систематическую… … Музыкальный словарь Римана
Косоглазие
Косоглазие — это нарушение положения глаз, при котором выявляется отклонение одного или обоих глаз поочередно при взгляде прямо. При симметричном положении глаз изображения предметов попадают на центральные области каждого глаза. В кортикальных отделах зрительного анализатора происходит их слияние в единое бинокулярное изображение. При косоглазии слияния не происходит и центральная нервная система, чтобы защититься от двоения, исключает изображение, получаемое косящим глазом. При длительном существовании такого состояния развивается амблиопия (функциональное, обратимое понижение зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе).
Причины возникновения косоглазия
Причины косоглазия очень разнообразны. Они могут быть как врожденного, так и приобретенного характера:
Симптомы косоглазия
В норме зрение у человека должно быть бинокулярным. Бинокулярное зрение – это зрение двумя глазами с соединением в зрительном анализаторе (коре головного мозга) изображений, полученных каждым глазом, в единый образ. Бинокулярное зрение дает возможность стереоскопического зрения – позволяет видеть окружающий мир в трех измерениях, определять расстояние между предметами, воспринимать глубину, телесность окружающего мира. При косоглазии этого соединения в зрительном анализаторе не происходит и центральная нервная система, чтобы защититься от двоения, исключает изображение косящего глаза.
Как видят люди с косоглазием
Виды косоглазия по происхождению
Специалисты выделяют две формы косоглазия: содружественное и паралитическое.
Содружественное косоглазие
При содружественном косоглазии косит то левый, то правый глаз, при этом величина отклонения от прямого положения примерно одинаковая. Практика показывает, что чаще косоглазие возникает у лиц с аметропией и анизометропией, среди которых превалирует дальнозоркость. Причем дальнозоркость преобладает в случаях сходящегося косоглазия, а близорукость сочетается с расходящимся видом косоглазия. Основной причиной содружественного косоглазия чаще всего является аметропия, и чем больше она выражена, тем большая ее роль в возникновении этой патологии.
К причинам содружественного косоглазия специалисты также относят:
Содружественное косоглазие характеризуется следующими основными признаками:
Паралитическое косоглазие
При паралитическом косоглазии косит один глаз. Основным признаком этого вида косоглазия является ограничение или отсутствие движений глаза в сторону действия пораженной мышцы и, как следствие, – нарушение бинокулярного зрения, двоение. Причины возникновения этого вида косоглазия могут быть обусловлены поражением соответствующих нервов или нарушением морфологии и функции самих мышц. Эти изменения могут носить врожденный характер или наступить вследствие инфекционных заболеваний, травм, опухолей, сосудистых заболеваний.
Признаки паралитического косоглазия:
Данный вид косоглазия может возникать у человека в любом возрасте. Он может быть также вызван повреждениями (травмами), токсикозами, отравлениями и т. п.
Кроме того, различаются следующие формы косоглазия:
При сходящемся косоглазии зрительная ось одного из глаз отклонена к носу. Сходящееся косоглазие обычно развивается в раннем возрасте и сначала нередко бывает непостоянным. Чаще всего данный вид косоглазия присутствует при дальнозоркости средней и высокой степеней.
При расходящемся косоглазии зрительная ось отклонена в сторону виска. Расходящееся косоглазие зачастую наличествует при врожденной или рано появившейся близорукости. Причинами появления расходящегося косоглазия могут быть травмы, заболевания головного мозга, испуг, инфекционные заболевания.
Помимо этого бывают и другие сочетания разных положений. Косоглазие может быть постоянным или периодически появляющимся.
Атипичные виды косоглазия – встречаются редко, обусловлены анатомическими аномалиями развития (синдром Дуана, Брауна, LVL-синдром и т. д.)
Косоглазие различают по нескольким критериям:
По времени возникновения:
По стабильности отклонения:
По вовлеченности глаз:
По происхождению:
По виду отклонения:
Диагностика косоглазия
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз «косоглазие», необходимо пройти тщательное обследование зрительной системы. В офтальмологической клинике «Эксимер» диагностика проводится при помощи комплекса современного компьютеризированного оборудования и позволяет составить полную картину о зрении пациента. Одним из критериев диагностики косоглазия является обследование с применением тестов на бинокулярное зрение.
Лечение косоглазия
При косоглазии обычно способность нормально видеть сохраняет только тот глаз, который осуществляет зрение. Глаз, отклоненный в сторону, видит со временем все хуже и хуже, его зрительные функции подавляются. Поэтому лечение косоглазия должно начинаться как можно раньше.
Лечение косоглазия может включать в себя:
Обычно к операции прибегают как к косметическому средству, так как сама по себе она редко восстанавливает бинокулярное зрение (когда два изображения, полученные глазами, мозг соединяет в одно). Вид операции определяется хирургом уже непосредственно на операционном столе, так как при такой операции необходимо учитывать особенности расположения мышц у конкретного человека. Иногда оперируются сразу оба глаза, при некоторых видах косоглазия оперируется только один глаз. Оперативное вмешательство направлено на то, чтобы усилить или ослабить одну из мышц, двигающих глазное яблоко.
Хирургическое лечение косоглазия выполняется в режиме «одного дня», под местной капельной анестезией. В этот же день пациент возвращается домой. Окончательное восстановление занимает около недели, однако после такой хирургической операции врачи настоятельно рекомендуют курс аппаратного лечения для оптимального восстановления зрительных функций.
Мнение эксперта
Семенова Лола Александровна
Врач-офтальмохирург, специалист по лечению косоглазия
Лечение косоглазия — длительный процесс, и одной только хирургической помощи здесь недостаточно. Мало вернуть глаз в правильное положение, нужно научить организм правильно им пользоваться. Это достигается регулярными тренировками: зрительной гимнастикой, развитием и закреплением бинокулярного зрения, коррекцией амблиопии.
И если взрослому человеку еще можно объяснить необходимость регулярных занятий, то детям это быстро надоедает. В этом случае успех лечения зависит от родителей, которые должны контролировать выполнение всех назначений лечащего врача.
Актуальные вопросы
Операция по поводу косоглазия – это в первую очередь косметическое средство, так как сама по себе она редко восстанавливает бинокулярное зрение (когда два изображения, полученные глазами, мозг соединяет в одно).
Каждый глаз у человека с нормальным зрением получает немного разные изображения (в этом можно убедиться, закрыв сначала один глаз, а потом второй), которые головной мозг соединяет в одно. При косоглазии этого не происходит. Для того чтобы человек видел одну картинку, а не две, только операции недостаточно. Мозг не привык к такой работе. Поэтому для восстановления бинокулярного (объемного) зрения, необходимы специальные упражнения в течение длительного времени. В клиниках «Эксимер» эту задачу помогает решить комплексная стимуляция зрения, аппаратное лечение.
Причины косоглазия очень разнообразны. Они могут быть как врожденного, так и приобретенного характера: наличие аметропии (дальнозоркости, близорукости, астигматизма) средней и высокой степеней; травмы; параличи и парезы; аномалии развития и прикрепления глазодвигательных мышц; заболевания центральной нервной системы; стрессы; инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия, грипп и т.д); соматические заболевания; психические травмы (испуг); резкое снижение остроты зрения одного глаза.
Запишитесь в клинику «эксимер»
и узнайте больше о своём здоровье!
Вы можете позвонить по телефону: +7 (812) 325-55-35
Или нажать кнопку и заполнить форму заявки
и получить 5% скидку на полную диагностику зрения
Наш адрес: г. Санкт-Петербург, Апраксин переулок, дом 6
Все о прикусе: какой он бывает, почему важно за ним следить и как лечить неправильно выросшие зубы
Прикусом называют способ взаимодействия зубных рядов при полном смыкании верхней и нижней челюсти. Неправильный прикус почти всегда приводит к тому, что эмаль, а за ней и костная ткань резцов, клыков, коренных зубов быстро снашиваются, разрушаются. Именно поэтому правильный прикус зубов у человека так важен.
Если у вас есть какие-то проблемы с зубным рядом, их можно исправить. Но это займет немало времени, т. к. зубы нельзя просто передвинуть, их нужно перемещать постепенно. За время изучения проблемы врачи придумали немало способов борьбы с неверным прикусом.
Разновидности прикуса человека
Выделяют три разновидности прикуса у людей: идеальный, правильный и неправильный. Идеальный встречается очень редко. Чтобы врач сказал, что у ваших челюстей нет дефектов вовсе, они должны соответствовать определенным признакам. Перечислим их:
Идеальную челюсть у пациентов найти очень сложно, потому что какой-нибудь мелкий недостаток все равно есть. Чаще всего это зазоры между зубами или не очень ровная верхняя дуга. Но, если это не мешает жизни и жеванию, врач не будет ничего лечить и менять. Иногда неправильный прикус формируется из-за вредных привычек. Избежать этого помогут трейнер-системы.
Правильный прикус зубов
Правильный прикус – это смыкание зубов без дефектов или с небольшими дефектами, не влияющими негативно на общее состояние ротовой полости. Это означает, что при любом из вариантов у человека нет проблем с жеванием, речью, не видны косметические проблемы и т. д. Четыре фото правильных прикусов у человека представлены ниже.
Рис 1. Четыре вида правильного прикуса
Ортогнатический
Ортогнатический – это наиболее эстетичный прикус. При нем все зубы ровные, щели и промежутки между ними отсутствуют, верхний зубной ряд перекрывает нижний примерно на 30% высоты. Это один из самых популярных вариантов расположения резцов.
Прямой
Прямой тип прикуса у людей встречается довольно часто и определить его легко: зубы в этом случае соприкасаются режущими краями и не закрывают друг друга. Улыбка в таком случае выглядит немного специфично и получается широкой, но сохраняет эстетичность и здоровый внешний вид.
Бипрогнатический
Характеризуется бипрогнатический прикус ровным зубным рядом с отсутствием промежутков, но зубы при этом растут не прямо вниз. Они немного выдвинуты вперед, хоть и незначительно.
Прогенический
Прогенический прикус при нормальном развитии зубов тоже не имеет никаких аномалий вроде промежутков между резцами или коренными элементами. Правильная челюсть такого плана имеет лишь одну особенность: в ней передние нижние зубы немного выдвигаются вперед.
Неправильный прикус зубов
Нарушение правильного прикуса – это большая проблема, которая требует лечения. Наиболее эффективно положение зубного ряда можно скорректировать у детей. В 30-40 лет справиться с проблемой можно, но у взрослых это займет намного больше времени. Ниже на картинке можно увидеть пять популярных патологий прикуса, которые часто влияют не только на челюсти, но даже на то, как выглядит лицо.
Рис 2. Пять видов неправильного прикуса
Дистальный (прогнатический)
От нормального прикуса дистальный отличается сильно развитой верхней челюстью. В итоге она выпирает вперед, что изменяет и черты лица. При сильных проявлениях такого типа нарушений развития зубов может потребоваться хирургическое вмешательство.
Мезиальный (медиальный)
При мезиальной патологии сильнее развита нижняя челюсть, которая может выдвигаться вперед сильно или не очень. От прогенического правильного расположения зубов отличается тем, что нижние зубы не только немного выдвинуты, они практически полностью закрывают верхний ряд. Такой прикус опасен тем, что внешняя эмаль верхних резцов и клыков быстро стачивается, приводя к появлению кариеса.
Перекрестный
Перекресный прикус отличается следующими признаками: между зубами имеется свободное пространство, при этом часть резцов верхней челюсти находится перед нижними зубами, а часть – за ними. Такое расположение еще описывают «пересечением на манер ножниц». Выглядит весьма неэстетично, к тому же почти всегда при перекрестном прикусе зубы растут в разные стороны.
Глубокий
Глубокий прикус отличается от правильной челюсти тем, что верхний ряд зубов при нем перекрывают нижний практически полностью. Также аномалией считается, если резцы закрывают зубной ряд более чем на 30%, хотя иногда нарушений и не видно. Например, обыватель вряд ли отличит перекрытие зуба на 30% и на 40%, т. к. разница между ними небольшая.
Открытый
При открытом виде прикуса верхний и нижний зубной ряд соприкасаются только частью жевательных зубов, а между резцами челюстей (чаще всего) возникают выраженные промежутки. Иногда и вовсе создается ощущение, что рот не закрыт.
Любую патологию зубов необходимо лечить, потому что правильный прикус – это залог здоровья всей ротовой полости и даже вашего желудочно-кишечного тракта. Ведь чем лучше пища обрабатывается зубами при поступлении, тем проще она усваивается.
Прикус при отсутствии зубов
Интересно, но даже если у вас нет зубов вообще, нет гарантии, что при протезировании удастся сделать правильную челюсть. Все зависит от того, насколько была нарушена зубная система до удаления всех ее элементов. Если челюсти находятся относительно друг друга в пределах нормы, врач сможет внести в протез корректировки. Если же с костями тоже проблемы, будут необходимы более сложные способы восстановления зубного ряда.
При отсутствии зубов прикус у людей определяется с помощью специальных восковых валиков, которые укладываются в рот и позволяют провести измерения. В качестве инструментов используются дуга-линейка и внутриротовая пластинка. Далее создается гипсовый, а потом и обычный протез.
Прикус после удаления зуба мудрости
Зубы мудрости у современного человека являются атавизмом, т. е. элементом, который вроде как есть, но в жизни не требуется. Они не влияют на правильное смыкание зубов и никак не вредят зубному ряду, если прорезались корректно. Именно поэтому стоматологи рекомендуют не трогать зубы мудрости и не удалять их без необходимости.
Но если вы решили сформировать правильный прикус зубов во взрослом возрасте, бесполезные «восьмерки» могут сослужить хорошую службу. Дело в том, что после их удаления плотный зубной ряд становится свободнее, благодаря чему остальные зубы смогут расположиться правильно.
Как самостоятельно определить, хороший или нет. Кто сможет проверить
Обычно неправильный прикус видно сразу же, ведь он может негативно повлиять на лицо человека. Если у вас есть хоть один друг или знакомый с некорректным расположением зубов, вы знаете, что таким людям часто тяжело говорить или откусывать пищу, у них появляются разнообразные дефекты речи. Но, увы, очевидны для обывателя только явные нарушения.
Важно понимать, что правильный прикус – это комплекс характеристик вашего зубного ряда. Даже если у вас приятная улыбка и передние зубы располагаются красиво и аккуратно, нет никакой гарантии, что все на самом деле отлично. А между тем, это чревато: пропустите одну проблему, и она приведет к большим тратам на лечение разрушенных зубов.
Вы можете представлять, каким должен быть правильный прикус у взрослого или ребенка, но поставить диагноз сможет только опытный врач.
Важность правильного прикуса для человека
Правильный прикус, своевременное лечение зубов и тщательная гигиена имеют огромное значение в жизни человека. Уже в 19 веке понимали важность корректного расположения зубных рядов и начали исследовать его особенности. Основные плюсы правильного прикуса:
И в детском, и во взрослом возрасте на формирование правильного прикуса потребуется время. Но его стоит потратить, т. к. от верного расположения зубов во многом зависит ваше здоровье. Да и в бизнесе или в жизни красивая улыбка часто помогает завязать крепкие личные или деловые отношения. Поэтому здоровые зубы – это очень важно.
Проблемы, спровоцированные неправильным прикусом
Неправильный прикус у людей практически всегда приводит к достаточно серьезным проблемам, причем не только с ротовой полостью. Среди последствий некорректного смыкания зубных рядов называют:
Помните, что формирование правильного прикуса – это вопрос здоровья, а не просто решение эстетических проблем. Именно поэтому так важно вовремя обращаться к стоматологу.
Важно! Если у ребенка на молочных зубах неправильный прикус, его тоже нужно обязательно лечить! Хотя зубы со временем сменятся, они будут расти на тех же местах, где находились их молочные предшественники. К тому же, в детстве организм быстрее приспосабливается и проще восстанавливается, поэтому лечение пройдет быстрее.
Как эффективно исправить прикус. Методы лечения аномалий
Лечение прикуса зубов начинается с оценки состояния ротовой полости и тщательного изучения проблемы. Далее стоматолог может посоветовать один из популярных способов восстановления правильности зубного ряда:
Современные методы почти всегда безопасны и вызывают лишь небольшой дискомфорт. Зато после курса лечения вы не узнаете себя: вы станете увереннее, смелее, здоровее. А иногда правильный прикус меняет внешность на фото и в реальности, формируя более здоровые и приятные черты лица.
Рис 3. Брекеты и капа для лечения прикуса
Выводы. Советы специалиста
Существует много различных видов прикуса. Правильным называют такое расположение зубов, которое не мешает жеванию, речи. При неправильном смыкании на зубы идет чрезмерная нагрузка, и они быстрее разрушаются. Прикус сохраняется даже при отсутствии зубов. Удаление зуба мудрости не нарушает прикус и не является обязательным, но может быть рекомендовано в случае исправления нарушенного зубного ряда.
Даже если вы знаете, как выглядит правильный прикус, вы не сможете поставить себе корректный диагноз. Зато вы можете оценить важность правильного прикуса и глобальность проблем, которые вызывает его нарушение. Это – хорошая мотивация, чтобы посетить стоматолога. Врач поставит диагноз и предложит современные методы исправления прикуса: установку брекетов, ношение капы или другие способы. В среднем лечение занимает от года до 3 лет – в зависимости от сложности вашего случая.