Что следует выяснять в ходе допроса водителей участников дтп
Криминалистика
ООО Технологии контроля обслуживает оборудование энергетического кластера.
Допросы учасников ДТП
Свидетельские показания являются ценным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями-очевидцами по делам данной категории могут быть водители других автомашин, пассажиры городского транспорта, пешеходы, работники ГИБДД и т.д.
При их допросах следует учитывать, что быстротечность и драматизм события, его неожиданность и кратковременность восприятия могут привести к неточным, отрывочным и противоречивым показаниям очевидцев об обстоятельствах происшествия. Поэтому важно выявить всех свидетелей, сопоставление показаний которых поможет максимально полно выяснить обстановку и роль каждого участника ДТП.
Следует выяснить характер действий водителя до происшествия, с какой примерно скоростью ехала его автомашина, тормозил ли он и т.д. Для более точного воссоздания происшествия каждого свидетеля-очевидца целесообразно допросить прямо на месте аварии либо предложить ему составить схему места происшествия, обозначив в ней свое местонахождение в момент ДТП, а также других объектов дорожной обстановки. В случаях, когда водитель сам или на автомобиле скрылся с места происшествия, нужно выяснить признаки его внешности и приметы автомашины, которые запомнились свидетелю.
При допросе водителя выясняется, как развивался процесс ДТП, какими были его и потерпевшего действия в кульминационный момент, с какой скоростью он ехал на автомобиле, какие попытки предпринимал для предотвращения опасных последствий (тормозил, маневрировал и др.), оказал ли помощь потерпевшему, почему уехал с места ДТП, пытался ли скрыть следы произошедшего и т.д.
Очевидцы ДТП обычно дают объективные показания. Однако быстротечность и неожиданность события ухудшают качество восприятия. Субъективные характеристики очевидца также могут отрицательно повлиять на качество восприятия, запоминания и воспроизведения на допросе сведений о ДТП. Очевидцев выявляют с помощью допрошенных свидетелей и силами работников ГИБДД. При допросе рекомендуется предъявлять очевидцу схему места происшествия.
Допрос подозреваемого. Перед допросом подозреваемого следует ознакомиться с его документами: удостоверением на право вождения автомобиля, техническим паспортом и путевым листом, находящимися у водителя-профессионала, выяснить его квалификацию, маршрут движения, не привлекался ли он ранее к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения.
Допрашивая подозреваемого водителя, нужно выяснить его состояние перед поездкой: принимал ли он алкоголь и в каком количестве; был ли исправен автомобиль, в чем выражались неисправности; на каком часу работы произошло ДТП; какими были скорость движения автомобиля, видимость, состояние погоды и проезжей части.
Выясняется наличие или отсутствие других транспортных средств, их расположение друг относительно друга и автомобиля подозреваемого; был ли с ним пассажир и кто именно. Детально выясняется, когда водитель заметил препятствие, какие меры принял, чтобы предотвратить столкновение или наезд, разглядел ли этот момент, и если да, то какой частью автомашины был сбит потерпевший или произошло столкновение; кто в это время был поблизости и все видел.
Если водитель с места происшествия скрылся и был установлен позже, то следует также выяснить, почему он не оказал помощи потерпевшему, пытался ли уничтожить следы происшествия, каким образом и с чьей помощью.
Поскольку ДТП совершаются неумышленно, водители обычно дают правдивые показания, однако стремятся преуменьшить неправильный характер своих действий. Поэтому часты ссылки на непредвиденные обстоятельства, например грубую неосторожность пешехода, слабую освещенность проезжей части, плохое дорожное покрытие, внезапную неисправность машины, резкую смену погоды и др. Поэтому допрос должен быть, с одной стороны, активным и целенаправленным, а с другой — предельно тактичным.
Допрос потерпевшего обычно производится после его доставки в медицинское учреждение, с разрешения врача. У потерпевшего-пешехода выясняют, не страдает ли он каким-либо физическим недостатком (например, хромотой, близорукостью, глухотой), помешавшим ему быстро сориентироваться в возникшей обстановке (по этому вопросу рекомендуется проконсультироваться с лечащим врачом, допросить родственников и знакомых потерпевшего).
Затем важно уточнить, где он был в момент происшествия и что делал (шел, стоял, бросался из стороны в сторону), видел ли приближающийся автомобиль, каковы его характеристики, какой сигнал светофора горел в тот момент. При допросе потерпевших-пассажиров дополнительно выясняется, какой была скорость движения, как вел себя водитель — не отвлекался ли от своих обязанностей, не жаловался ли на недомогание, усталость, поломки автомашины, как действовал после случившегося.
Если потерпевший получил повреждения, не опасные для жизни, его лучше допросить прямо на месте происшествия.
Если водитель скрылся с места происшествия, то у потерпевшего нужно выяснить вид, марку и другие внешние признаки автомобиля, приметы виновного водителя (пол, возраст и пр.). При оценке показаний потерпевших следует иметь в виду, что они могут добросовестно заблуждаться, преувеличивать скорость приближения автомобиля и т.д. Как и подозреваемый, потерпевший, будучи лицом, заинтересованным в исходе дела, может дать необъективные показания. Кроме того, страх, стресс, физические страдания влияют на его восприятие произошедшего, поэтому показания потерпевшего необходимо тщательно проверить.
Освидетельствование водителя и потерпевшего производится для установления алкогольного или наркотического опьянения. Констатируются факт и давность употребления спиртного или наркотиков, степень опьянения, наличие остаточных явлений, свидетельствующих о перенесенном опьянении. Обычно производится также биохимическое исследование проб крови и мочи испытуемого для качественного и количественного определения в его организме алкоголя и наркотиков.
Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случаях, когда ДТП привело к гибели людей или причинению им телесных повреждений. Помимо общих вопросов о причине наступления смерти, времени, характере, локализации и степени тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потерпевшего перед происшествием, судебный медик решает вопрос о наличии на теле и одежде потерпевшего специфических следов автотранспортной травмы.
Они возникают вследствие удара конкретных частей тела об автомобиль и дорожное покрытие; сдавливания тела между колесами и дорогой или двумя автомобилями; трения при волочении тела по дорожному покрытию.
Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств исследует объекты биологического происхождения, чаще всего кровь, волосы, частицы костей, тканей и органов человеческого тела, обнаруженные при осмотре места ДТП. Перед экспертом ставятся такие вопросы: не происходит ли обнаруженная кровь от человека, если да, то совпадает ли она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего; принадлежат ли волосы, обнаруженные при осмотре автомобиля, человеку и сходны ли они с волосами потерпевшего и др.
Вопрос 2. Допрос подозреваемого в совершении ДТП
Допрос обвиняемого по делу о ДТП проводится по общим правилам, установленным в ст. 173УПК РФ с учетом особенностей содержания показаний обвиняемого, обусловленных характером совершенного преступления.
Методика допроса обвиняемого по делам о ДТП имеет свои особенности. Так, основная часть допроса должна быть посвящена уяснению дорожной обстановки в момент ДТП. Для этого обвиняемому следует предложить дать характеристику дорожной магистрали, на которой произошло ДТП: ширину проезжей части, количество полос движения, тип и состояние дорожного покрытия, уклон, радиус поворота, обзорность, освещенность, видимость, наличие помех справа и (или) слева, дорожные знаки и средства регулирования движения, его интенсивность и плотность, наличие инженерных сооружений и средств, связанных с благоустройством дороги, и т.д.
Получая от обвиняемого показания по перечисленным вопросам, следователь, с одной стороны, получает возможность проверить имеющиеся в деле доказательств, а с другой – создает условия для получения полной и точной информации по главному вопросу предварительного следствия: о механизме ДТП.
Приступая к допросу водителя важно помнить, что он, как правило, является лицом, заинтересованным в исходе дела. Поэтому перед его допросом необходимо внимательно ознакомиться с документами, удостоверяющими личность, его объяснением, которое он давал непосредственно после ДТП, проанализировать сведения, отраженные в протоколе осмотра места ДТП и схемы к нему, составить план его проведения, определить перечень вопросов к водителю.
Напомню, что в механизме ДТП т.е. в его динамике, принято выделять три стадии:
1. Начальная – опасная ситуация, предшествующая моменту происшествия на участке пути, до непосредственного места наезда, столкновения, опрокидывания и т. п.,
2. Кульминационная стадия – аварийная обстановка, когда происшествие становится неизбежным и происходит наезд, столкновение и т. д.,
3. Конечная ситуация, т. е. та обстановка, которая была обнаружена следователем при осмотре места ДТП.
В ходе допроса обвиняемого необходимо получить информацию о том, как развивались события, как действовал обвиняемый на каждой из стадий ДТП, как обвиняемый понимает причины ДТП и т. п.
Если обвиняемый дает показания, противоречащие имеющимся в деле доказательствам, следователь вправе предъявить их обвиняемому и предложить дать пояснения по поводу возникших противоречий. В случае необходимости следователь должен разъяснить обвиняемому сущность предъявляемого доказательства и сообщить иные сведения, имеющие отношение к порядку и условиям го получения.
В ходе допроса обвиняемого следователь обязан применять разработанные в криминалистике тактические приемы, направленные на получение полных и достоверных показаний. Однако при этом недопустимо применение приемов, основанных на насилии, угрозах, ложных обещаниях и т.п.
Противоречия и неполнота в показаниях обвиняемого могут быть устранены постановкой уточняющих, дополняющих, напоминающих и контрольных вопросов. Обвиняемому нельзя ставить наводящие вопросы, т. е. вопросы, формулировка которых подсказывает желаемые ответы.
Для пояснения и уточнения показаний обвиняемому можно предложить по окончании допроса или непосредственно в ходе допроса составить схему движения, с указанием мест расположения транспортных средств, пешеходов и т.п. Факт составления схемы отмечается в протоколе допроса обвиняемого, а схема, подписанная следователем и обвиняемым, прилагается к протоколу.
Показания обвиняемого заносятся в протокол допроса, который должен отвечать требованиям, перечисленным в ст. 166-167, 174,190 УПК РФ (приложение 43-44 УПК).
Протокол допроса обвиняемого состоит из вводной и описательной частей.
В описательной части протокола фиксируется ответ обвиняемого на вопрос следователя, считает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении, желает ли дать показания по существу предъявленного обвинения и на каком языке, а также заносятся показания обвиняемого в первом лице и по возможности дословно.
Требование закона о том, что показания должны заноситься в протокол по возможности дословно, обусловлено необходимостью максимальной детализации показаний обвиняемого и фиксацию индивидуальных особенностей речи, что помогает оценить достоверность записи показаний, что особенно важно при расследовании ДТП. Если обвиняемый употребляет слова местного диалекта или непонятные обороты речи, они вносятся протокол с разъяснением их значения в скобках.
В процессе допроса подозреваемого (обвиняемого) должны быть отражены следующие обстоятельства:
1. Какие навыки в управлении данного ТС он имеет. Какой у него общий водительский стаж. Совершал ли он ранее ДТП? Состоит ли он на психоневрологическом, наркологическом учетах?
2. Откуда, куда, с какой целью ехал? Кому принадлежит ТС (данные владельца), на основании чего управлял данным ТС в момент ДТП (доверенность, свидетельство о регистрации, наличие соответствующей категории в водительском удостоверении)?
3. Техническое состояние ТС перед выездом. Кто и как проверял его техническое состояние перед выездом. Если имеется неисправность, то выяснить, когда она возникла, знал ли водитель о ней, что им было предпринято для ее устранения?
4. Загрузка ТС. Количество пассажиров (их данные и расположение в салоне). Характер и масса перевозимого груза, его распределение и крепление.
5. Состояние подозреваемого во время управления ТС (здоровье, алкогольное опьянение, утомленность, зрение, наличие очков и т.д.)? Когда в последний раз в ходе управления ТС отдыхал (сколько часов спал)? Дата, время и количество последнего употребления до ДТП спиртных напитков?
6. Погодные условия (осадки, туман, сумерки). Состояние проезжей части дороги (сухой, мокрый асфальт, обледенелое покрытие и т.д.) и обочин. Наличие дорожных знаков и разметки.
8. Скорость движения ТС. Расположение его на проезжей части (по какой полосе движения ехал, на каком расстоянии от края проезжей части или линии разметки).
9. На каком расстоянии подозреваемый заметил пешехода или ТС, с которым произошло столкновение. Как двигался пешеход (транспортное средство), темп (скорость) его движения, направление, изменения в темпе (скорости) и направлении движения?
11. Какой частью ТС был сбит пешеход, в каком положении он находился в момент наезда (какими частями, под каким углом столкнулись автомобили)?
13. Действия подозреваемого и других участников ДТП после случившегося. Кто оказывал пострадавшему помощь? Кто и как вызвал на место сотрудников милиции и Скорую медицинскую помощь?
14. Кто первым подошел или подъехал к месту происшествия, кто из очевидцев происшествия известен подозреваемому? Записывал ли на месте ДТП данные свидетелей, кому их передал?
Нередко свидетелями ДТП становятся несовершеннолетние или они сами совершают ДТП. Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых свидетелей и потерпевших также имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими и нравственно-психологическими особенностями допрашиваемых.
К особенностям, определяющим специфику допроса несовершеннолетних, относятся:
меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта;
меньшая способность к сосредоточенному вниманию;
меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого;
тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого;
эмоциональность суждений и действий.
Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать произошедшее ДТП в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.
Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.
Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.
Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается па их показаниях.
Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения, особенно родственников и сверстников.
Выводы по 2-му вопросу лекции: Необходимо акцентировать внимание еще раз на то, что следователи, ведущие расследование автотранспортных преступлений, зачастую в ходе допроса не устанавливают сведения, имеющие доказательственное значение по делу. При производстве допроса следователь должен использовать добытую им ранее информацию, допрос подозреваемого производить с учетом имеющихся сведений в протоколе осмотра места ДТП, устанавливать механизм ДТП, отражать сведения о действиях, как самого водителя, так и пострадавшего до, в момент и после происшествия; уточнять сведения о дорожной обстановке.
Что делать, если вы стали свидетелем ДТП с пострадавшими?
Для тяжело пострадавших фактор времени имеет несомненное значение. Если пострадавший доставляется в больницу в течение первого часа после получения травмы, то обеспечивается самый высокий уровень выживаемости и значительное снижение риска осложнений. Это время называется «золотым часом», который начинается с момента получения травмы.
Любые действия на месте происшествия в чрезвычайных ситуациях должны носить характер спасения жизни, поскольку теряются драгоценные секунды и минуты «золотого часа» пострадавшего. Жизнь и судьба конкретного человека во многом могут зависеть от грамотности и мастерства ваших действий, поскольку Вы первый, кто оказывает ему медицинскую помощь до прибытия служб спасения.
Если вы стали очевидцем аварии, ДТП, происшествия с пострадавшими:
— Незамедлительно позвоните по телефону 112, или в любую из экстренных служб – пожарную охрану, ГИБДД, скорую помощь. Укажите точный адрес или ориентир, где это произошло, расскажите о характере происшествия и наличии пострадавших.
— Осмотрите пострадавшего. При необходимости и наличии навыков, окажите ему первую помощь.
— Если характер травм незначителен и пострадавшего можно транспортировать, отправьте его попутным транспортом в ближайшее медицинское учреждение для оказания квалифицированной помощи.
Таким образом, вы сможете обеспечить максимальные шансы человека на выживание и реабилитацию.
Уголовные дела по ДТП
Существует два основных эффективных направления в защите водителя, обвиняемого по ст. 264 УК РФ.
Что делать если вы попали в ДТП?
Если Вы попали в ДТП необходимо выполнить действия, предписанные ПДД: вызвать на место происшествия ГИБДД, включить аварику, выставить знак. Необходимо записать данные очевидцев и, при прибытии на место сотрудников ГИБДД, настоять на том, чтобы они были включены в оформляемые документы.
При составлении материала сотрудниками ГИБДД необходимо максимально контролировать полноту заполнения протоколов, справок и других документов. Внимательно ознакомиться со схемой ДТП (иногда составляется на месте черновая, а затем оформляется непосредственно сама схема). Если не уверены, какие следует давать объяснения – отказаться от дачи показаний (это абсолютно законно).
Обычно люди, попавшие в ДТП, находятся в взволнованном состоянии и не могут выработать грамотную версию произошедшего. Противная сторона, а иногда и сотрудники, могут оказать психологическое давление, чтобы в объяснениях было изложено их видение произошедшего.
Что делать если вы попали в серьезное ДТП с пострадавшими?
Естественно необходимо вызвать скорую. Обычно тяжелые автотравмы сопровождаются сложными переломами и повреждением внутренних органов. Если у окружающих имеются специальные познания в медицине, то следует руководствоваться их указаниям. Если действуете сами, то окажите посильную медицинскую помощь в зависимости от ситуации (попытаться остановить кровотечение, наложить антисептическую повязку, приложить холод к месту ушиба, дать обезболивающее, если без создания – постараться уложить набок, для предотвращения попадания рвотных масс в дыхательные пути). В любом случае необходимо обеспечить безопасность пострадавшего и предотвратить повторное ДТП. Данные действия могут уменьшить причиненный вред, поэтому в последующем являются предметом судебной оценки при назначении наказания.
При оформлении необходимо руководствоваться теми же советами, что указаны в предыдущем ответе. Надо требовать, чтобы очевидцы ДТП были записаны в справку, являющуюся приложением к протоколу осмотра. Показания таких очевидцев расцениваются следствием и судом, как достоверные. К ним же относятся показания очевидцев, вызывавших «скорую помощь», полицию, МЧС. Если на момент оформления очевидцы уже отсутствуют, и сотрудники отказываются включать их данные в справку-протокол осмотра, то необходимо зафиксировать их ФИО, телефоны, и адрес. При рассмотрении материала или уже в ходе расследования следует подать ходатайство об установлении данных очевидцев и их допросе. Также требуется попытаться просмотреть видеозаписи с видеокамер, установленных вблизи ДТП. Потребовать от сотрудников своевременного изъятия записей, и приобщения их к материалу проверки. Аналогичные действия подлежат совершению и в отношении видеорегистраторов.
Также на место происшествия желательно сразу вызвать адвоката, который будет контролировать составление сотрудниками ГИБДД или следователями всех необходимых документов, их полноту и правильность, в том числе объяснений. Адвокат по ДТП может приступить к исполнению своих обязанностей сразу же на основании ордера. Никакого оформления для этого доверенностей не требуется. Присутствие адвоката во многом облегчит последующую защиту.
Авария по соглашению
Однако прокуратура вернула его на доследование. Но не потому, что не было оснований для примирения. Прокурор посчитал, что не все обстоятельства, подлежащие доказыванию, были установлены. В частности, не исследована возможность создания перед Поповым препятствия, из-за которого он свернул на обочину. Это обстоятельство и вовсе бы сделало Попова невиновным в ДТП.
В суде пострадавший снова ходатайствовал освободить Попова. Однако суд это ходатайство не удовлетворил и вынес Попову обвинительный приговор. Виновника аварии приговорили к 1 году и 4 месяцам ограничения свободы, назначив в качестве дополнительного наказания лишение прав на 1 год и 4 месяца.
Попов вину признал. Он впервые совершил преступление небольшой тяжести, а причиненный вред, определенный потерпевшим, полностью возместил. Он также принес свои извинения. Потерпевший заявил, что простил Попова, примирился с ним и не желает привлекать его к уголовной ответственности. Таким образом, все условия для освобождения Попова выполнены.
На то, что Попов ранее привлекался к административной ответственности, ВС напомнил, что человек считается ей подвергнутым в течение года. На момент первого заседания суда сроки давности прошли.
А указания судов первой, а также кассационной инстанций на то, что принятие решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим является правом, а не обязанностью суда, по мнению ВС сделаны без учета требований законности, обоснованности и справедливости судебного решения.
На основании всего этого коллегия ВС отменила решения нижестоящих судов, а дело прекратила за примирением сторон. В общем, если виновник и пострадавший действительно примирились, то остальным остается с этим смириться.
Но надо напомнить, что еще несколько лет назад предлагалось исключить возможность примирения в ситуации, когда потерпевший погиб в ДТП. Ведь в таком случае примиряется не потерпевший, а его родственники. А кто знает, какие у них были отношения?
В Госдуме предложили запретить использование гаджетов за рулем: