Что скрыто за черным квадратом малевича
Два изображения, три слова и отпечатки пальцев обнаружили под «Черным квадратом»
Информация о том, что под красочным слоем «Черного квадрата» Казимира Малевича обнаружено изображение и три слова, неделю назад стала сенсацией. Тогда сотрудники Третьяковской галереи, где и прошло исследование картины, отложили комментарии до официальной презентации. Об этом «Ведомости», получившие разъяснения от музея, писали 12 ноября.
Несмотря на то что мир волнуют уже другие, очень далекие от искусства проблемы, в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу в зале Малевича собралось очень много журналистов. Им показали, как выглядит рентгенограмма картины, что видно на холсте при макрофотосъемке с помощью бинокулярного микроскопа и что получается, если «скомпоновать результаты съемок на рентгеновских пленках в единую композицию».
Картины с двойным изображением
Получаются очень, надо сказать, эффектные изображения. Интригующе выглядит как черно-белая рентгенограмма, так и цветная реконструкция первоначальной композиции, поверх которой и написан черный квадрат. Причем и эти краски были наложены не одновременно, так что, возможно, изображений два. Также исследователи предполагают, что возникшие на холсте кракелюры являются следствием толщины красочного слоя. Очевидно поэтому картина постепенно теряла также свою черноту. На полотне, что было известно и раньше, до нынешнего исследования, оставались следы авторской реставрации. Через 14 лет после написания «иконы супрематизма» (это случилось, как доказала Александра Шатских, 8 июня 1915 г.) картина должна была быть выставлена на персональной выставке Малевича в Третьяковской галерее. Очевидно, тогда заведующий отделом нового русского искусства Алексей Федоров-Давыдов и попросил художника написать авторскую копию картины. Легко предположить, что физическое состояние оригинала казалось ему не слишком надежным.
Кроме того, в результате исследований было обнаружено, что квадрат написан двумя черными красками, разными по составу. То есть, насколько и как черен черный квадрат, Малевичу было небезразлично. Другое дело, что исследуемый «Черный супрематический квадрат», который впервые был выставлен в декабре 1915 г., могут видеть только посетители Третьяковской галереи. На многочисленные выставки посылается как раз вариант 1929 г. этого самого востребованного произведения музея, потому что первый нетранспортабелен.
Под «Черным квадратом» Малевича обнаружили два цветных рисунка
О результатах последних исследований «Черного квадрата» было объявлено 11 ноября на международной конференции, посвященной 100-летию картины, сообщает телеканал «Культура».
Научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина рассказала, что картину просветили рентгеновскими лучами, а кроме того, под микроскопом были рассмотрены кракелюры — трещины краски на поверхности «Черного квадрата». Сквозь них отчетливо просвечивался другой слой краски.
«Черный квадрат» в Третьяковской галерее
Ранее предполагалось, что под слоем черной краски скрывается другое изображение. «Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом» — это протосупрематическая композиция», — заявила Екатерина Воронина.
Изображения, скрытые под «Черным квадратом»
стали видны в результате просвечивания рентгеновскими лучами
По ее словам, почти полностью удалось расшифровать и надпись, которую Казимир Малевич сделал на картине, впоследствии закрашенной «Черным квадратом». Фраза, по мнению ученых, звучит как «Битва негров в темной пещере». Таким образом работу Малевича можно считать аллюзией на картину 1882 года французского писателя и журналиста Альфонсо Алле. Более чем за четверть века до «Черного квадрата», в 1882–1884 годах, Алле изобрел свою «монохромную живопись» и написал картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».
Все подробности проведенных исследований «Черного квадрата» будут опубликованы в специальном издании, которое появится в продаже в ближайшие 10 дней, сообщила «Русской службе новостей» генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
В 2015 году самая известная картина Каземира Малевича отмечает свое 100-летие. «Черный квадрат» входит в цикл супрематических работ художника, в которых он исследовал базовые возможности цвета и композиции. По замыслу Малевича, «Черный квадрат» являлся частью триптиха, в который также вошли «Черный круг» и «Черный крест».
Позднее Малевич выполнил несколько авторских повторений «Черного квадрата». Сейчас известны четыре варианта картины, различающиеся рисунком, фактурой и цветом. В Третьяковской галерее хранится именно подлинник 1915 года, с которого впоследствии делались повторения.
Тайны Малевича: «Черный квадрат» под микроскопом экспертов
Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
В Третьяковской галерее представили результаты исследований «Черного супрематического квадрата» Казимира Малевича, проведенных при помощи специальных микроскопов и рентгеновской пленки, на которой специалистам удалось запечатлеть изображения, лежащие под черной краской.
В декабре самая известная картина русского художника Казимира Малевича отметит 100-летний юбилей. К этому событию Третьяковская галерея подготовила специальное издание в серии «История одного шедевра: Казимир Малевич. «Черный супрематический квадрат». В книге рассматривается история создания произведения, приводятся результаты последних исследований и авторские интерпретации картины, о которой художник размышлял до конца жизни, каждый раз трактуя ее по-новому.
Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий
Благодаря последним исследованиям оказалось, что под «Черным квадратом» находится еще две цветных композиции, сделанных в разные периоды творчества. О том, что под черной краской что-то есть, знали давно: в кракелюрах видна зеленая, розовая, голубая и желтая краски. Методом флуоресцентного анализа удалось выявить очертания абстрактных цветных форм, а также определить состав красок.
С помощью графического редактора сотрудники Третьяковки деликатно попытались восстановить изображение. Оказалось, подобные абстрактные композиции ранее ни разу не встречались в творчестве художника. Также анализ пигментов показал, что «Черный квадрат» написан сразу двумя черными красками, в которые к тому же добавлялся мел для придания бархатистости тона. Поля картины также были написаны двумя типами белил – свинцовыми и цинковыми. На краске удалось обнаружить отпечатки пальцев, которые, судя по всему, принадлежали не только самому Малевичу.
Но самым интересным открытием стала надпись в углу картины, которую сотрудники отдела научной экспертизы интерпретировали как «Битва негров ночью». Эти слова отсылают к работе Альфонса Алле, «Бой негров ночью в темной пещере» 1882 года, которая была широко известна, так что Малевич, скорее всего, знал о ее существовании. Надпись была сделана карандашом поверх слоя белил и сохранилась достаточно плохо, или же была намеренно стерта.
Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Альфонс Алле был не художником, а писателем и эксцентричным журналистом, но его работы «Бой негров…», «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору» и «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» стали первыми монохромными композициями в истории живописи, что, впрочем, нисколько не дискредитирует популярность Малевича. Этот факт лишь говорит о том, что идея носилась в воздухе.
Сложный, особый состав краски говорит о том, что это была не спонтанная работа и мистическое озарение, а продуманная живописная концепция, ставшая откровением для художника. Малевич говорил: «Я неделю не мог спать и есть. Я хотел понять, что я сделал».
Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий
Также ученым удалось обнаружить фрагменты авторской реставрации. Когда картину привезли из Музея живописной культуры в Третьяковскую галерею в 1929 году, Казимир Малевич готовил там персональную выставку, и его попросили прямо на месте отреставрировать работу. Также Малевича попросили сделать авторскую копию, это говорит о том, что уже в то время картина была легендой.
Все эти открытия оставили ученым больше вопросов, нежели ответов: почему художник дважды переписывал композицию на одном и том же холсте? Видел ли он работу Алле? Чьи отпечатки пальцев сохранились на картине? В ближайшее время сотрудники отдела экспертизы планируют исследовать еще несколько работ Малечива, среди которых первым объектом исследований будет портрет Матюшина. Возможно, и под ним специалистов ждет какое-то не менее значительное открытие, которое сможет пролить свет на все эти вопросы.
Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
Сегодня Третьяковская галерея располагает уникальным оборудованием, позволяющим бесконтактным методом определить химический состав грунта и красок, и сложными оптическими приборами: бинокулярными микроскопами с холодным светом, не разогревающим поверхность картины и возможностью фотофиксации наблюдаемых предметов.
Но, возможно, даже благодаря всем этим инновационным способам исследований ученые не смогут отгадать все загадки «Черного квадрата», потому что в них и заключается аура произведения.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
А мы же уже с вами обсуждали, что «Черный квадрат» Малевича — это плагиат, во буквально на днях пришла новость, подтверждающая это. Вот что пишут:
Под картиной «Черный квадрат» Казимира Малевича из Третьяковской галереи обнаружили второе изображение. Об этом сообщает телеканал «Культура». Сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина выяснила, под «Черным квадратом» скрываются два цветных изображения.
«Было известно, что под изображением «Черного квадрата» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение – это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре (трещинах краски), – это протосупрематическая композиция», – рассказала Воронина. Открытие было сделано чуть больше месяца назад.
Так, в рентгеновских лучах на «Черном квадрате» хорошо видны очертания другой картины Казимира Малевича. Под микроскопом также заметно, что сквозь кракелюр «Черного квадрата» просвечивает другой красочный слой.
Авторы исследования (помимо Ворониной, это специалисты ТГТ Ирина Рустамова и Ирина Вакар) рассказали и о другом своем открытии. Они за исключением трех букв расшифровали надпись на «Черном квадрате», которую считают авторской. По мнению музейщиков, фраза звучит как «Битва негров в темной пещере». Она отсылает к полотну, написанному в 1882 году французским писателем Альфонсом Алле, под названием «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».
Черный квадрат символизирует собой завершение эпохи живописи, которая на протяжении веков являлась способом запечатлеть окружающий мир таким, какой он есть — в портретах, пейзажах, натюрмортах. Но с появлением фотографии, которая позволяет быстро и точно зафиксировать мир «как есть», а главное позволяет сделать это каждому, не требуя умения рисовать — функция живописи по изображению реального мира завершилась. И черный квадрат — своеобразная точка в реалистичной живописи, отражающей окружающий мир. Черный кадр, похожий на засвеченную фотопластину.
В 2015 году «Черному квадрату» исполняется 100 лет. Об открытии других изображений было объявлено на конференции, посвященной этой дате. В настоящее время в Третьяковской галерее проходит выставка «Под знаком Малевича», на которой собраны около ста графических работ и эскизов художника и его последователей.
Что означает раскрытие тайны «Черного квадрата» для истории искусства
Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат. 1914-1915. Холст, масло. 79,6 x 79,5. Третьяковская Галерея, Москва
Специалисты Третьяковской галереи обнаружили, что картина Казимира Малевича «Черный квадрат» 1915 года написана на холсте, где ранее содержались два изображения. Кроме того, искусствоведам удалось прочитать авторскую надпись на живописной работе.
«Было известно, что под «Черным квадратом» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два.
И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — рассказала телеканалу «Культура» научный сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Екатерина Воронина.
Она также сообщила, что вместе со своими коллегами Ириной Рустамовой и Ириной Вакар ей удалось расшифровать надпись на «Черном квадрате», которая считается авторской.
Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере».
Эта фраза отсылает к названию картины французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», написанной в 1882 году и представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.
«У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы пишутся одинаково: «н», «п» и даже «и» в некоторых текстах очень близки по написанию. Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово «Битва», вы все можете увидеть в экспозиции», — пояснила Воронина.
«Черный квадрат» — самое мифологизированное произведение изобразительного искусства XX века. Его интерпретации неисчислимы. Безусловно одно: картина воспринимается как эстетический манифест целого поколения художников и как символ важнейшей эстетической эпохи.
Сам Малевич на вопросы о значении и смысле «Квадрата» отвечал, что называется, уклончиво. Говорил, что сам не ожидал такого эффекта и не вполне ясно понимает, что все это может значить.
Некоторых исследователей эти слова натолкнули на мысль о сверхъестественном, мистическом происхождении живописного символа.
Однако считается, что впервые изображение черного квадрата появилось у Малевича в 1913 году в эскизах декораций к постановке футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем». В 1915-м квадрат был представлен в виде законченного живописного полотна в ряду других геометрических работ, которые, в общем, ознаменовали появление нового художественного направления — супрематизма.
Работы впервые были обнародованы на футуристической выставке «0, 10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года.
Супрематические картины Малевича занимали там отдельный зал, а «Черный квадрат» висел в так называемом красном углу — том месте комнаты, где в русских избах держали иконы.
Последнее обстоятельство было многими критиками и журналистами воспринято как вызов и подкоп под нравственные основы. Впоследствии многие скептики пытались объяснить «Черный квадрат» прагматически — тем, что художник что-то писал на холсте, не задалось, и он закрасил изображение так, как ему в тот момент пришло в голову.
Этой смелой гипотезе, впрочем, противоречит тот факт, что Малевич неоднократно делал авторские повторения «Квадрата». Сегодня нам известно о четырех повторениях: два хранятся в Третьяковской галерее, одно — в Русском музее, еще одно — в Эрмитаже.
Таким образом, по-видимому, нынешняя находка искусствоведов из ГТГ важная для истории шедевра Малевича, но ровно ничего не добавляет к нашему пониманию или непониманию картины. Разве что прямая
авторская отсылка к французскому юмористу Альфонсу Алле, обнаруженная на холсте 1915 года, позволяет отнестись ко всему проекту Малевича с большей легкостью.
Имя Алле, конечно же, в связи с Малевичем звучало и раньше. Его четыре работы 1882–1883 годов, представляющие собой синий, черный, белый и красный прямоугольники с названиями вроде «Первое причастие страдающих анемией девушек в снегу», были показаны на выставках «Отвязанного искусства». В связи с Малевичем это все часто вспоминали, но было не вполне ясно, как шаловливая французская затея относится к монументальному российскому символу нового искусства. Теперь, по-видимому, можно воспринимать искания русских авангардистов, в частности, и как отклик на французские штучки.