Что изучает наука страноведение
Страноведение
Полезное
Смотреть что такое «Страноведение» в других словарях:
страноведение — страноведение … Орфографический словарь-справочник
СТРАНОВЕДЕНИЕ — раздел географии, занимающийся комплексным изучением материков, стран и крупнейших районов. Страноведение показывает, как проявляются на конкретных отдельных территориях общие закономерности и типологические черты, устанавливаемые соответственно… … Экологический словарь
СТРАНОВЕДЕНИЕ — СТРАНОВЕДЕНИЕ. Смежная для методики обучения иностранным языкам наука, изучающая общие закономерности развития страны или крупных регионов. С. дает представление о социально экономическом положении народа, язык которого изучается, о его истории,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СТРАНОВЕДЕНИЕ — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, а также их крупных частей (районов) и региональных группировок; систематизирует и обобщает разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной… … Большой Энциклопедический словарь
СТРАНОВЕДЕНИЕ — СТРАНОВЕДЕНИЕ, страноведения, мн. нет, ср. То же, что география. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СТРАНОВЕДЕНИЕ — СТРАНОВЕДЕНИЕ, я, ср. Комплексное изучение отдельных стран, их природы, географии, экономики, социального устройства. | прил. страноведческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
страноведение — сущ., кол во синонимов: 2 • география (18) • лингвострановедение (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
страноведение — Комплексное изучение природы, населения, хозяйства, культуры и социальной организации отдельных стран и крупных территорий. Syn.: региональная география … Словарь по географии
Страноведение — Страноведение географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации. Отдельный раздел страноведения,… … Википедия
страноведение — я; ср. Научная дисциплина в системе географических наук, занимающаяся комплексным изучением стран или отдельных крупных районов, их природы, населения, хозяйства, культуры, социальной организации. ◁ Страноведческий, ая, ое. * * * страноведение… … Энциклопедический словарь
Страноведение
Странове́дение — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.
Отдельный раздел страноведения, который исторически сформировался в Европе как обособленная научная дисциплина — востоковедение.
Содержание
Разделы современного страноведения
Современное страноведение имеет следующие разделы: общее страноведение, военное страноведение и туристское страноведение. В рамках каждого раздела существуют и развиваются как теоретические, так и практические аспекты дисциплин, опирающиеся на базовые элементы, теорию, практику, опыт и колоссальный информационный банк данных, накопленный традиционным общим страноведением.
История страноведения
Каждая страна имеет свою национальную историю страноведения, ибо знания о других странах — необходимый элемент любой социальной, экономической и политической общности людей.
На самых ранних этапах развития человеческого общества сведения о соседних племенах и географии мест ими населенных передавались изустно в виде рассказов, легенд, преданий, песен, а также в виде определенных видов танца, через рисунки, примитивные надписи и простейшие карты и схемы.
С дальнейшим развитием человеческой цивилизации и образованием первых государств знания о других странах стали целенаправленно и осознанно добываться, аккумулироваться, систематизироваться и сохраняться в виде текстовых записей, рисунков, макетов и специальных карт и схем. Были созданы структуры, которые систематически занимались изучением географического пространства за пределами границ государства; это были дипломатическая и военная разведки. Отдельной отраслью тогдашнего страноведения являлись и чисто научные изыскания, обусловленные естественной жаждой познания окружающего мира.
В истории Европы исключительно важную роль в области страноведческих знаний сыграли по-видимому три источника: Библия, «Александрия» — эпическое повествование о жизни и деяниях Александра Македонского и литературная запись путешествия Марко Поло.
Колоссальное количество уникальных страноведческих сведений было собрано в коллекциях античной Александрийской библиотеки в Египте.
Военное страноведение
Военное страноведение — раздел страноведения, изучающий военные аспекты политики, экономики, социума, а также военный потенциал изучаемой страны или группы стран в интересах высшего политического и военного руководства.
Военные страноведы
Туристское страноведение
Туристское страноведение осуществляет следующие функции:
Страноведение в туризме — это изучение природы, населения целом и отдельных народов страны, её истории и культуры, особенностей политики, хозяйства и окружающей среды, то есть все компоненты страны, составляющие условия и предпосылки для организации и развития туризма на её территории.
Конечная цель изучения страны — создание комплексной туристской характеристики как совокупности условий организации развития туризма. Для этого необходимо выявить взаимосвязи и взаимозависимость компонентов, поскольку только их сочетание, пространственная композиция определяют своеобразие, специфику «образа» страны в туризме.
Туристское страноведение заимствовало из географического (комплексного) страноведения очень многое: план характеристики страны (который разнится лишь в деталях), отношение к природной составляющей (характеристика и оценка компонентов и явлений природы — одного из важнейших условий развития туризма), и все это даётся в связи с географическим своеобразием территории.
Основой содержания в комплексном страноведении является раскрытие пространственной организации страны как результата взаимодействия её территориальных элементов общественного и природного характера, то есть изучения взаимосвязей, сочетания компонентов, комплекса всех составляющих. Аналогично, главной задачей туристского изучения стало создание образа страны, что возможно только путём выявления специфических особенностей сочетания, мозаики, композиции всех компонентов. Но страноведение в туризме в отличие от комплексного географического страноведения рассматривает только те объекты (компоненты, явления, процессы), которые определяют возможности и условия развития туризма в стране.
Методы
Основными подходами, или методами, страноведения в туризме являются: аналитический, хорологический (пространственный), хронологический (временной), формально-логический, географический и культурный.
При этом используются материалы, подходы и методические приемы других дисциплин: исторического, географического (комплексного и проблемного), политологического, культурного и других видов страноведения. Так, например, многие черты современного облика той или иной страны, своеобразие её традиций, искусства, языка, народного творчества определяются особенностями её исторического развития. Поэтому исторический раздел стал обязательной составной частью туристской характеристики, а использование понятий, терминов и некоторых методов исторического исследования — необходимой составной частью туристского изучения страны.
Связи страноведения в туризме с географическим (комплексным и проблемным) страноведением более основательны и многоплановы.
Страноведение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «страноведение». Его структура и специфика
Страноведение – старейшее направление географии, возникшее еще в античные времена. Начиная с Геродота и Страбона страноведение включало знания о природе, населении, истории, культуре, экономике и политике той или иной страны.
Общего определения понятию «страноведение» на сегодняшний день не существует. Чаще всего его рассматривают в качестве географической науки.
Страноведение в узком смысле – это область географии, изучающая комплексные характеристики стран.
Среди различных трактовок страноведения можно выделить основные:
В России термин «страноведение» впервые был употреблен в 1946 году Н.Н. Баранский. В 1954 году термином назвали рубрику журнала «География». В 1956 году понятие «страноведение» было введено в Большую Советскую Энциклопедию.
Интенсивное развитие страноведения в XX веке привело к росту систематических географических наук и усилению обобщающего аспекта. При этом обособились экономическая и физическая географии, что привело к созданию двух самостоятельных направлений: физико-географического и экономико-географического, что было обусловлено различиями в закономерностях развития природы и общества и несовместимости сеток экономического и природного районирования.
Объектами исследования страноведения являются различные страны, как основные единицы социально-политической организации мира, их районы и региональные группировки. Предмет страноведения – территориальная макроструктура страны (территория, очерченная государственными границами).
Готовые работы на аналогичную тему
Функции и направления страноведения
Направления страноведения: физико-географическое – характеризует природные условия в тесной связи с жизнедеятельностью человека условиями его жизни; экономико-географическое – изучает население и хозяйственную деятельность человека чрез специализацию основных отраслей экономики в соответствии с территориальной организацией; комплексное страноведение.
Страноведческое исследование подстерегают некоторые опасности: одно масштабность и невозможность сравнения; энциклопедичность, справочность, что превращает исследование в механическую сводку, совокупность фактов и данных; компилятивность (набор суждений и идей, которые могут носить устаревший характер и быть ошибочными); привнесение готового результата в исследование.
Виды страноведения
В современной географической науке тесно взаимодействуют разные виды страноведения: историческое (освоение территорий); медицинское (ареалы распространения заболеваний); военное (политические и географические особенности отдельных государств, групп стран для подготовки и ведения военных действий); рекреационное (содействие международному и внутреннему туризму); комплексное.
Для комплексного страноведения, получившего особое развитие в СССР в 30-е годы XX века, характерен синергический метод исследования, позволяющий выделить отдельные уровни дисциплины: макрорегиональный и внутрирегиональный.
Комплексное страноведение способствует сохранению целостности географии, который обогащает негеографические науки, в частности социологию, экономику, культурологию и др. В комплексном страноведении выделяют следующие типы: научное, учебное, геоинформационное, прогнозное и конструктивное, культурно-просветительское.
В своем развитии комплексное страноведение опирается на многие науки:
Роль страноведения заключается в осуществлении региональных целевых программ, региональной политики, создаются принципы территориальной организации производительных сил, схемы территориальных сетей и структур, создаются направления оптимизации среды обитания.
Значительную роль страноведение играет в области внешних политических и экономических связей, способствует увеличению уровня их эффективности созданием географической культуры власти, дипломатов и предпринимателей.
Ярко выраженный страноведческий характер носят работы Портера, А. Тойнби, Ф. Броделя и др.
Страноведение. Четвертую «стволовую» ветвь в системе географических наук образует страноведение (точнее географическое страноведение)
Четвертую «стволовую» ветвь в системе географических наук образует страноведение (точнее географическое страноведение). Вспомним, что именно страну, а также район Н.Н. Баранский считал основным объектом географии, а их характеристику — главным содержанием географических работ. Страноведы, по его словам, призваны вырабатывать «визитные карточки» стран. Отсюда вытекает и определениестрановедения как географической дисциплины, занимающейся комплексным изучением стран, систематизирующей и обобщающей разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.
Тем не менее отнесение страноведения к «стволовым» ветвям географии не является общепризнанным. Споры возникают по многим вопросам и в том числе по главному — можно ли считать страноведение наукой?
В нашей стране отечественное и зарубежное страноведение начало складываться еще в дореволюционное время. Результатом этого процесса стали многочисленные страноведческие описания и характеристики. В 30-е годы страноведение — районоведение получило новый импульс к развитию в виде «районной школы» Н. Н. Баранского.
В послевоенный период по мере роста потребностей в страноведческих работах внимание к нему со стороны географов возрастало. Особое значение в этом плане имела статья Н.Н. Баранского «Страноведение и география физическая и экономическая», опубликованная еще в 1946 году. В ней был дан анализ развития страноведения и по сути впервые были сформулированы его основы, включая концепцию географического страноведческого синтеза или, иными словами, необходимость «единого взгляда» на природные, экономические и социальные явления.
Но наряду с этим, в той же статье Н.Н. Баранский совершенно определенно написал о том, что страноведение не претендует на роль особой науки, а представляет всего лишь организационную форму, объединяющую разрозненные знания о той или иной стране. Именно это высказывание породило широкий взгляд на страноведение как на «купол» над географией, не имеющий собственного предмета научного исследования.
Хотя такая трактовка не могла не задержать становление научного страноведения, его общее развитие все же продолжалось, о чем прежде всего свидетельствуют многочисленные страноведческие работы. Одновременно — благодаря Ю. Г. Саушкину, В. А. Анучину, В. М. Гохману, К. М. Попову, А. И. Климову, С. Б. Лаврову, Г. В. Сдасюк, Я. Г. Машбицу, Н. С. Мироненко, В. А. Пуляркину, Л. В. Смирнягину — постепенно укреплялись и научные основы страноведения.
Согласно современным представлениям, существуют два главных вида страноведения. Первый из них — информационное страноведение, отражающее в основном эмпирический уровень познания. Его задача состоит в сборе, хранении и систематизации сведений о странах и районах. В свою очередь, оно может быть информационно-популярным и информационно-справочным. Примеров подобных изданий у нас великое множество.
Второй вид — собственно научное страноведение, которое выполняет исследовательские функции, опирается на научный географический синтез и вносит свой вклад в формирование научной географической картины мира. Отсюда вытекает и разнообразие функций страноведения: информационная, описательная, образовательная, культурно-просветительская, научно-исследовательская, практическая.
Что касается внутренней структуры страноведения, то Я.Г. Машбиц выделяет в нем три главных класса:
1) физико-географическое (природное),
2) экономическое и социальное (общественно-географическое) и
Исходя из применения этой градации в региональном аспекте, можно сказать, что в физической географии получили развитие как отечественное (Э. М. Мурзаев, Ю. К. Ефремов, Б. А. Федорович, Н. А. Гвоздецкий, Н. И. Михайлов, А. И. Соловьев, В. И. Прокаев и др.), так и зарубежное (А. С. Барков, Б. Ф. Добрынин, А. М. Рябчиков, Р. А. Ерамов, Г. М. Игнатьев, В. Г. Зайчиков, Е. Н. Лукашова) страноведение. По сравнению с физико-географическим экономико-географическое страноведение получило еще большее развитие. В том числе в области отечественного страноведения проявили себя Ю. Г. Саушкин, А. А. Минц, С. Н. Рязанцев, В. В. Покшишевский, Н. Н. Михайлов, М. И. Помус, И. В. Комар, 3. Г. Фрейкин и другие географы. Что же касается зарубежного страноведения, то перечень имен здесь еще больший.
К сожалению, комплексное страноведение на уровне «высшего синтеза», задача которого состоит в комплексном рассмотрении стран (и районов), пока еще получило намного меньшее развитие.
Добавим также, что наряду с этими тремя главными классами выделяют также политико-географическое, историко-географическое, военно-географическое, демографическое, этно-конфессиональное, медико-географическое и другие «подклассы» страноведения. Но они уже связаны со стыковыми научными направлениями.
Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 1024 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Что изучает наука страноведение
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Туристское страноведение. Введение.
Термин «страноведение» широко используется в географии, истории и ряде других наук, он означает, что основным объектом (макрообъектом) изучения является та или иная страна.
Понятие «страна» обычно употребляется как синоним понятия «государство», но объектом страноведения могут выступать также крупные части: историко-географические или современные провинции, районы или регионы страны. В последние десятилетия, на рубеже XX-XXI веков, было опубликовано немало теоретических работ по страноведению, а также характеристик и описаний, посвященных различным странам и регионам. Но общепризнанного толкования термина «страноведения» пока нет.
В Большом энциклопедическом и в Географическом словаре этот термин толкуется как «географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные о природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации». Но страноведение – важная составная часть туризма как вида деятельности и системы учебных дисциплин для подготовки высокообразованных, профессиональных кадров для турбизнеса.
Доктор географических наук, профессор Н.С. Мироненко, отмечая, что существенным фактором развития любой науки является общественная потребность в ней, выделяет четыре группы таких потребностей и соответственно четыре группы социально-экономических функций, выполняемых комплексным страноведением. Туристское страноведение осуществляет следующие ф у н к ц и и:
— просветительскую – создание «образов» стран, государств, которые необходимы самым широким слоям общества и ряду предприятий (рекламы, маркетинга);
— информационную – сбор, хранение и предоставление возможностей использования широкого набора сведений о природе, населении, народах, культуре, экономике страны, ее особенностях и типичных чертах;
— развивающую – международные и внутригосударственные связи и отношения, которые стали основой для охвата территорий разных стран турбизнесом; создания и публикации путеводителей; оптимизации деятельности предприятий и организаций, существующих в сфере массового (коммерческого) туризма;
— учебную – в системе учебных заведений, подготавливающих специалистов по туризму.
Страноведение в туризме – это изучение природы, населения в целом и отдельных народов страны, истории и художественной культуры, особенностей территории, географического положения, политики и экономики, т.е. компонентов, составляющих условия, предпосылки организации и развития туризма на изучаемой территории.
Конечная цель изучения страны – создание комплексной туристской характеристики как совокупности условий организации и развития туризма, поскольку только их сочетание, пространственная композиция определяют своеобразие, специфику «образа» страны в туризме.
Основными методами страноведения в туризме являются: аналитический, хорологический (пространственный) и хронологический (временной), формально-логический, географический и культурологический.
При этом используются материалы, подходы и методические приемы других смежных дисциплин: географического (комплексного и проблемного), экономического, исторического, политологического, культурологического и других видов страноведения.
Поскольку значительная роль в создании образа страны в туризме принадлежит памятникам (объектам) художественной культуры прошлого и настоящего, то характеристика исторического, художественного наследия и художественной культуры настоящего времени (традиций, фольклора и искусства) обязательная составная часть туристской характеристики страны. Но типологический состав художественной культуры стран мира очень сложен и во многом определяется уровнем развития этноса или этносов, населяющих данную территорию, и особенностями исторического развития страны. Этим обусловлено использование понятий, терминов и некоторых методов исторического исследования.
Разнообразны взаимосвязи туристского и культурологического страноведения. Разнообразие художественной культуры разных стран и народов обусловило необходимость использования типологического подхода к изучению художественной культуры, который позволяет выявить главные специфические черты художественной культуры, формирующий облик страны, определить сочетание основных направлений развития художественного творчества в стране. Так, например, для стран с национальным типом художественной культуры, который преобладает в Европе, основу составляют национальные традиции и виды классического искусства, а для стран Востока с традиционным типом художественной культуры – этнические традиции и фольклор.
Связи с экономическим страноведением проявляются в том, что в туристском страноведении обязательно изучение различных видов хозяйственной деятельности. Отличие состоит в том, что в туристском страноведении изучаются только те отрасли и производства, особенности организации и технологии, а также виды конечной продукции, которые представляют интерес для туризма.
Связи страноведения в туризме с географическим (комплексным и проблемным) страноведением более основательны и многоплановы. Туристское страноведение заимствовало из географического (комплексного) страноведения очень многое: план характеристики страны, отношение к природной составляющей (характеристика и оценка компонентов и элементов природной среды – одного из важнейших условий развития туризма), и все это дается в связи с географическим своеобразием территории.
Однако, между этими дисциплинами есть существенные различия. Основой содержания в комплексном географическом страноведении является раскрытие пространственной организации страны как результата взаимодействия ее территориальных элементов общественного и природного характера, т.е. изучения взаимосвязей, сочетания компонентов, комплекса всех составляющих и процессов развития и формирования, как отдельных компонентов, так и комплекса в целом.
Страноведение в туризме в отличие от комплексного географического страноведения не изучает процессы, т. е. динамику явлений, а также все многообразие причинно-следственных взаимосвязей. Туристское страноведение рассматривает все объекты в статике, т.е. их особенности на данный момент времени, и выбирает только те объекты, которые определяют возможности и условия развития туризма в стране.
Термин «страноведение в туризме» и его описательно-поясняющие варианты целесообразно заменить термином «туристское страноведение», к сожалению, пока не имеющего официального статуса. Однако, если существуют и широко используются в учебной и методической литературе такие термины, как «историческое страноведение», «политическое страноведение», «комплексное географическое страноведение», то, очевидно, вполне обоснован и уместен предлагаемый нами термин. Поэтому далее в тексте в тех случаях, когда это необходимо по смыслу и нормам русского литературного языка (а также не противоречит методике учебной дисциплины), используется термин «туристское страноведение».
В практике туризма все направления развития туризма имеют равное значение, и студент должен в равной степени владеть навыками, умением определять возможности организации и развития любого вида туризма. Поэтому предметом туристского страноведения как учебной дисциплины является формирование умений и навыков составления комплексной характеристики включающей основные компоненты (природа, экономика, художественная культура), специальную характеристику одного из компонентов и оценку любого из компонентов и элементов характеристики как условия развития туризма.
Туристская оценка подразумевает определение направлений и видов туризма, для которых на данной территории условия наиболее благоприятны.
Состав учебного пособия:
Глава 1. Территория
Глава 2. Географическое положение
Глава 3. Природа
Глава 4. Народонаселение
Глава 5. История
Глава 6. Художественная культура
Глава 7. Политика
Глава 8. Экономика
Глава 9. События и явления.
Содержание всех, без исключения, глав посвящено рассмотрению и оценке условий развития туризма. Кроме того, некоторые главы дополнены приложениями, которые будут опубликованы в конце соответствующих глав.
Текст каждой главы состоит из двух разделов: Методики изучения (и характеристики) и Основных понятий. Если вам, друзья, при прочтении первого раздела – Методики – все понятно, то обращаться ко второму нет необходимости. Но, если какое-либо понятие или термин вызывает у вас затруднение, тогда милости прошу во второй раздел – Основные понятия – где все подробно разъяснено.
И еще одно дополнение, при печатном издании включение иллюстраций лимитировалось стоимостью, в ЖЖ – необходимости в жестком лимите нет, поэтому основные понятия будут проиллюстрированы. Кроме того, в текст публикации включены некоторые карты и схемы, конечно, их размер мал и не позволяет использовать их в качестве источников получения необходимой рабочей информации. Но включение их в качестве иллюстрации дает преподавателям и студентам представление о том, какие именно источники наиболее целесообразно использовать при составлении туристской характеристики раздела или страны в целом.
В следующей публикации будет рассмотрен вопрос что такое территория и в чем ее особенности в туристском страноведении.