Что изучает наука о земноводных

Какая наука изучает земноводных?

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Герпетоло́гия.

Именно так называется один из разделов зоологии (науки о животных), который занимается изучением амфибий и рептилий, которые в основном и относятся к земноводным.

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

В зоологии есть понятие Герпетология, так вот это и есть отрасль науки изучающая земноводных и пресмыкающиеся.

Кроме того науку о земноводных еще называют батрахология, но это уже устаревшее понятие, которое тем не менее еще употребляется в русском языке, к тому же батрахология изучает только лягушек.

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Земноводных изучает наука Герпетология. Мне кажется земноводные одни из самых интересных и самых древних существ на земле. Их приспособленность к жизни на земле и воде просто удивительна. И главное каких только земноводных нет от лягушек до змей.

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Есть такая наука Герпетология, именно она изучает земноводных, изучение земноводных, это интересно на мой взгляд.

Но если говорить в целом (более широко) то Зоология изучает и земноводных в том числе, это более обширная дисциплина (наука).

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Если брать в целом, то поведение пресмыкающихся, изучает такая наука как Зоология, в которой есть специальный раздел, который называется Герпетология. Главным образом, данная наука, обращает внимание в своем изучении на амфибий и рептилий.

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Очень многие науки изучают природу, и появились они вероятно намного раньше тех наук, которые природу не изучают, хотя наверное прав и Алекс, говоря, что все науки в той или иной степени изучают природу.

Конкретно те науки, которые изучают природу называют естественными науками. Это Биология, География, Физика, Астрономия, науки о почве, земле, атмосфере, водной оболочке. Все эти науки подразделяются на более конкретные специализации, например в биологии можно выделить зоологию и ботанику, в зоологии можно выделить кинологию и арахнологию и так далее.

Природа настолько обширна и богата, что изучать ее можно бесконечно.

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Вряд ли вексиллологию можно с полным правом называть наукой, поскольку это дисциплина вторичная и вспомогательная, касательно науки истории. Дисциплина эта изучает флаги, знамёна и штандарты и часто называется более понятно – флаговедение.

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Мне прежде всего вспоминается Вадим Чернобров, его часто показывают в передачах про НЛО как специалиста по уфологии. Он является руководителем организации «Космопоиск», которая занимается исследованием контактов с пришельцами, изучением следов пребывания их на нашей планете, поиском контакта с внеземными цивилизациями.

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Источник

Ответ или решение 2

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Земноводные и пресмыкающиеся являются предметом изучения одной науки — герпетологии. Но амфибий изучает особый ее раздел — батрахология (от греческого название лягушки).

Среда обитания амфибий

Земноводные стали первыми позвоночными животными, которые начали осваивать сушу. Поэтому:

Эти причины определяют место обитания амфибий — водоемы и их берега. Если же животные уходят далеко от воды, как жабы, они активны по ночам, когда прохладно и влажно. Кроме того, развитие потомства у земноводных происходит только в воде.

Язык, глаза и уши лягушки

Все амфибии плотоядны, их основная пища — насекомые. Ловчим органом лягушки является длинный язык. Но его длина определяется не так размерами, как особенностями расположения: он крепится не в глубине рта, а по краю нижней челюсти. Поэтому выбрасывается дальше. А когда язык возвращается в рот, то, прилипшее к нему насекомое, попадает сразу в глотку.

Мышцы глотки очень слабые и проглотить пищу помогают большие глаза лягушки. Она закрывает их и проталкивает ими пищу дальше.

Таким образом, мигают лягушки по 2 причинам:

Уши лягушек состоят не только из внутреннего отдела. У них появилось и наружное ухо в виде барабанной перепонки. Она улавливает колебания воздуха и передает его во внутреннее ухо.

Первые «слюнтяи планеты»

На суше такой роскоши нет. Чтобы облегчить проглатывание у амфибий выделяется слюна. В процессе эволюции они стали первыми животными, имеющими слюнные железы — отсюда и почетное звание «первых слюнтяев»

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

1) Наука о земноводных называется батрахологией (от греч. βατραχον — лягушка).

2) Земноводные — это первые наземные животные, обитающие по берегам водоемов.

3) Язык крепится к передней части нижней челюсти.

4) У лягушек есть веки. Мигая, они смачивают поверхность глаза слезами, защищая их от высыхания.

5) У лягушки появилось наружное ухо — барабанная перепонка.

6) Лягушки — первые «слюнтяи» планеты. потому что у амфибий впервые появились слюнные железы, облегчающие проглатывание пищи на суше.

Источник

Как называется наука о змеях

Что должен знать герпетолог

1. биологический процесс отбора ядов от ядовитых змей;

2. биологические особенности каждого вида змей;

3. правила безопасности труда при работе со змеями и ядами;

4. меры профилактики укусов змей и оказание первой помощи пострадавшему от укусов;

5. санитарно-технические требования, предъявляемые к оснащению герпетологических лабораторий.;

Рептилии

Слово «рептилии» в переводе с латинского означает «ползать», «пресмыкаться». Все о пресмыкающихся: их появление, образ жизни, размножение рассматривает наука, изучающая рептилий, – герпетология.

Наибольшая численность и разнообразие представителей данного вида были достигнуто в мезозойскую эру (230 млн лет до н. э. — 67 млн лет до н. э.). Древних рептилий можно разделить на три вида: проживавшие на суше, в воде и летающие, как птицы.

В современном мире выделяют четыре разновидности рептилий:

Наука, изучающая змей и других рептилий, относит их к высшим позвоночным животным, вместе с птицами и млекопитающими.

Журналы

Террариумистика

Постепенно в жизнь людей входит мода на содержание дома экзотических животных: рептилий или амфибий. Однако увлечение такими животными – это недешевое удовольствие. Затраты потребуются как на приобретение желаемого животного, так и на его обустройство в доме.

Все больше террариумы в домах стараются создать максимально похожими на уголок живой природы, используя при этом натуральные элементы украшения террариума. Профессионально обустроенный террариум как эстетически, так и соответствующий потребностям находящегося внутри животного, украсит дом и даст возможность наблюдать за своим экзотическим животным с удовольствием.

Источник

Земноводные

Группа земноводных относится к наиболее примитивным наземным позвоночным, занимая промежуточное положение между наземными и водными позвоночными животными: размножение и развитие у большинства видов происходит в водной среде, а взрослые особи обитают на суше.

Содержание

Общая характеристика

Кожные покровы

Все земноводные имеют гладкую тонкую кожу, сравнительно легко проницаемую для жидкостей и газов. Строение кожи характерно для позвоночных животных: выделяется многослойный эпидермис и собственно кожа (кориум). Кожа богата кожными железами, выделяющими слизь. У некоторых слизь может быть ядовитой или облегчать газообмен. Кожа является дополнительным органом газообмена и снабжена густой сетью капилляров.

Скелет

Тело разделено на голову, туловище, хвост (у хвостатых) и пятипалые конечности. Голова подвижно соединена с туловищем. Скелет разделён на отделы:

В позвоночнике выделяют 4 отдела: шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой. Число позвонков — от 7 у бесхвостых до 200 у безногих земноводных.

Шейный позвонок подвижно причленяется к затылочному отделу черепа (обеспечивает подвижность головы). К туловищным позвонкам прикрепляются рёбра (кроме бесхвостых, у которых они отсутствуют). Единственный крестцовый позвонок соединён с тазовым поясом. У бесхвостых позвонки хвостового отдела срастаются в одну кость.

Плоский и широкий череп сочленяется с позвоночником при помощи 2 мыщелков, образованных затылочными костями.

Скелет конечностей образован скелетом пояса конечностей и скелетом свободных конечностей. Плечевой пояс лежит в толще мускулатуры и включает парные лопатки, ключицы и вороньи кости, соединённые с грудиной. Скелет передней конечности состоит из плеча (плечевая кость), предплечья (лучевая и локтевая кости) и кисти (кости запястья, пястья и фаланги пальцев). Тазовый пояс состоит из парных подвздошных седалишных и лобковых костей, сросшихся между собой. Он прикреплён к крестцовому позвонку через подвздошные кости. В состав скелета задней конечности входят бедро, голень (большая и малая берцовая кости) и стопа. Кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев. У бесхвостых кости предплечья и голени сливаются. Все кости задней конечности сильно удлинены, образуя мощные рычаги для передвижения прыжками.

Мускулатура

Мускулатура подразделяется на мускулатуру туловища и конечностей. Туловищная мускулатура сегментирована. Группы специальных мышц обеспечивают сложные движения рычажных конечностей. На голове расположены поднимающие и опускающие мышцы.

У лягушки, например, мышцы лучше всего развиты в области челюстей и конечностей. У хвостатых земноводных (огненная саламандра) так же сильно развиты хвостовые мышцы.

Органы дыхания

Органом дыхания у земноводных являются:

У большинства видов (кроме безлёгочных саламандр и лягушек Barbourula kalimantanensis) имеются лёгкие не очень большого объёма, в виде тонкостенных мешков, оплетённых густой сетью кровеносных сосудов. Каждое лёгкое открывается самостоятельным отверстием в гортанно-трахейную впадину (здесь расположены голосовые связки, открывающиеся щелью в ротоглоточную полость).За счёт изменения объёма ротоглоточной полости: воздух поступает в ротоглоточную полость через ноздри при опускании её дна. При поднимании дна воздух проталкивается в лёгкие. У жаб, приспособленных к обитанию в более засушливой среде, кожа ороговевает, и дыхание осуществляется преимущественно лёгкими.

Органы кровообращения

Кровеносная система замкнутая, сердце трёхкамерное [5] со смешиванием крови в желудочке (кроме безлёгочных саламандр, которые имеют двухкамерное сердце). Температура тела зависит от температуры окружающей среды.

Кровеносная система состоит из большого и малого кругов кровообращения. Появление второго круга связано с приобретением лёгочного дыхания. Сердце состоит из двух предсердий (в правом предсердии кровь смешанная, преимущественно венозная, а в левом — артериальная) и одного желудочка. Внутри стенки желудочка образуют складки, препятствующие смешиванию артериальной и венозной крови. Из желудочка выходит артериальный конус, снабжённый спиральным клапаном.

Малый круг — лёгочный, начинается кожно-лёгочными артериями, несущими кровь к органам дыхания (лёгким и коже); от лёгких обогащённая кислородом кровь собирается в парные лёгочные вены, впадающие в левое предсердие.

Большой круг кровообращения начинается дугами аорты и сонными артериями, которые ветвятся в органах и тканях. Венозная кровь по парным передним полым венам и непарной задней полой вене попадает в правое предсердие. Кроме того, в передние полые вены попадает окисленная кровь от кожи, и поэтому кровь в правом предсердии смешанная.

В связи с тем, что органы тела снабжаются смешанной кровью, у амфибий низкий уровень обмена веществ, и поэтому они холоднокровные животные.

Органы пищеварения

Все земноводные питаются только подвижной добычей. На дне ротоглоточной полости находится язык. У бесхвостых он передним концом прикрепляется к нижним челюстям, при ловле насекомых язык выбрасывается изо рта, к нему прилепляется добыча. На челюстях имеются зубы, служащие только для удержания добычи. У лягушек они расположены только на верхней челюсти.

В ротоглоточную полость открываются протоки слюнных желез, секрет которых не содержит пищеварительных ферментов. Из ротоглоточной полости пища по пищеводу поступает в желудок, оттуда в двенадцатиперстную кишку. Сюда открываются протоки печени и поджелудочной железы. Переваривание пищи происходит в желудке и в двенадцатиперстной кишке. Тонкий кишечник переходит в прямую кишку, которая образует расширение — клоаку.

Органы выделения

Органы выделения — парные туловищные почки, от которых отходят мочеточники, открывающиеся в клоаку. В стенке клоаки имеется отверстие мочевого пузыря, в который стекает моча, попавшая в клоаку из мочеточников. В туловищных почках не происходит обратного всасывания воды. После наполнения мочевого пузыря и сокращения мышц его стенок, концентрированная моча выводится в клоаку и выбрасывается наружу. Своеобразная сложность такого механизма объясняется необходимостью земноводных сохранять большее количество влаги. Поэтому моча не удаляется сразу из клоаки, а попав в неё, предварительно направляется в мочевой пузырь. Часть продуктов обмена и большое количество влаги выделяется через кожу.

Эти особенности не позволили земноводным полностью перейти к наземному образу жизни.

Нервная система

Головной мозг состоит из 5 отделов:

Органы чувств

Глаза приспособлены к функционированию в воздушной среде. У земноводных глаза похожи на глаза рыб, однако не имеют серебристой и отражательной оболочек, а также серповидного отростка. Недоразвиты глаза только у протеев. У высших земноводных есть верхние (кожистые) и нижние (прозрачные) подвижные веки. Мигательная перепонка (вместо нижнего века у большей части бесхвостых) выполняет защитную функцию. Слёзные железы отсутствуют, но есть гардерова железа, секрет которой смачивает роговицу и предохраняет её от высыхания. Роговица выпуклая. Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы, диаметр которой меняется в зависимости от освещения; аккомодация происходит за счёт изменения расстояния хрусталика до сетчатки. У многих развито цветное зрение.

Органы обоняния функционируют только в воздушной среде, представлены парными обонятельными мешками. Их стенки выстланы обонятельным эпителием. Открываются наружу ноздрями, а в ротоглоточною полость — хоанами.

В органе слуха новый отдел — среднее ухо. Наружное слуховое отверстие закрывает барабанная перепонка, соединённая со слуховой косточкой — стремечком. Стремечко упирается в овальное окно, ведущее в полость внутреннего уха, передавая ему колебания барабанной перепонки. Для выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки полость среднего уха соединена с ротоглоточной полостью слуховой трубой.

Органом осязания является кожа, содержащая осязательные нервные окончания. У водных представителей и головастиков имеются органы боковой линии.

Половые органы

Все земноводные раздельнополые. У большинства земноводных оплодотворение наружное (в воде).

В период размножения яичники, наполненные зрелыми яйцеклетками, заполняют у самок почти всю брюшную полость. Созревшие икринки выпадают в брюшную полость тела, попадают в воронку яйцевода и, пройдя по нему, через клоаку выводятся наружу.

Самцы имеют парные семенники. Отходящие от них семявыводящие канальца попадают в мочеточники, одновременно служащие самцам семяпроводами. Они также открываются в клоаку.

Жизненный цикл

В жизненном цикле земноводных чётко выделяются четыре стадии развития: яйцо, личинка (головастик), период метаморфоза, взрослая особь.

Из икринок вылупляются личинки, ведущие водный образ жизни. По своему строению личинки напоминают рыб: у них отсутствуют парные конечности, дышат жабрами (наружными, затем внутренними); имеют двухкамерное сердце и один круг кровообращения, органы боковой линии. Только некоторые виды появляются на свет уже в виде маленьких бесхвостых лягушат.

Земноводные некоторых видов проявляют заботу о потомстве (жаба, квакши).

Образ жизни

Большинство проводит жизнь во влажных местах, чередуя пребывание на суше и в воде, однако есть некоторые чисто водные виды, а также виды, проводящие жизнь исключительно на деревьях. Недостаточная приспособленность земноводных к обитанию в наземной среде обусловливает резкие изменения их образа жизни в связи с сезонными изменениями условий существования. Земноводные способны впадать в длительную спячку при неблагоприятных условиях (холода, засуха и т. п. ). У некоторых видов активность может меняться с ночной на дневную при понижении температуры ночью. Земноводные активны только в тёплых условиях. При температуре +7 — +8 °C большинство видов впадают в оцепенение, а при −1 °C — погибают. Но некоторые земноводные способны переносить длительное замораживание, пересыхание, а также регенерировать значительные утраченные части тела.

Некоторые земноводные, например, морская жаба Bufo marinus, могут жить в солёной воде. Однако, большинство амфибий встречается только в пресной воде. Поэтому они отсутствуют на большинстве океанических островов, где условия для них в принципе благоприятны, но добраться до которых они самостоятельно не могут.

Питание

Размножение

Общей особенностью размножения почти всех земноводных является их привязанность в этот период к воде, где они откладывают яйца и где происходит развитие личинок. Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоёмов. В тёплые весенние вечера, в конце апреля и в мае, с прудов раздаются громкие квакающие звуки. Эти «концерты» устраивают самцы лягушек для привлечения самок. Органы размножения у самцов — семенники, у самок — яичники. Оплодотворение наружное. Икра приклеивается к водным растениям или камням.

Ядовитость

Земноводные и люди: активная жизнь

Благодаря живучести земноводные часто употребляются в качестве лабораторных животных.

Классификация

Современные представители представлены тремя отрядами:

Эволюция

В эволюционном отношении земноводные произошли от древних кистепёрых рыб и дали начало представителям класса пресмыкающиеся. Самым примитивным отрядом земноводных считаются хвостатые. Хвостатые земноводные наиболее схожи с древнейшими представителями класса. Более специализированными группами являются бесхвостые земноводные и безногие.

О происхождении земноводных до сих пор ведутся споры и согласно последним данным, земноводные происходят от древних кистепёрых рыб, конкретно, от отряда рипидистий. По строению конечности и черепа эти рыбы близки к ископаемым земноводным (стегоцефалам), которых считают предками современных амфибий. Самой архаичной группой считаются ихтиостегиды, которые сохраняют ряд черт, свойственных рыбам — хвостовой плавник, рудименты жаберных крышек, органы, соответствующие органам боковой линии рыб.

Источник

Земноводные – необычные животные

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Оборудование: магнитофон и аудиокассета с записью голосов лягушек; влажные препараты лягушек; живые шпорцевые лягушки в аквариуме; информационные листы (Приложение 1); таблицы и рисунки с изображением кистеперых рыб, различных земноводных; схемы строения конечностей позвоночных; ласты.

I. Вступительное слово учителя

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных – земноводных. Тема нашего урока – «Земноводные – необычные животные». В чем же их необычность? Это нам с вами сегодня и предстоит выяснить.
Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Я беру на себя задачу защитить земноводных, а сделать я это смогу в том случае, если познакомлю вас с особенностями строения и образа жизни лягушек, их ролью в природе и жизни человека.

Звучит запись голосов лягушек.

II. Изучение нового материала

1. Земноводные – первые наземные животные

С целью активизации познавательной активности учитель предлагает классу обсудить вопрос: «Как вы считаете, за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных?»
В ходе фронтальной беседы ребята указывают признаки лягушек, вызывающие у них отвращение и боязнь (холодные, скользкие, некрасивые и т.п.).
Учитель доказывает необоснованность этих взглядов, демонстрируя изображения наиболее красивых земноводных. Он подчеркивает, что все признаки земноводных, которые могут вызывать у людей неприязнь и отвращение, являются необходимыми приспособлениями к среде обитания. Одновременно вводится или закрепляется понятие: среда обитания организмов – это комплекс окружающих условий, влияющих на их жизнедеятельность. А под приспособленностью понимают совокупность тех особенностей строения, которые обеспечивают им возможность жизни в этих условиях (готовые записи имеются на информационном листе).
Учитель говорит о том, что земноводные – первые наземные позвоночные и приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной средах различаются очень сильно.
Далее в ходе беседы проводится сравнительная характеристика этих сред обитания. Внимание учащихся обращается на такие показатели, как плотность (и, соответственно, вес тела в среде), концентрация кислорода, колебания температуры, запыленность.
К концу беседы ученики должны сформулировать вывод: земноводные – необычные животные, так как являются первыми наземными позвоночными, и, выйдя на сушу, не «сумели окончательно порвать связь с водой». В воде проходит их размножение и личиночное развитие, они должны постоянно пополнять запас воды в организме.
Учитель сообщает, что земноводные появились на Земле более 350 млн лет назад, и предлагает учащимся подумать (а в случае затруднений подводит к ответу), какие древние рыбы могли «проложить им путь на сушу». (Демонстрация таблицы с изображением кистеперой рыбы.) Далее следует уточняющий вопрос: какие признаки древних кистеперых рыб оказались полезными для развития организмов, способных существовать на суше? (Мясистые плавники, способность при неблагоприятных условиях переходить на «легочное» дыхание.)

2. Среда обитания и особенности строения земноводных

Для выявления приспособленности лягушек к средам обитания организуется работа в группах. Учащиеся выполняют лабораторную работу «Среды обитания и особенности строения лягушки» (Приложение 2).
После выполнения лабораторной работы следует проверка в виде ответов на вопросы программированного задания (Приложение 3).
После ответов учащихся следует обобщение учителя с показом таблиц и скелета лягушки.
Формулируется три основных вывода:

Лягушка – животное необычное. У нее можно обнаружить черты приспособленности к обитанию в воде и на суше.

Благодаря этой особенности весь класс получил название «Земноводные».

Второе название этого же класса – «Амфибии», что в переводе с греческого языка означает «двоякодышащие».

Учитель рассказывает о том, что каждую группу животных изучает определенная биологическая дисциплина, и предлагает подумать, как будет называться наука о земноводных, если лягушка на греческом языке – «батрахос». (Батрахология.)
Учащиеся делают записи определений новых терминов в информационных листах.

3. Достижения земноводных

Земноводные – это поистине удивительные создания. Если бы животным давали патенты за изобретения, то амфибии по праву первыми бы их получили.
Выступления учащихся с информацией о «достижениях» земноводных (Приложение 4).
Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизмененном виде у всех наземных позвоночных.
Проводится сравнение строения конечностей пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, человека. У всех у них передние конечности состоят из плеча, предплечья и кисти, а задние из бедра, голени и стопы. (Демонстрация таблиц.)
Далее учитель сообщает, что лягушки первыми «создали» оркестры. Голосом они могут соперничать с птицами.

Прослушивание записей голосов лягушек.

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

4. Земноводные – объект интереса биоников

Учитель рассказывает, что некоторые признаки земноводных давно заинтересовали ученых-биоников. На основе этих особенностей были сконструированы электронные приборы (например, электронная модель глаза для слежения за движущими самолетами) и ряд других предметов. Один из них находится у меня в черном ящике. В конструкцию этого предмета за основу была взята особенность строения задний конечности лягушки. Впервые сконструирован в 1929 г. французом Луи де Корле. Что это за предмет? (Ласты для подводного плавания.)
У лягушки есть еще одно качество, которое представляется очень интересным в настоящее время, т.к. оно может открыть перед человеком огромные возможности по завоеванию Мирового океана. Пока мы его не можем использовать. Что это за качество?
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что это способность к кожному дыханию. Возможно, когда-нибудь будут созданы костюмы из полупроницаемых мембран, которые, как кожа лягушки, смогут извлекать кислород, растворенный в воде. Тогда водолазам не потребуется специальная аппаратура с запасом воздуха.
Учитель продолжает разговор о том, что живая природа с незапамятных времен служила человеку источником вдохновения в его стремлении к техническому прогрессу и неслучайно в 1960 г. на базе естественных и инженерно-технических наук родилась наука бионика.
На доске записана расшифровка слова бионика:

бионика = биология + техника.

После краткого обсуждения формулируется определение, которое записывается в информационный лист.

Бионика – наука, изучающая возможности применения в технике принципов организации и работы живых организмов.

5. Лягушки – объект научно-экспериментальной биологии и медицины

Учитель рассказывает о том, что земноводные – объект научной и экспериментальной работы. Они помогли людям сделать ряд важнейших научных открытий. Затем выступает ученик с сообщением об истории открытия «животного электричества» (Приложение 5).
Учитель отмечает, что благодарное человечество поставило лягушкам два памятника: в Парижском университете (Сорбонне), по настоянию крупного естествоиспытатели Клода Бернара и в Токио (Япония), по инициативе студентов.
Но лучший наградой лягушкам за все, что они сделали для человека, было бы гуманное к ним отношение. Я надеюсь, что сегодняшний урок изменит ваше отношение к этим необычным животным.

6. Заключение

Завершая знакомство с необычными особенностями позвоночных, учитель предлагает записать выводы по уроку на информационном листе. Отдельные учащиеся зачитывают свои записи: некрасивые, первые наземные животные, слюнтяи, объекты для биоников и экспериментальной работы.
Учитель подводит итог урока: «Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни».
И как призыв к охране, бережному отношению ко всему живому на планете, на доску вывешивается плакат с изображением рук человека, охраняющих планету и все живое на ней, в том числе и земноводных.
В качестве заключения ученикам предлагается подумать над ответом на следующий проблемный вопрос. Что имеют в виду экологи, когда говорят: «Если посадить лягушку в таз с горячей водой, она мигом оттуда выпрыгнет. Но если посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого»?
Ученики приходят к выводу, что экологи предупреждают нас об опасности незаметного накопления отрицательных последствий в результате постепенного отравления окружающей среды.

III. Закрепление

В качестве закрепления учитель просит двух учащихся заполнить таблицу о приспособлениях земноводных к жизни в воде и на суше, представленную в информационном листе на доске. Все остальные в это время анализируют свою деятельность на уроке по следующим вопросам.

1. Какое открытие ты сделал на уроке?
2. Что изменилось в твоем миропонимании?
3. Что тебя больше всего заинтересовало?
4. Что тебе хотелось бы узнать еще?

После завершения анализа урока учащиеся, заполнявшие таблицу у доски, представляют свою работу.
Затем под запись голосов лягушек все ученики заполняют таблицу в своих информационных листах и оценивают свой труд на уроке.

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Приложение 1

Информационный лист

Тема урока: ____________________________

I. Рабочая страница.

1. Основные понятия к уроку

Среда обитания – это комплекс окружающих условий.
Приспособленность – совокупность особенностей строения организмов, которые обеспечивают им возможность жизни в этих условиях.

Амфибии – _____________________________
Батрихология – ________________________
Бионика – ______________________________

Земноводные – необычные животные, т.к.

Приспособления земноводных к жизни

II. Домашнее задание

1. Работа с текстом учебника (раздел «Особенности внешнего строения лягушек»).
2. Творческое задание

Используя научно-популярную литературу, подготовить сообщения по теме: «Земноводные России», «Самые-самые среди земноводных».

Оценка учителя
Самооценка

Спасибо за урок
Ваша Ольга Александровна

Приложение 2

Лабораторная работа «Внешнее строение лягушек»

Цель работы: изучить особенности внешнего строения земноводных.

Материал и оборудование: влажные препараты лягушек, живые шпорцевые лягушки в аквариуме, ручные лупы.

Информация для учащихся

Шпорцевые лягушки – обитатели Африки. Их название связано с небольшими, но острыми коготками – «шпорами», которыми снабжены пальцы на задних лапках. Эти лягушки ведут чисто водный образ жизни и почти никогда не выходят на сушу.

Что изучает наука о земноводных. Смотреть фото Что изучает наука о земноводных. Смотреть картинку Что изучает наука о земноводных. Картинка про Что изучает наука о земноводных. Фото Что изучает наука о земноводных

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите внешнее строение лягушки. Обратите внимание на форму тела, покровы, конечности. Чем лягушка внешне отличается от рыбы?

2. Рассмотрите голову лягушки. Как она соединена с туловищем? Найдите глаза, ноздри, барабанные перепонки. Как изменились эти органы с выходом земноводных на сушу? Почему глаза и ноздри лягушки находятся на возвышениях головы?

3. Рассмотрите конечности лягушки. Из каких отделов они состоят? Чем задние конечности отличаются от передних? Чем обусловлено такое строение конечностей?

4. Подведение итогов работы: выполните программированное задание.

Приложение 3

Программированное задание

1. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на ее приспособленность к обитанию в воде:

а) короткое тело, лишенное хвоста;
б) заостренная клиновидная голова;
в) перепонки на задних конечностях?

2. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на ее приспособленность к обитанию на суше:

а) широкое туловище;
б) наличие конечностей;
в) клиновидная голова?

3. Почему глаза и ноздри лягушки возвышаются над поверхностью головы:

а) это необходимо для поиска пищи;
б) это способствует дыханию на суше;
в) это обеспечивают возможность атмосферного дыхания и видения предметов в воздухе в то время, как тело лягушки погружено в воду?

4. Глаза лягушки снабжены подвижными веками. Это является признаком:

а) приспособленности к жизни в воде;
б) хорошего зрения;
в) приспособленности к жизни на суше.

5. Долго находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее и нет жабр, потому что:

а) органом дыхания лягушки является кожа, богатая кровеносными сосудами;
б) лягушка расходует запас воздуха, имеющийся в легких;
в) жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются.

6. Какая пара ног играет основную роль при движении лягушки:

а) передняя;
б) задняя;
в) обе пары?

7. Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде:

а) лягушка плывет вперед, отталкиваясь задними лапами;
б) задние конечности обеспечивают всплытие лягушки;
в) задние конечности служат рулем?

Приложение 4

«Достижения» земноводных

Земноводные первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких и, «вдохнули полной грудью» живительный воздух нашей планеты (правда, в процессе дыхания у амфибий участвует и кожа).

Для более эффективного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополнительная перегородка – оно стало трехкамерным. Четырехкамерное сердце амфибиям и не нужно – ведь кровь, поступающая в сердце из подкожных сосудов, также богата кислородом. Но при этом система кровообращения у лягушки устроена так, что самый важный орган тела – головной мозг – снабжается почти чистой артериальной кровью.

Амфибии первыми встали на ноги. До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было ног. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.

Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка.

Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания у них появились подвижные веки.

Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка – слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов.

Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной (барабанной перепонкой) и снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний.

Приложение 5

История открытия «животного электричества»

Электрические явления в животных организмах известны давно. Еще в 1776 г. они были описаны у электрического ската. Началом же экспериментального изучения электрических явлений в животных тканях следует считать опыты итальянского врача Луиджи Гальвани (1791 г.). В опытах он использовал препараты задних лапок лягушки, соединенных с позвоночником. Подвешивая эти препараты на медном крючке к железным перилам балкона, он обратил внимание, что, когда конечности лягушки раскачивались ветром, их мышцы сокращались при каждом прикосновении к перилам. На основании этого Гальвани пришел к выводу, что подергивания лапок были вызваны «животным электричеством», зарождающимся в спинном мозге лягушки и передаваемым по металлическим проводникам (крючку и перилам балкона) к мышцам конечностей.
Против этого положения Гальвани о «животном электричестве» выступил физик Александро Вольта. В 1792 г. Вольта повторил опыты Гальвани и установил, что описанные Гальвани явления нельзя считать «животным электричеством». В опыте Гальвани источником тока служил не спинной мозг лягушки, а цепь, образованная из разнородных металлов – меди и железа.
Вольта был нрав. Первый опыт Гальвани не доказывал наличия «животного электричества», но эти исследования привлекли внимание ученых к изучению электрических явлений в живых организмах.
В ответ на возражение Вольта Гальвани произвел второй опыт, уже без участия металлов. Конец седалищного нерва он набрасывал стеклянным крючком на мышцу конечности лягушки, при этом также наблюдалось сокращение этой мышцы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *