Хочу отшлифовать и отполировать пару поделочных камней (что-то похожее на кварцит) не обзаводясь специализированным оборудованием. Посоветуйте, пожалуйста, как подключить к решению этой задачи средства малой механизации, дрель например? Какие абразивные материалы, пасты и т.д. лучше использовать? Где их купить в Москве?
Ответ будущему коллеге. Все, к сожалению, зависит от того, что Вы хотите отполировать. Плоскость или кривую поверхность? Станки или их «прообразы в виде дрели» совершенно разные. В любом случае, будьте готовы к фиаско. Для полировки плоской поверхности лучше всего подходит горизонтально вращающийся круг (планшайба), сделанный их самых твердых алюминиевых или медных сплавов. Можно и из стали только специальной мягкой. Вращать планшайбу должен достаточно мощный мотор (2 кВт и более в зависимости от диаметра планшайбы). Для шлифования обычно используют карборундовые (SiC – муассонит) серо-зеленые порошки с твердостью 9.5 по шкале Мооса. Для полировки используют разноцветные порошки электрокорунда (Al2O3) с твердостью 9.0. Для финишной полировки используют мелкие и «мягкие» порошки оксида церия (Се2О3). Для шлифовки кривых поверхностей используют более сложные и разные станки, как с вертикальным, так и горизонтальным вращением доскообразных инструментов. Российская промышленность практически прекратила и без того скудный в СССР выпуск станков для резки, полировки и другой обработки камней самоцветов. Можно найти старые станки в интернете и с помощью личных контактов на Выставках камней самоцветов. Хорошо со станками в США. Однако неметрические размеры всех деталей существенно осложняют их использование в России. Технология обработки камней детально описана во множестве американских же книг. Вас же приходится отсылать к единственной переводной и несколько устаревшей книге Дж. Сенкенса по обработке камней. Она имеется и в интернете.
Изделия, которые хочу полировать неправильной сферической формы. Значит кривая поверхность. Может быть можно подойти к вопросу с другой стороны? Арендовать время работы на некоторых станках в мастерской. А может быть за некоторую плату и мастер согласится провести что-то вроде инструктажа? Думаю, что это хороший вариант, чтобы попробовать себя в обработке камня. Подскажите, пожалуйста, контакты таких мастеров в Москве.
Спасибо за ссылку на книжку и пояснения.
Все таки надо конкретнее указать тип изделия – что это шар? Кабошон? (Или к «шаровику или к «кабошонщику»). Короткое замечание по возможной аренде станков – НИКТО НИЧЕГО НЕ ДАСТ И К СВОИМ СТАНКАМ НАСТОЯЩИЙ МАСТЕР НИКОГО НИКОГДА НЕ ПОДПУСТИТ. Инструктаж тоже весьма проблематичен. Вот сделать Вам изделие на заказ это возможно. Попробывать себя в обработке камня таким образом невозможно. Уточните Вашу задачу.
Внимание, все станки должны быть с регулировкой скорости вращения!
Необходимо, однако, помнить что любое УСПЕШНОЕ хобби, всегда перерастает в выгодное дело. В России тоже. Искренне, успехов Всем Вам.
Спасибо Аметистову. Кратно. Емко. Содержательно.
Для того, чтобы довести поверхность камня до совершенства, придать ей зеркальную гладкость, усилить яркость цвета, а также защитить его от негативных факторов окружающей среды, используем различные http://diammarket.ru/catalog/sredstva_dlya_polirovki/ средства для полировки.
Здравствуйте. В интернете есть статьи в которых написано, что огранщики драгоценных камней отмечают, что природные корунды твёрже, и труднее продаются огранки чем синтетические. Правда это или всё-таки миф?. С уважением.
В этой статье я не буду говорить об искусстве, не будут здесь обсуждаться и достоинства или недостатки каких-либо работ. Несмотря на то, что в последнее время появляется все меньше и меньше качественно исполненных работ, проблемы, связанные со свойствами определенных по-род, никогда не потеряют своей актуальности. И поэтому именно о специфических особеннос-тях обработки некоторых, наиболее часто использующихся в нашем деле камней, мне и хочется поговорить. Точнее—не поговорить, а рассказать, поделиться собственным опытом…
Начну я, пожалуй, с нефрита. Этот удивительный минерал является одним из самых широко используемых материалов в мелкой камнерезной пластике. Более того, именно нефрит пользуется наибольшей известностью и популярностью у широкой публики среди великого множества поделочных камней. Однако примечателен этот камень не только своей популярностью и красотой. Наверное, не существует в природе иного такого минерала, который доставлял бы такое количество трудностей мастеру, вознамерившемуся что-либо изваять в камне, сколько доставляет нефрит. Вот об этих-то трудностях и о том, как их можно преодолеть, я и постараюсь вкратце рассказать на этих страницах. Итак, начнем по порядку…
Особое внимание необходимо уделить грамотной распиловке больших блоков нефрита. Несмотря на кажущуюся однородность, этот камень может преподнести массу неприятных сюрпризов, если изначальный раскрой блока выполнен наугад. Для того что-бы избежать многих проблем в дальнейшем, каждый конкретный образец нефрита следует внимательно изучить и выполнять базовый раскрой, отталкиваясь от его индивидуальных особенностей.
Если не брать в расчет достаточно редко встречающийся сегодня материал эксклюзивной категории, то работать в основном приходится с камнем среднего и низкого качества, т.е. с образцами, в которых присутствуют не только обыкновенные трещины, но и так называемая «сетка»—обусловленная хаотичным расположением волокон система микротрещин, которая доставляет массу проблем при тонкой обработке. При работе с таким камнем необходимо помнить о том, что обрабатывать изделие алмазным инструментом с крупным зерном нужно крайне осторожно. Если в готовой работе будут присутствовать тонкие грани или просто толщина изделия должна быть минимальной, более правильным будет перейти на инструмент со средним или с мелким зерном. Другими словами, при малейшем подозрении на проявления этой самой «сетки», следует переходить на инструмент с мелким зерном—в противном случае на краях образуются сколы или камень начинает осыпаться. Это приводит к необходимости частичной, а иногда и полной переделки изделия.
Полировка изделия из нефрита кожаным
кругом на бормашине
Итак, резьба завершена и работа отшлифована мелкозернистым абразивным бруском. Можно приступать к полировке. Принципиальное отличие между полировкой плоскостей и полировкой рельефных поверхностей заметно выделяет нефрит среди прочих пород камня. Все резьбовые объемы, в том числе небольшие грани, полируются кожей, на которую наносится насыщенная алмазная паста (т.е. в стандартную пасту добавляется чистый алмазный порошок с размером зерна 2/1 или 3/2). Если поверхность была подготовлена тщательно и на камне присутствуют только мелкие равномерные риски от абразивного бруска, то проблем с полировкой, как правило, не возникает. Однако, при полировке кожей не стоит забывать о возможности перегрева камня. Надо сказать, что нефрит достойно переносит перегрев, однако кожа можно запросто оставить на поверхности локальные «ожоги», которые проблематично убрать в дальнейшем даже с помощью парафина. Поэтому совет я могу дать только один—аккуратность и еще раз аккуратность. Как показывает опыт, который, как известно, сын ошибок трудных, любая разновидность нефрита полируется до зеркального, маслянистого блеска. Если такой полировки добиться не удается, то причину этого надо искать на предыдущих стадиях обработки.
Полировка изделия из нефрита с помощью
С плоскостями дело обстоит несколько сложнее. Пришлось провести огромное количество экспериментов, прежде чем полировка получилась. Я вспоминаю такой случай. В мастерскую пришел заказ на изготовление треугольных нефритовых рамок под фотографии. Рамки были изготовлены, две из них худо-бедно отполировали, а вот третья—ни в какую. В течение двух недель каждый работник мастерской тщательно пытался добиться хоть какой-то полировки, однако ничего не получалось. Заказчик нервничал и в конце концов забрал недоделанный предмет, заявив напоследок, что мы просто не владеем мастерством полировки. Мы, в свою очередь, убежденно доказывали ему, что именно этот нефрит отполировать абсолютно невозможно. Поэтому изумлению нашему не было предела, когда на следующий день он при-вез эту самую рамку, отполированную до идеального зеркального блеска.
Но вернемся к плоскостям. Перед полировкой поверхность изделия необходимо как следует подготовить. После шлифовки свободным абразивом крупных фракций (М60, затем М40) необходима подготовка поверхности абразивом с мелким зерном (М28, М10). Эту стадию обработки необходимо выполнить с максимальной тщательностью. И только после этого можно переходить непосредственно к процессу полировки.
Наибольшего эффекта позволяет добиться следующий способ. Берется плотная, но не глянцевая, бумага или картон, которая крепится на полировальный круг. Затем чистый алмазный порошок (фракция 3/2 или 2/1) разводится керосином или уайт-спиритом до состояния взвеси. После нанесения полученной взвеси кисточкой на бумагу можно приступать к полировке. Если возникнут затруднения, то на проблемные участки поверхности следует также кисточкой нанести алмазную взвесь и продолжить работу.
Полировка изделия из нефрита с помощью
Второй, менее распространенный, способ полировки нефрита заключается в следующем. На полировальный круг вместо бумаги натягивается прочный мелкоячеистый холст. Затем берется либо церазин, либо натуральный воск (подойдут и восковые свечи), который сплавляется с чистым алмазным порошком (фракция 3/2 или 2/1) в единую однородную массу. После нанесения этой массы на вращающийся холст можно приступать к полировке. Оба описанных способа позволяют добиться приблизительно одинакового результата. Конечно, эффект зеркального блеска возникает отнюдь не сразу после начала процесса полировки. Можно менять силу нажима на изделие, сдвигая его либо к центру, либо к краю полировального круга. Кроме того, можно изменить ситуацию, варьируя саму скорость вращения полировального круга. Универсального рецепта, к сожалению, не существует, и в каждом отдельном случае следует поступать исходя из сложившейся ситуации.
Время, которое затрачивается на полировку, в большей степени зависит от уровня подготовки поверхности, нежели от качества камня. Условно говоря, в течение 30—40 минут можно отполировать поверхность диаметром 60—70 мм. Однако, если в течение получаса не удается добиться очевидного результата, необходимо вернуться к начальным стадиям обработки.
Напоследок мне хотелось бы сказать несколько слов о трещинах и их устранении. Удивительное свойство нефрита затягивать при нагреве в трещины парафин широко известно. В ряде случаев с помощью этого способа удается даже полностью избавиться от них. Однако, если трещин в камне очень много и они образуют сплошную «сетку», то перед тем, как бросить камень в горячий парафин, его следует нагреть приблизительно 150—200 градусов. Доставать же изделие из парафина можно только после полного его остывания. Таким способом можно избавиться даже от тех «ожогов», которые нередко остаются на камне после полировки кожей. И последнее: если изделие матировалось с помощью пескоструйной установки, а потом было помещено в парафин, то следует помнить о том, что эффект матовой поверхности после этой операции практически полностью пропадет. Об особенностях обработки нефрита можно говорить до бесконечно. К сожалению, у меня такой возможности нет. Однако я надеюсь, что даже те общие и поверхностные сведения, которые я сумел изложить в этой статье, смогут помочь начинающему мастеру и уберегут его от тех ошибок, которые в свое время не раз допускал я сам…
Нефрит – полудрагоценный поделочный камень. Своим названием самоцвет обязан внешнему виду. Небольшие гальки нефрита, отполированные речной водой, напоминают человеческую почку (от греческого – почка). Неудивительно, что первое применение этого камня в древней медицине было направлено именно на лечение болезней почек. Камень нефрит издавна настолько высоко ценился, благодаря своим свойствам, что был причислен к священным.
СВОЙСТВА НЕФРИТА
Нефрит относится к жадам, это силикат кальция, магния и железа. Его твердость по шкале Мооса 6,0-6,5 единиц. Тонкие пластинки обычно просвечиваются. Шелковистый на изломе, блеск после полирования становится стеклянным.
Нефрит – уникальный камень. Более вязкого и прочного поделочного камня в природе нет. По прочности он не уступает стали. От сильного удара на поверхности нефрита может образоваться ямка, но сам камень не расколется, резать его можно только алмазом.
ВИДЫ НЕФРИТА И ИХ ЦВЕТА
Нефрит различается по окраске, которая зависит от содержания в нем различных примесей. Цветовая гамма разнообразна – от чёрного до белого. Чаще встречается зелёный нефрит всех оттенков: болотного, травяного, салатного, изумрудного и желто-зеленого. Редкие и самые ценные камни – красный и голубой нефрит (дианит). Уникальной можно считать разновидность нефрита в желто-коричнево-зеленых тонах с эффектом «кошачьего глаза».
Фотографии нефрита
ИЗДЕЛИЯ С НЕФРИТОМ
КАК ПОЧИСТИТЬ НЕФРИТ
Ухаживать за изделием из нефрита несложно. Минерал можно периодически мыть в мыльной воде, после чего остатки мыла необходимо тщательно смыть под проточной водой. Чаще же бывает достаточно влажной мягкой тканью протереть с усилием камень, как бы полируя его. Хранить изделия с нефритом лучше в индивидуальных футлярах.
МЕСТОРОЖДЕНИЯ НЕФРИТА
Месторождения нефрита находятся во многих странах. Считается одним из лучших в мире и отличается высоким качеством сырья месторождение в Новой Зеландии. Крупные залежи есть в России, Китае, США, Канаде, Бразилии, Мексике, Польше. Пока ресурсы этого камня далеки от истощения.
ЗНАЧЕНИЕ КАМНЯ НЕФРИТ
ЧЕЙ КАМЕНЬ НЕФРИТ ПО ГОРОСКОПУ И ЗНАКУ ЗОДИАКА
Нефрит – камень, иметь дома который могут абсолютно все знаки Зодиака. Если нравится украшение с нефритом, его может смело носить любой человек, не рассчитывая, правда, при этом на помощь самоцвета. Отношение нефрита ко всем людям ровное, нейтральное. Лишь три знака выделяет нефрит из всех, покровительствуя и помогая им. Это – Рыбы, Рак и Водолей. Нефриты любых оттенков, а особенно зеленых тонов, вносят в жизнь этих знаков Зодиака гармонию и позитив.
ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА НЕФРИТА
В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА ЛЮДИ НАДЕЛЯЛИ НЕФРИТ МОЩНОЙ ИСЦЕЛЯЮЩЕЙ СИЛОЙ ПОЧТИ ОТ ВСЕХ НЕДУГОВ. ЕГО НОСИЛИ НА ТЕЛЕ, ПРИНИМАЛИ ВНУТРЬ В ВИДЕ ПОРОШКА, НАКЛАДЫВАЛИ НА РАНЫ. В НАШЕ ВРЕМЯ ДОКАЗАНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НЕФРИТА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК И МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ. ЛЕЧЕБНЫЙ ЭФФЕКТ ОСНОВАН НА ВЫСОКОЙ ТЕПЛОЁМКОСТИ КАМНЯ.
СЛЕГКА НАГРЕТЫЙ МИНЕРАЛ ПРИКЛАДЫВАЮТ НА БОЛЬНЫЕ МЕСТА ПРИ УШИБАХ ИЛИ РЕВМАТИЗМЕ В КАЧЕСТВЕ ДЛИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩЕГО СОГРЕВАЮЩЕГО СРЕДСТВА. МАССАЖНЫЕ ВАЛИКИ, ШАРЫ И СТЕРЖНИ ИЗ НЕФРИТА ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ МАССАЖА ТЕЛА, А ТАКЖЕ ДЛЯ КОСМЕТИЧЕСКОГО МАССАЖА КОЖИ ЛИЦА. ТАКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СТИМУЛИРУЕТ КРОВООБРАЩЕНИЕ, СПОСОБСТВУЯ РЕГЕНЕРАЦИИ ТКАНЕЙ, БОРЕТСЯ С ДРЯБЛОСТЬЮ КОЖИ, СНИМАЕТ УСТАЛОСТЬ.
ЛИТОТЕРАПИЯ УВЕРЯЕТ, ЧТО БУСЫ ИЗ ЗЕЛЕНОГО НЕФРИТА СНИМАЮТ УЧАЩЕННОЕ СЕРДЦЕБИЕНИЕ, НОРМАЛИЗУЮТ СОН, УСПОКАИВАЮТ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ. НЕБОЛЬШИЕ НЕФРИТОВЫЕ ШАРИКИ ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХ КИСТИ РУК ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА И ТРАВМ.
МАГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕФРИТА
Специалисты в области эзотерики уверяют, что нефрит обладает сильной энергетикой и чувствует стремление владельца к переменам в жизни. Камень помогает, если стремление это искреннее и праведное. Нефрит – своеобразный индикатор поступков человека. Если камень начал мутнеть или темнеть, то владельцу стоит задуматься о правильности выбора жизненного пути, переосмыслить содеянное. Это также камень справедливости и благих намерений, он заставляет человека меняться к лучшему.
Говорят, что нефрит хорошо иметь в доме тем, кто не уверен в своих силах, считает себя неудачником. Он помогает сосредоточиться и достичь желаемого. Стабильность и спокойствие – эти качества нефрита используют как оберег при захоронениях, защищая могилы от осквернения.
Изделие после тонкой шлифовки полируют, это и придает камню особую декоративность благодаря наиболее полному раскрытию его рисунка, цвета и структуры.
Прежде чем приступить к полированию, поверхность некоторых камней необходимо подготовить, так как некоторые полирующие составы (окись хрома), проникают в поры и мелкие трещинки камня, изменяя его природный натуральный цвет. Чтобы не допустить этого, микротрещины и поры заполняют защитным составом.
Например, для такой обработки-защиты можно нагреть камень и опустить его на некоторое время в расплавленный парафин. После того, как парафин остынет, его излишки снимают с камня деревянным скребком.
Также можно применить жидкое стекло (канцелярский клей). Для этого камень на ночь опускают в жидкий клей, а утром осторожно обтирают от клея, оставшегося на поверхности.
Некоторые мастера заполняют трещины и поры прозрачной эпоксидной смолой: камень нагревают и наносят на него кисточкой подогретую на водной бане смолу. После того, как смола и камень остынут, излишки смолы удаляют деревянным скребком. Полировать камень начинают только после того, как смола хорошо затвердеет.
Полирование (полировку камня) выполняют жесткими или эластичными полировальниками со связанным полирующим материалом, или войлочными кругами со свободной полирующей суспензией в виде смеси сметанообразной консистенции из полирующих порошков (оксида хрома, олова, алюминия и т. п.) с водой.
Отполированная поверхность камня становится более темной и приобретает зеркальный блеск.
Полировальники могут быть двух типов: для полирования кабошонов, плоскостей, сфер и других изделий, не требующих высокой точности исполнения, и полировальники для полированию геометрически плоских поверхностей, например, граней ограненнных камней.
Полировальники первого типа делают как из мягких материалов – ткани и кожи, так и из более твердых – дерева и резины. Полировальники второго типа изготовляют из плоских пластин металла, пластмассы или дерева. Полировальники для кабошонов могут быть выполнены в форме барабанов, дисков, кругов и лент.
Войлочный круг, изготовленный из высококачественной спрессованной шерсти, является самым распространенным полировальником. Для сохранения рабочей поверхности круг нужно использовать равномерно. Это особенно важно, когда полируется плоская поверхность, так как неравномерно изношенный круг будет полировать лишь частью своей рабочей поверхности.
Толщина войлочного круга должна быть не менее 25 мм, а лучше 35–50 мм.
Войлочные круги лучше работают при невысоких скоростях – 5 – 10 м/с. Хранить их нужно подальше от пыли и грязи, завернутыми в чистую бумагу. Неработающий круг, чтобы он не загрязнился, лучше хранить в чехле. Частицы грязи удаляют с круга при его вращении с помощью куска пемзы.
Войлочный полировальник полирует многие виды камней, но он непригоден для камней, склонных к недополировке, когда на поверхности таких камняй образуются ямки и выступы и она становится словно рябой. Это свойственно таким камням, как нефрит, лазурит, родонит и некоторым другим. Если в процессе работы будет замечена недополировка, надо с войлока перейти на кожу или дерево.
Для изготовления кожаных полировальников годится кожа любого типа, но она должна быть выдублена, без искусственного окрашивания или выделки. Кожа может быть приклеена к дискам, натянута на деревянные формы и т. п. Кожа эффективна для полирования почти для всех ювелирных камней, но особенно для минералов, склонных к недополировке: лазурита, нефрита, змеевика и т. д.
На коже можно применять любой полирующий порошок, включая алмаз. Камни, которые при продолжительном полировании на войлоке прибретают лишь тусклый блеск, на коже почти всегда получаются блестящими. Кожаные полировальники служат долгие месяцы без видимого износа. Чаще всего используют кожу толщиной не более 3 мм, так как гибкость ее обеспечивает большую поверхность контакта с камнем.
Желательно, чтобы в пролировальном процессе последний полировальник был кожаным. Кожаные полировальники могут быть в виде слегка выпуклых дисков или в виде плоского диска, наклеенного на планшайбу. Кожа может быть натянута на деревянную форму или на круглую раму. Перед работой полировальник смачивают мыльной водой, после чего кожа становится мягче и немного работают им, чтобы удалить излишки влаги. Затем на него наносят немного оксида хрома.
Обрабатывать камень нужно с усилием, начиная от центра к краю.
Такие камни, как жадеит, нефрит, родонит необходимо полировать с большим усилием и почти сухим полировальником. Менее твердые камни, такие как лунный камень, тигровый глаз, опал, очень легко полируются на более влажном круге.
Для полирования можно применять различные виды плотных и толстых тканей – брезент, саржу, ковровую ткань, ткань для ленточных шлифовальных станков и и др. Обычно такие ткани натягивают на деревянные формы и хорошо закрепляют.
Применяют для полирования дисковые полировальники из фанеры, деревянные полировальники, пробковые и другие.
Работа на деревянных полировальниках почти ничем не отличается от работы на коже, однако из-за их большей твердости полировальный круг должен быть более влажным. В большинстве случаев при полировании на дереве применяют диоксид олова.
Освещение
В старину на колыванской шлифовальной фабрике почти с первых лет ее основания существовал своеобразный обряд – готовое изделие освещали. Это было освещение чем-то похожее на освящение.
Происходило оно по ночам. В шлифовальне гасили все свечи, кроме одной. И пламя свечи и сам мастер отражались на зеркальной поверхности отполированного камня. И если полировка была совершенной, то невозможно было отличить – где реальное пламя свечи, а где его отражение. Свет словно перемещал мастера и пламя в тело камня. Мастер с огнем в руках не просто отражался в камне, а входил внутрь камня.
статья хорошая спасибо сейчас пытаюсь отполировать нефритовую розу боюсь за тонкие листья насухую абразивом полируется лучше но не айс попробую сварить в парафине как когда то бирюзы кстати не подскажите где можно прикупить указанные вами оксиды ещё раз спасибо