Чем отличаются операторы ввода read и readln
Процедуры Read и ReadLn
Подпишись на новости, чтобы ничего не пропустить
В Турбо Паскале я не помню такого (может просто забыл), но в FreePascal ввод с клавиатуры можно выполнять только процедурой ReadLn, а процедура Read почему-то не работает.
Синтаксис для вывода на консоль:
procedure Read(Args: Arguments);
Синтаксис для вывода в файл:
procedure Read(var F: Text; Args: Arguments);
Аргументами (Arguments) могут быть переменные разных типов. Если используется несколько переменных, то они перечисляются через запятую. Например:
Как уже было сказано, при вводе с консоли эти переменные могут быть разных типов. Но, в отличие от процедур Write/WriteLn использовать константы не допускается (и это логично))).
ВАЖНО!
При вводе данных следует учитывать, что в случае, если введённое пользователем значение имеет тип, отличный от типа переменной, в которую вводится это значение, то возникнет ошибка времени выполнения. Если, например, в указанном выше примере пользователь в качестве первого числа введёт вещественное значение (такое как 3.14), то программа завершится аварийно, так как переменная х имеет целый тип.
При чтении из файла можно работать как с типизированными файлами, так и с текстовыми файлами.
Если файл F имеет тип Text, то переменные должны иметь тип Char, Integer, Real или String.
Маркер конца строки не является частью прочитанной строки и игнорируется.
В разных отладочных и учебных программах процедуру ReadLn часто используют для того, чтобы консольное приложение не закрылось автоматически после выполнения. Для этого в конце программы просто записывают (как в примере выше):
То есть просто имя процедуры без параметров. В этом случае программа будет ожидать нажатия клавиши ENTER. Следовательно, программа не завершится, пока не будет нажата клавиша ENTER, и это позволит увидеть результат работы программы. Разумеется, в операционной системе DOS (и подобных) такой проблемы нет. Это актуально только для Windows.
Primary tabs
Forums:
В этом уроке мы рассмотрим инструкции (стандартные процедуры ввода/вывода):
Read и Readln
Инструкция read предназначена для ввода с клавиатуры значений переменных (исходных данных). В общем виде инструкция выглядит следующим образом:
где переменнаяы — имя переменной, значение которой должно быть введено с клавиатуры во время выполнения программы.
Приведем примеры записи инструкции read:
При выполнении инструкции read происходит следующее:
Например, в результате выполнения инструкции
и ввода с клавиатуры строки 21, значением переменной Temperat будет число 21.
Одна инструкция read позволяет получить значения нескольких переменных. При этом вводимые числа должны быть набраны в одной строке и разделены пробелами. Например, если тип переменных а, b и с — real, то в результате выполнения инструкции
и ввода с клавиатуры строки:
переменные будут иметь следующие значения:
Если в строке набрано больше чисел, чем задано переменных в инструкции read, то оставшаяся часть строки будет обработана следующей инструкцией read. Например, в результате выполнения инструкций
и ввода с клавиатуры строки
переменные получат следующие значения:
. Инструкция read (С); присвоит переменной с значение 18.
Readln
Например, в результате выполнения инструкции
и вводе с клавиатуры строки
перемнные получат следующие значения:
После чего программа будет ожидать ввода нового числа, чтобы присвоить его переменной с.
Write и Writeln
Разница между readLn и read
В языке программирования Pascal применяются такие инструкции, как read и readLn. Что они собой представляют?
Что представляет собой инструкция read?
Данная инструкция предназначена для обеспечения ввода с клавиатуры ПК различных значений переменных при использовании языка Pascal. Схема задействования рассматриваемой инструкции выглядит просто: как read («значение переменной»).
На практике инструкция read применяется в целях обеспечения считывания тех или иных данных из файла и последующего присвоения значений, извлекаемых из соответствующих данных, переменным, что указаны при обращении к процедуре.
В случае если пользователь ошибся при вводе данных они не соответствуют какому-либо типу переменных, отраженных в инструкции, программа перестает выполнять команды. При этом на экране ПК появляется сообщение о том, что в приложении возникла ошибка.
Если программист использует несколько инструкций read, то данные будут так или иначе вводиться в одной строке. На следующую переход возможен только при условии, что закончится текущая строка. Вместе с тем считать сведения, размещенные в другой строке, можно посредством инструкции readLn. Рассмотрим ее особенности подробнее.
Что представляет собой инструкция readLn?
Сущность инструкции readLn заключается в задании в программе условия, при котором:
Так, можно ввести инструкцию:
И если после этого с клавиатуры ввести ряд 1 2 3, то переменная C приобретет значение 1, D — 2. Но присвоение определенного значения для переменной E программа осуществлять не будет, пока пользователь не введет новое число.
Как и в случае с инструкцией read, при некорректном вводе типа данных пользователем посредством команды readLn программа завершает работу и выдает сообщение о том, что возникла ошибка.
Сравнение
Главное отличие readLn от read заключается в том, что первая процедура предполагает осуществление программой перехода к строке файла, следующей за той, в которой прописаны инструкции. Вторая процедура позволяет программе считать данные, размещенные в следующей строке, только с разрешения пользователя — если он нажмет Enter.
На практике использование инструкции readLn чаще всего осуществляется в целях обеспечения задержки между результатом выполнения приложения и переходом к следующей инструкции. Соответствующая задержка длится до тех пор, пока пользователь не нажмет Enter.
Определив,в чем разница между readLn и read в языке Pascal, зафиксируем выводы в таблице.
Чем отличаются операторы ввода read и readln
Приветствую. Сегодня я хотел бы затронуть тему операторов ввода данных.
Ничего не напоминает? Те, кто внимательно читали предыдущую статью, скажут что эти операторы похожи на операторы вывода. И будут правы! Оператор readln отличается от оператора read только лишь тем, что после ввода данных переводит курсор на следующую строку
Возьмем для примера задачу №1 из первого урока. В ней, если вы помните, длину и ширину прямоугольника мы непосредственно вбивали в код программы. Сейчас мы немного поколдуем над кодом и сделаем так, чтобы эти данные можно было вводить с клавиатуры каждый раз при запуске программы.
Для этого вместо куска кода пишем
Попробуйте теперь запустить программу с измененным кодом. На всякий случай напишу весь код:
Заметили, как теперь при запуске программа ждет ввода данных? И пока ввод не будет осуществлен, она не продолжит выполнение. Но согласитесь, это мы с вами знаем, что при запуске программы нужно ввести значения длины и ширины, а кто-то другой, запустив ее, не догадается до этого. Поэтому нам нужно вывести на экран просьбу, что-то вроде «Введите длину». Для этого используем оператор вывода write. О нем я уже писал в предыдущем уроке.
Ход ваших рассуждений при составлении программы должен быть примерно следующим:
1) Мне нужно попросить пользователя ввести значения ширины прямоугольника. Для этого использую оператор вывода: writeln(‘Введите ширину прямоугольника’);
2) Теперь нужно чтобы программа прочитала это значение. Для этого использую оператор ввода: readln(A);
Здесь немного остановимся. Возможно у вас возник вопрос: «А что значит буква А в скобках?» Так вот, в скобках вы указываете ту переменную, которой будет присвоено значение, введенное с клавиатуры. В нашем случае ширину мы записываем в переменную А, следовательно и в скобках пишем ее.
3) Далее мне нужно попросить пользователя ввести длину. По аналогии с первым пунктом:
writeln(‘Введите длину прямоугольника’);
4) Считываем введенное значение по аналогии со 2-ым пунктом: readln(B);
Вот и все, соберем весь код в кучу:
1) Дописать перед строчкой write(P); строку: write(‘Периметр =’);
Запустите программу, протестируйте ее при разных значениях длины и ширины. Если возникли какие-то вопросы, не стесняйтесь задавать их, контакты для связи со мной находятся здесь. Ну, а если вопросов нет, можете приступать к следующему уроку
Pascal | Лекция №3
Операторы присваивания, операторы ввода-вывода
Содержание:
Поскольку язык Pascal алгоритмический, то для записи шагов алгоритмов, для наглядного однозначного представления алгоритмов в стиле структурного программирования существует набор операторов. Основные операторы считаются простыми, остальные – структурными, т.е. в их состав могут входить другие операторы, причем глубина «вложенности» операторов не ограничена.
Операторы присваивания
Оператор присваивания предназначен для присваивания переменной значения выражения. Оператор обозначается символом «:=», в левой части указывается имя переменной, в правой – вычисляемое выражение. Выражение может составлять число, знаки арифметических действий, круглые скобки, переменные и константы, процедуры и функции, допускаемое вложение друг в друга. Обязательное условие — совместность типов данных. Оператор считается синтаксически правильным, если тип выражения в правой части совпадает с типом переменной. Исключение составляет случай, когда выражение имеет целый тип, а переменная – вещественный. Допускается использование этого оператора с переменными любого типа, кроме файлового. Синтаксис:
Если в левой части оператора присваивания указана переменная типа Boolean, то в правой части оператора должно быть задано логическое выражение, задающее правило вычисления логического значения (true или false). Синтаксис:
Логическое выражение есть логическая формула, записанная на языке программирования. Логическое выражение состоит из логических операндов, связанных логическими операциями и круглыми скобками. Результатом вычисления логического выражения является булева величина (true или false). Логическими операндами могут быть логические константы, переменные, функции, операции отношения. Один логический операнд является простейшей формой логического выражения.
Примеры использования оператора присваивания:
с переменными целого типа: x := 200;
вещественного: y := Sin(Pi/3);
символьного: с := ‘6’;
булевского: test := false;
R – радиус окружности (тип – integer или real)
Pi – константа, равная значению p.
Операторы ввода-вывода
Ввод данных – это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся, как правило, исходные данные решаемой задачи.
Вывод данных – обратный процесс, когда данные передаются из оперативной памяти на внешние носители (принтер, дисплей, магнитные устройства и т.д.). Результаты решения всякой задачи должны быть выведены на один из этих носителей.
Основными устройствами ввода-вывода у ПК являются клавиатура и экран монитора. Именно через эти устройства главным образом осуществляется диалог между человеком и ПК.
Для того чтобы программа могла работать в диалоговом режиме (позволяла бы вводить данные и видеть результаты работы на экране) существуют операторы ввода и вывода.
Существует две формы оператора ввода: Read и ReadLn. Процедура ввода с клавиатуры имеет следующий формат:
Read ( ),
где – это последовательность имен переменных, разделенных запятыми.
Другой вариант оператора ввода с клавиатуры имеет вид:
ReadLn ( )
Оператор ReadLn аналогичен предыдущему, отличие заключается в том, что при выполнении одного оператора ReadLn курсор на экране монитора переходит на новую строку.
Аналогично существует две формы оператора вывода. Оператор вывода на экран (обращение к стандартной процедуре вывода) имеет следующий формат:
Здесь элементами списка вывода могут быть выражения различных типов. В результате выполнения данного оператора значения списка будут выведены на экран монитора.
Если необходимо вывести на экран какой-либо текст, то внутри оператора Write этот текст записывается в апострофах.
Второй вариант процедуры вывода на экран:
Его действие отличается от оператора Write тем, что после вывода последнего в списке значения происходит перевод курсора к началу следующей строки. Оператор WriteLn может использоваться без каких-либо параметров – в этом случае после выполнения такого оператора курсор перемещается на одну позицию вниз.
В операторах вывода Write и WriteLn имеется возможность установить ширину поля вывода. Если X и I – целочисленные выражения, а Y — вещественное выражение, то вызов
Write ( X : I, Y : I ) — печатает значения X и Y каждое в крайние правые позиции полей шириной I;
Write ( Y : I : X) – вызовом в крайние правые позиции поля шириной I символов выводится десятичное представление значения Y в формате с фиксированной точкой, причем после десятичной точки выводится X цифр, представляющих дробную часть числа.
Составной оператор
Для того чтобы задать последовательное выполнение (по порядку, один за другим) нескольких операторов, в языке Pascal существует составной оператор. Операторы, входящие в составной, разделяются символом «;», в начале ставится служебное слово Begin, в конце – End.
Составной оператор применяется в тех случаях, когда синтаксис языка допускает использование только одного оператора, а смысл требует выполнения нескольких действий.
Обратите внимание: перед служебным словом End разделитель (символ «;») не ставится.
Условный оператор
Очень часто так же, как и в жизни, при решении задач некоторые действия выполняются в зависимости от истинности каких-либо условий. Например, мы берем с собой зонт, если идет дождь или на небе тучи. Или часто встречающиеся в математике определения функций:
Здесь значение функции f вычисляется в зависимости от величины x по разным формулам.
Для задания выбора того или иного действия в зависимости от условия в языке Pascal предназначен условный оператор, который имеет две формы: полную и сокращенную.
В качестве условия используется значение логического выражения, в качестве операторов – любой простой или составной оператор, в том числе и сам условный оператор.
И по ветке then, и по ветке else должен выполняться единственный оператор. Если по смыслу задачи необходимо выполнить несколько операторов, тогда следует использовать составной оператор.
Часть условного оператора, начинающаяся со слова else, может отсутствовать, такая форма оператора называется сокращенной и выглядит следующим образом:
Оператор в этом случае выполняется, если условие истинно, иначе программа переходит к следующему оператору.
Пример полной формы: рассмотрим определение функции f(x):
Если в нашем примере описать логическую переменную В, значение которой будет равно true, если x
Пример краткой формы:
При использовании вложенных условных операторов может возникнуть неоднозначность, например:
В данном случае необходимо помнить, что служебное слово else всегда ассоциируется с ближайшим по тексту программы словом if, которое еще не связано с else. А чтобы такая двусмысленность не возникала, лучше всего пользоваться составным оператором:
Теперь дадим строгое описание условного оператора в форме синтаксической диаграммы:
Пример: По длинам трех сторон треугольника a, b, c вычислить его площадь.
Условный оператор Case (оператор варианта)
Более обобщенной формой условного оператора, учитывающей произвольное число альтернатив, является оператор варианта. Использование этого оператора позволяет задавать выполнение некоторых действий для нескольких различных значений одного выражения:
Присвоить строке S значение дня недели для заданного числа D при условии, что в месяце 31 день и 1-ое число – понедельник.
Для построения алгоритма воспользуемся операцией mod, позволяющий вычислить остаток от деления двух целых чисел, и с условием, что 1-ое число – понедельник. Тогда можно записать следующий оператор Case:
Чтобы завершить построение алгоритма решения поставленной задачи, необходимо ограничить область возможных значений переменной D (тип — integer):
В качестве можно также задать список и (или) диапазон значений.
Контрольные вопросы