Чем отличаются операторы связи
Какие есть в России мобильные операторы
Какие есть в России мобильные операторы
За последние несколько лет на рынке сотовой связи России появилось множество новых игроков, которые пополнили список мобильных операторов страны. На сегодня услуги мобильной связи в России предоставляет более ста компаний, однако не все сотовые операторы имеют свои сети, и многие являются виртуальными.
Рассказываем какие сотовые операторы предоставляют услуги в России, сколько их, чем отличаются, и к каким новичкам и старожилам рынка мобильной связи стоит присмотреться, если планируете сменить провайдера связи.
Какие есть операторы?
Если заходят разговоры о мобильных операторах России, то чаще всего пользователи обсуждают крупнейших, входящих в “большую четверку” федеральных сотовых провайдеров подвижной телефонной связи. На слуху также некоторые виртуальные операторы, не имеющие собственной инфраструктуры, и предоставляющие услуги связи на базе сетей других операторов.
Разумеется, что популярность того либо иного оператора сотовой связи зависит от того, у какого из провайдеров больше абонентов, и рынок России не исключение.
Однако если посмотреть на список сотовых компаний России, то он включает более сотни операторов. Все они имеют лицензии на оказание услуг, но не все имеют собственные сети.
Всех сотовых операторов страны можно разделить на три основные группы: “большая четверка”, региональные, и виртуальные провайдеры.
Федеральная четверка
На протяжении трех десятилетий истории российской мобильной связи, на рынке сформировались основные игроки рынка. На сегодня к таким компаниями в России относятся четыре бренда связи.
Принято считать, что крупнейшие игроки на рынке являются монополистами, и все остальные операторы не могут полноценно конкурировать с ними. Однако как показывает реальная ситуация, даже между операторами “большой четверки”, действует реальная конкуренция.
Так, если рассматривать количество абонентов, что является одним из основных показателей эффективности работы любого оператора, борьба за клиентов продолжается, и все компании стремятся занять более высокое место в рейтинге, либо сохранить свою позицию.
Оператором номер 1 в России по числу активных абонентов является МТС, но его ближайший конкурент по данному показателю МегаФон незначительно уступает лидеру рынка. Положение компаний на рынке может измениться в любой момент.
Доказательством тому, является борьба за третье место. На протяжении длительного периода времени считалось, что на данной позиции прочно закрепился Билайн. Однако в конце 2020 года стало известно, что значительный отток абонентской базы компании привел к тому, что оператор уступил свою позицию Теле2.
Крупнейший оператор страны на протяжении многих лет сохраняет лидерство на рынке, и это обусловлено тем, что компания не только предоставляет услуги сотовой связи, но и имеет собственную экосистему цифровых сервисов. В условиях современного мира такой подход позволяет предложить своим клиентам максимальные возможности.
Так, кроме мобильной связи компания предоставляет услуги домашнего интернета и телефонии, цифрового и спутникового телевидения под брендом МТС HOME, а банковские продукты предоставляются МТС Банком. И это лишь малая часть экосистемы компании.
Возможность использовать несколько услуг и продуктов от одной компании является несомненным плюсом оператора. Это позволяет абонентам получать максимум возможностей с существенной экономией для бюджета. Вместе с тем базовая стоимость услуг связи выше, чем у остальных провайдеров.
МегаФон
Второй по величине оператор страны на протяжении нескольких лет имеет звание оператора с самым быстрым интернетом. Это подтверждается реальными замерами, производимыми абонентами с помощью сервиса speedtest.
Преимуществом сотового оператора является и гибкая ценовая политика, позволяющая подобрать оптимальный тариф как для звонков, так и интернета. Однако стоит отметить, что МегаФон довольно часто обновляет тарифную витрину, что многими абонентами называется существенным минусом оператора.
Не отстает оператор от конкурентов и по возможностям использовать различные цифровые сервисы под единым брендом, получая дополнительную экономию. Теперь доступно пользоваться не только сотовой связью, но и домашним интернетом и цифровым телевидением в рамках одного тарифа.
Билайн
Сотового оператора сегодня можно назвать самым семейным. Основная тарифная линейка позволяет использовать пакеты услуг можно не только самостоятельно, но и делиться с родными. Такая возможность доступна сегодня и у других операторов, но именно Билайн стал первым, кто предложил использование общих пакетов услуг для семьи.
Также в рамках тарифов компании можно получить без дополнительной оплаты услуги для дома — широкополосный интернет и цифровое телевидение. Отметим, что в этом Билайн также стал первым российским оператором, предложив своим клиентам конвергентные тарифы, и сохраняет лидерство в данном сегменте.
Основным минусом оператора является то, что на протяжении последних лет компания практически не вкладывала инвестиций в техническое развитие сети, что признали и в руководстве Билайна. Результатом стало существенное снижение качество связи, что привело к существенному оттоку клиентов. В настоящее время компания активно модернизирует свою сеть во всех регионах страны, что может позволить Билайну сохранить лидирующие позиции в будущем.
Tele2
Всего несколько лет потребовалось компании, чтобы из новичка на рынке стать полноценным игроком. На протяжении многих лет Теле2 являлся дискаунтером, предлагая более низкие цены на услуги связи, если сравнивать с другими операторами, и это было основным преимуществом компании. Однако сегодня оператор старается уйти от такого позиционирования, а расценки уже практически сравнимы с остальными операторами “четверки”.
Преимуществом оператора является связь “по другим правилам”. Уникальный подход при формировании тарифов и дополнительных сервисов, позволяет Теле2 выгодно отличаться на рынке. Многие из предложенных компанией продуктов часто копируются другими крупными операторами — перенос остатков, “честные звонки в сети”, “SOS-пакет”.
К недостаткам относится то, что на сегодня оператор представлен не во всех российских регионах. Также, в одном из главных для любого оператора, в столичном регионе не имеет лицензии на частоты 2G.
Активному росту абонентской базы способствует уникальная платформа для создания на сети компании виртуальных операторов. За последние года Теле2 стал настоящим конвейером по запуску проектов MVNO.
Региональные операторы
На территории страны работает множество региональных компаний, имеющих собственные сети. Среди таких компаний стоит выделить три компании — Таттелеком, Мотив, и Вайнах-Телеком.
Наиболее удачным проектом является Летай, предоставляющего услуги на территории Татарстана. На сегодня компания обслуживает более шестисот миллионов абонентов, и предлагает не только услуги сотовой, но и стационарной связи.
Мотив на протяжении длительного периода времени считался одним из наиболее перспективных проектов, среди региональных операторов. Изначально услуги связи были доступны только в Свердловской области, но со временем карта покрытия расширилась на ХМАО, ЯНАО, и Курганскую область. Однако наибольшая популярность у оператора только в Екатеринбурге и области.
“Вайнах Телеком” предоставляет услуги связи в Чеченской республике, а также является крупнейшим оператором на Северном Кавказе. Среди услуг не только мобильная связь, но и широкополосный интернет, цифровое телевидение.
Сразу четыре региональных оператора представлены в Крыму. Однако, в силу сложившихся обстоятельств, эти операторы не снискали популярности среди жителей региона, несмотря на маркетинговую активность. Изменить ситуацию может запуск с 2020 года услуги MNP — теперь можно перейти с сохранением своего номера с краснодарских номеров МТС, которыми пользуется большинство абонентов региона.
Виртуальные операторы
В последние несколько лет на российском рынке появилось множество виртуальных операторов связи, и некоторые из них смогли за короткое время добиться хороших результатов в привлечении абонентов. Большинство новых виртуальных операторов работают на технических сетях Теле2.
Самой большой популярностью у абонентов пользуются банковские операторы связи. Это обусловлено тем, что при использовании банковских продуктов можно получить существенные скидки на использование сотовой связи.
Для примера, для пользователей банковских карт Тинькофф можно пользоваться бесплатной связью. Если на протяжении месяца по платежной карте траты превышают десять тысяч, то доступно использовать шестьсот минут на звонки по России бесплатно. А вот пользователи банковских продуктов Сбера, получают дополнительные бонусы Спасибо при оплате услуг связи СберМобайл. А вот “ВТБ-мобайл” предлагает использовать бонусы по банковской карте для оплаты услуг связи.
Отметим, что оценить перспективность развития виртуальных операторов можно на основе данных по количеству банковских MVNO — только три указанных выше оператора обслуживают около четырех миллионов абонентов. Всего в России услугами виртуальных операторов пользуется порядка десяти миллионов клиентов, что составляет порядка трех процентов от общего количества.
Отметим, что в абсолютных цифрах данные показатели минимальные, и в Европе уровень проникновения превышает в несколько раз. Однако данные по банковским операторам показывают, что на российском рынке виртуальные операторы имеют высокий потенциал роста, и не исключено, что в будущем смогут составить реальную конкуренцию в плане привлекательности для абонентов основным операторам.
Сотовые сети 2G, 3G, 4G, 5G — как работают и в чем разница
Содержание
Содержание
Сотовая связь является основой современных коммуникаций. Технически это одна из разновидностей радиосвязи, в которой абоненты связываются друг с другом с помощью сети базовых станций, принимающих и ретранслирующих сигнал от приемопередатчиков пользователей. Для того, чтобы связь была доступна везде, в любом месте и любое время, независимо от того, где находитесь вы и ваш собеседник, таких базовых станций должно быть очень много, чтобы покрыть максимум площади и обеспечить одновременную связь сразу множеству абонентов.
Именно из-за карты покрытия сети этот вид связи и назвали «сотовой». Все дело в том, что зоны покрытия от каждой станции немного накладываются на соседние, чтобы обеспечить непрерывность нахождения пользователя в сети. Поэтому, когда вы смотрите на схему размещения и покрытия сверху, то круги, показывающие зону действия каждой базовой станции, пересекаясь друг с другом, образуют контур, напоминающий пчелиные соты.
Сотовая связь стала привычным явлением, поэтому сейчас сложно представить, что относительно недавно ее не было: например, в России мобильная связь начала массово распространяться только в начале XXI века. В силу того, что в России массовая сотовая связь появилась несколько позже, чем в остальном мире, у нас быстро появились сети 2G, а сети первого поколения разворачивались не везде и проработали недолго. Поэтому коротко расскажем об особенностях сотовых сетей, начиная со второго поколения 2G и заканчивая 5G, внедрения которого все ждут.
Сотовые сети 2G, 3G, 4G, 5G: в чем основное отличие
Если говорить коротко, то основным отличием сотовых сетей разных поколений является скорость передачи данных, становившаяся все быстрее по мере развития технологий и быстродействия оборудования. Немного остановимся на особенностях каждого из стандартов.
Сотовые сети 2G
Первоначально стандарт 2G использовался только для мобильной телефонии. В России и Европе сети 2G построили на основе стандарта GSM 900, который затем развился в GSM 1800. Первый стандарт использует для работы частоту 900 МГц, второй — 1800 МГц. Преимущество GSM 1800 заключается в увеличенной емкости сети, хотя соты и покрывают меньшую площадь по сравнению с GSM 900. В сетях 2G на момент запуска можно было передавать короткие текстовые сообщения SMS и данные со скоростью медленного телефонного модема — до 14,4 кБит/с.
Ситуация изменилась в 1997 году, когда разработали и внедрили сервис «General Packet Radio Service» (GPRS) – надстройку над телефонным каналом мобильной связи, предназначенную для передачи данных. Максимальная скорость передачи данных через GPRS теоретически составляла до 171,2 кБит/с, практически — значительно ниже. На сегодня это уже откровенно мало, но на момент запуска было очень хорошо, потому что это было время, когда пользователи начали в массовом порядке осваивать электронную почту.
Сети с использованием GPRS получили индекс 2,5G, потому что до уже утвержденных к тому моменту норм стандарта 3G они не дотягивали. В дальнейшем появилось еще и 2,75G – технология EDGE, отличающаяся от GPRS способом кодирования и увеличенной скоростью передачи данных. Внедрение EDGE позволило повысить скорость передачи данных до 474 кбит/с в теории и до 220 кбит/с на практике. В некоторых случаях EDGE даже относят к технологии 3G, если способ ее реализации позволяет обеспечивать требования к этому стандарту (скорость передачи данных — до 384 кбит/с).
Сотовые сети 3G
Первые коммерческие сети этого стандарта были запущены в 2001-2003 году. Сначала появилась сеть в Японии, потом в Норвегии. В США первую сеть 3G запустили в 2002 году, а в России сети третьего поколения начали работу в тестовом режиме в 2002 году. Массовый запуск в регионах начался с 2008 года.
Основой 3G сети в России является стандарт UMTS (или W-CDMA). Первоначально скорость передачи данных в них достигала 384 кбит/с. В дальнейшем скорости быстро выросли с появлением 3,5G, то есть с внедрением стандартов HSPA и HSPA+, способных, в идеале, развивать скорости до 14,4 Мбит/с и 42 Мбит/с соответственно.
Важная особенность 3G — по мере движения и удаления пользователя от одной базовой станции, его «подхватывает» другая, забирая на себя часть потока данных. При этом «старая» базовая станция постепенно уменьшает поток данных, пока абонент совсем не покинет зону ее действия. Благодаря такой работе и при наличии хорошего покрытия сети вероятность того, что случится обрыв связи, становится меньше, чем в GSM, где используется жесткое переключение пользователя между базовыми станциями.
Сотовые сети 4G
Следующим шагом по повышению скорости передачи данных стало внедрение сотовых сетей четвертого поколения. На сегодня это самые актуальные сети для мобильной связи и высокоскоростного мобильного доступа в Интернет. В России сети 4G работают на частотах 1800 МГц, 2600 МГц и реже на частоте 800 МГц.
Теоретически стандарты связи в сетях четвертого поколения могут выдать скорость загрузки до 1 Гбит/с для стационарного абонента. На практике все очень сильно зависит от качества сигнала и загрузки базовых станций, поэтому реальные скорости намного меньше. В лучшем случае вы получите соединение со скоростью 100 Мбит/с и то, это если говорить о Москве. Например, «Билайн» заявляет максимальную скорость в своих сетях 4G до 73 Мбит/с, в сетях 4G+ – до 110 Мбит/с. Реальная скорость получается ниже.
Особенность 4G заключается в том, что сначала были запущены сети LTE для передачи данных. LTE — это стандарт беспроводной высокоскоростной передачи данных с увеличенной пропускной способностью, разработанный на основе предыдущих стандартов EDGE и HSPA. У LTE есть важная особенность: сети этого стандарта умеют передавать только данные, но не голос, так как LTE поддерживает только коммутацию пакетов данных, а голосовые вызовы в GSM и UMTS осуществляются на основе коммутации каналов.
Поэтому первоначально сети на основе LTE использовались только для передачи данных, а голосовая связь осуществлялась за счет переключения смартфонов в сети 3G или даже 2G. В дальнейшем реализовали технологию VoLTE — передачу голоса в сетях LTE. После этого стало возможно внедрение полноценных 4G-сетей. На момент написания статьи это наиболее актуальный и быстродействующий стандарт, а сотовые операторы постепенно расширяют зону покрытия сетями 4G.
Сотовые сети 5G
Следующий шаг в развитии беспроводных сетей — 5G. Разработчики обещают, что скорости передачи данных в новой сети будут в 10 раз выше, чем в сетях 4G. 5G — это стабильный широкополосный доступ в сеть, позволяющий широко использовать «Интернет вещей» не только в бытовой сфере, но и в промышленности. Кроме того, 5G за счет стабильной и надежной связи позволит реализовать удаленное управление и полный контроль за происходящим в таких критически важных отраслях, как, например, медицина. Подробнее о сетях 5G рассказывается в статье Клуба 5G. Реальность и перспективы.
Выбор сети на смартфоне. Как разные сети отображаются на экране
Нужно ли обычному пользователю знать, в какой сети он в данный момент находится, есть ли от этого польза и требуется ли что-то настраивать вручную?
Понимание того, в какой сети вы в данный момент находитесь, позволит оценить скорость загрузки данных и понять, что сделать реально, а что не стоит даже пробовать. Например, находясь в сети GPRS бессмысленно пытаться посмотреть ролики в YouTube или TikTok. Для этого нужна как минимум сеть 3G, причем в своей быстрой версии —HSPA или HSPA+.
Тип сети на экране смартфона отображается рядом со значком уровня сигнала и передачи данных. Так при включении сети 2G вы можете увидеть значок «2G» или «E», которые сообщают вам о том, что смартфон подключился к сети GPRS или EDGE, соответственно.
При подключении к сети 3G в наше время, скорее всего, вы увидите значок «Н» или «Н+», сообщающий о том, что устройство подключено к сети HSPA или HSPA+. Возможно, где-то вам удастся и поймать сигнал только со значком «3G» — это также сети третьего поколения.
Сети 4G обозначаются значком «4G» или «LTE». Например, вот таким.
Теперь разберемся с тем, как самостоятельно выбирать сети и принудительно назначать, в каком стандарте работать. Автоматическое подключение к новейшему стандарту не всегда хорошо. Если вы находитесь на границе действия сети 4G, но при этом рядом имеется хороший сигнал 3G, лучше переключиться на него, так как скорость будет быстрее.
Делается это так. В настройках надо зайти в раздел «Мобильная сеть». Далее — «Мобильная передача данных», где надо выбрать пункт меню «Предпочтительный режим сети».
У вас могут быть доступны, в зависимости от смартфона, следующие опции: «Авто 4G/3G/2G», «Авто 3G/2G», «Только 4G», «Только 3G», «Только 2G».
«Авто» обозначает, что смартфон сам выбирает сеть из имеющихся в наличии. Если вы указали одну из сетей, например, «Только 3G», то устройство станет соединяться только с сетями этого стандарта. Выбрать в глухой деревне «Только 2G» полезно — и соединение будет стабильнее и заряд аккумулятора сэкономите.
Все мобильные операторы России: кто есть кто на рынке сотовой связи
Мы собрали воедино и систематизировали основную информацию о российских сотовых операторах, присутствующих на текущий момент на отечественном рынке.
Условно их можно подразделить на три группы:
Операторы «Большой четверки»
Помимо сотовой связи, занимается оказанием других телекоммуникационных услуг населению и бизнесу.
Ассортимент достаточно богат:
Предполагается развитие 5G сетей и «интернета вещей» совместно с Huawei, с которой заключено соответствующее соглашение.
Располагает собственным интернет-магазином МТС и обширнейшей сетью фирменных салонов по всей территории России.
Имеет ряд дочерних компаний на территории бывших республик СССР.
Создал несколько не слишком успешных MVNO в кооперации с такими крупными торговыми сетями, как «Связной», «Пятерочка», «Ашан», «Карусель» и рядом других, но в целом особого интереса к данной теме не проявляет.
Проявляет существенно меньше интереса к зарубежным рынкам, но всё же присутствует в Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии.
Спектр услуг мало отличается от МТС, но в качестве партнера для развития сетей пятого поколения выбрана финская Nokia.
Контролирует одного из наиболее успешных MVNO операторов и поставщика услуг 4G мобильного интернета – компанию Yota.
Является пионером в данном вопросе на российском рынке, заключив в свое соглашение с компанией КантриКом, предоставляющей услуги под брендом АллоИнкогнито.
На заре становления мобильной связи России достаточно уверенно боролся с АФК «Система», контролирующей МТС, за лидерство, однако в итоге проиграл.
Материнская компания ВымпелКом располагает филиалами во многих странах СНГ и не только, однако дела в них обстоят не слишком радужно.
Предоставляет своим российским абонентам тарифные планы, позволяющие более выгодно звонить на номера своих «дочек» за границей, однако с распространением мессенджеров их актуальность сильно потеряла в весе.
Как и конкуренты, предлагает абонентам набор телекоммуникационных услуг, в том числе комплексные тарифы, в которые входит всё вплоть до страхования жилища.
От иностранных владельцев остался только бренд, известный во всей Европе. На фоне откровенно свинской политики «большой тройки» был весьма привлекателен для абонентов, но не смог совладать с админресурсом.
Компанию обошли с частотами на 4G, покрытие не достигло уровня хотя бы Билайна даже после присоединения скупленных ранее Ростелекомом мелких региональных операторов, в некоторых областях сеть отсутствует в принципе.
Проблема с 4G частично решена за счет оказания услуг под брендом SkyLink, доставшимся от не выдержавшего соперничества конкурента всё через тот же Ростелеком.
Очень привлекательные тарифы, спам и навязывание ненужных услуг – в пределах допустимого, хотя тоже имеет место быть.
Из наиболее известных потребителей ресурсов сотовой сети Tele2 – Danycom, СберМобайл, Тинькофф Мобайл и собственно мобильный оператор Ростелеком.
Региональные операторы
Были попытки проникновения на рынки сопредельных регионов, закончившиеся провалом.
Особой конкуренции «большой четверке» составить не в состоянии, однако спектр услуг, кроме сотовой связи, включает стационарный и мобильный интернет, а также цифровое телевидение.
Абонентская база не превышает 100 тысяч номеров, реально – еще меньше.
Входит в число старейших операторов, доживших до наших дней и не поглощенных акулами рынка аж с 90-х.
Продает под собственным брендом телекоммуникационное оборудование. Имеет проблемы из-за отсутствия лицензий на 3G интернет.
Абонентская база достаточно внушительная – более полумиллиона человек, но постепенно их число уменьшается.
В числе прочих услуг – домашний интернет под маркой «Летай», однако его качество оставляет желать лучшего. Интересно, что оператор полностью находится в собственности республики.
Географически опирается на Москву, однако GSM сетью не располагает, MVNO не является, и даже с точки зрения пользователей стационарных телефонов, способных использовать ресурсы оператора через стандарт DECT, интереса не представляет.
В последние годы сумела проникнуть на рынки еще двух областей. Специализируется на домашнем интернете, телевидении. С рынка сотовой связи ушла несколько лет назад.
Штаб квартира располагается в Москве, основная специализация – широкополосный доступ в интернет, цифровое телевидение, виртуальный хостинг, системная интеграция.
К мобильной связи имеет отношение постольку поскольку, предоставляет только мобильный интернет в нескольких областях.
Виртуальные операторы (MVNO)
Известен раздачей сим-карт, позволявших полгода пользоваться услугами связи бесплатно.
К настоящему времени акция закончена, сверхвыгодные тарифы скорректированы, абоненты в массе своей разбежались.
Использует сеть Tele2. Основная часть покрытия сосредоточена в южных регионах России, однако имеются абоненты в Сибири.
География постепенно расширяется. Кроме сотовой связи, предоставляет домашний интернет и цифровое телевидение.
В качестве базовой сети использует Билайн, со всеми вытекающими из этого последствиями.
На рынке уже более 6 лет, изначально ограничивался столичным регионом, впоследствии география сильно расширилась.
В последние годы обзавелся собственным биллингом, до этого абоненты пользовались билайновским.
Учитывая количество закрывшихся за это время аналогичных проектов – впечатляет. География достаточно узкая: столичный регион плюс Санкт-Петербург.
Изначально ставка была сделана на необычные инновационные услуги, впоследствии часть из них утратила уникальность, а другая оказалась невостребованной.
Базовых сетей несколько: изначально – Мегафон, затем – ныне покойный в смысле GSM Скай Линк, не так давно добавился Билайн.
Те активы достались Tele2, но не так давно Ростелеком решил оказывать услуги голосовой связи еще и под собственным брендом, создав MVNO на базе контролируемой сети федерального оператора.
Изначально услуги предлагались в четырех областях, сегодня география совпадает с Tele2.
Активно продвигают другие услуги, как то: домашний интернет, цифровое телевидение, фирменное телекоммуникационное оборудование.
К проекту подошли обстоятельно, сразу заказали разработчикам систему биллинга, обойдя при этом по срокам Сбербанк.
Идеология в рамках бренда в целом: дистанционное обслуживание, передовые технологии вроде фирменного приложения и настраиваемых тарифов.
В настоящее время принадлежит МТС и представляет собой MVNO, работающий на базе ее сети.
География ограничена столичным регионом. В ассортименте услуг не только сотовая связь, но и прочая телекоммуникация.
Однако калибр материнских организаций откровенно несоизмерим.
Работает на базе той же сети Tele2, располагает собственным биллингом и даже лелеет планы распространять сим-карты вовсе уж необычным способом – через симкоматы.
Пока особых достижений не замечено, но факт интеграции со Сбербанком позволяет говорить о будущем.
Впоследствии ее купил «МегаФон», однако поглощать по каким-то причинам не стал.
Поэтому 4G сеть до сих пор не слили с мегафоновской, что вызывает некоторые проблемы. Около 5 лет назад на базе оператора был создан MVNO.
Известна своими фирменными мобильными устройствами: модемами, роутерами и провальной линейкой смартфонов.
Штаб-квартира находится в Перми. Особой прибыли оператор не приносит, но позволяет включить в пакет услуг еще и мобильную связь под брендом «Дом.ru Мобайл».
В последнее время о проекте нет информации, похоже, что он провалился.
В заключение
В целом картина на рынке сотовой связи Российской Федерации выглядит довольно-таки оптимистично. Спектр услуг достаточно широк.
Предприняты некоторые шаги, направленные во благо абонентов, такие, как отмена роуминга внутри страны и возвращение безлимитных тарифов на мобильный интернет.